Дело № 2-610/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2014 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи Э.Д. Унутова,
при секретаре С.С. Свитлик,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Барагашская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к составлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и внесению платы по данным расчетам,
установил:
Заместитель прокурор <адрес> Республики Алтай ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Барагашская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Барагашская СОШ») об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 кварталы 2014 года, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> в установленные им сроки и внести плату по данным расчетам в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «<адрес>».
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой произведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в части своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 кварталы 2014 года, в ходе которой в деятельности МБОУ «Барагашская СОШ» выявлены существенные нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды». Согласно информации Управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 кварталы 2014 года, не предоставлены на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> и не внесены соответствующие платежи. Указанное повлекло нарушение принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, установленного ФЗ «Об охране окружающей среды», недополучение бюджетами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, МО «<адрес>» денежных средств, что в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на природоохранные мероприятия. Невыполнение ответчиками требований законодательства нарушает также и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.
В правовое обоснование иска прокурором сделаны также ссылки на положения Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 344, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 632, Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № 204, Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № 557, на Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 400, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», ч. 1 ст. 51, ст.ст. 57,62 Бюджетного кодекса РФ, ст. 42, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации.
Представитель ответчика МБОУ «Барагашская СОШ» в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Заслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Основным законом гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (ст. 42).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. При этом негативное воздействие на окружающую среду определено как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды – как поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде – как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 закона).
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. При этом к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 632, его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Порядком предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Аналогичные положения закреплены пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.
В соответствии с п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № перечисление средств (платы за загрязнение окружающей природной среды) осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Предоставление расчета и внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду на основании п. 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № 204, а также п. п. 1, 2 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» осуществляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Таким образом, субъектами внесения соответствующей платы за негативное воздействие на окружающую среду являются все хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием, в том числе коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели, учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления. При этом, по смыслу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» суммы платы, вносимые данными субъектами, напрямую зависят от вида и фактического объема загрязнения окружающей среды, определяемого исходя из нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих лимитов.
Анализируя правовую природу платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 284-О пришел к выводу, что эти платежи, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются индивидуально-возмездными компенсационными платежами, устанавливаемыми на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Барагашская СОШ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность юридических лиц осуществляется на основе презумпции экологической опасности такой деятельности и принципа запрещения хозяйственной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Из данной нормы можно сделать вывод, что любая хозяйственная деятельность является потенциально опасной, а обязанность доказывания экологической безопасности лежит на лице, заинтересованном в ее дальнейшем осуществлении.
Поскольку ответчик – МБОУ «Барагашская СОШ» по смыслу действующего природоохранного законодательства является хозяйствующим субъектом – природопользователем, он должен периодически производить расчеты и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и ее территориальных подразделений в части, касающейся ограничения негативного воздействия на окружающую среду, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).
В соответствии с приложением № к Федеральному закону от 30.11.2011г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» главным администратором дохода бюджета в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В материалах дела имеется письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1029, согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Барагашская СОШ» не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2014 года, не представлены на согласование в Управление Роспироднадзора по <адрес> и <адрес> и не внесены соответствующие платежи за 2 и 3 кварталы 2014 года.
На основании ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 %, в бюджет Республики Алтай – по нормативу 40 %, в бюджет муниципального образования «<адрес>» – по нормативу 40 %.
Суд считает, что деятельность ответчика, осуществляемая без произведения платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушает интересы Российской Федерации, Республики Алтай и муниципального образования «<адрес>», что выражается в недополучении соответствующими бюджетами сумм, являющихся статьями формирования их доходов, и, как следствие, невозможности направления соответствующих денежных средств на финансирование государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий негативного воздействия, проведению природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие ответчика противоречит принципу всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду, порождает неравенство между субъектами экологических отношений, и нарушает права граждан и неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую обстановку.
Суд при разрешении возникшего спора по существу исходит из того, что обращение прокурора в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц на основании ст. 45 ГПК РФ в данном случае обосновано, а потому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд определяет срок для исполнения решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы для устранения нарушений, условий, в которых должны выполняться такие работы и считает необходимым установить срок 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Барагашская средняя общеобразовательная школа» <данные изъяты> со дня вступления решения суд в законную силу в течение десяти дней произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2014 года, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> в установленные им сроки и внести по ним соответствующую плату за 2 и 3 кварталы 2014 года за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «<адрес>».
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в месячный срок со дня его вынесения.
Председательствующий Э.Д. Унутов