№ 12-255/2019
РЕШЕНИЕ
03 октября 2019 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего, судьи Мельниковой Н.Б.,
при секретаре Ким Е.В.,
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Малого А.В., действующего на основании доверенности,
представителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Куликовской Г.Г., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу консультанта комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области Исаевой Е.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Авериной Ж.А. от 09 сентября 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ Исаевой Е.В.
УСТАНОВИЛ:
постановлением № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Авериной Ж.А. от 09 сентября 2019 года, Исаева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Исаевой Е.В. в Центральный районный суд г. Оренбурга подана жалоба, в которой она просит производство по делу прекратить, освободить ее от ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения. В своей жалобе указала, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ возбуждено по факту нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, связанному с исполнением регионального бюджета Оренбургской области. Полагает, что Управление Федерального казначейства не уполномочено на осуществление государственного контроля в отношении учета средств региональных бюджетов, должностные лица названного органа не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением учета средств бюджета Оренбургской области. Факты допущенных нарушений Исаевой Е.В. не оспариваются. Выявленные в ходе проведения выездной проверки нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету устранены 30.07.2019 года. Допущенные при ведении бюджетного учета нарушения были обусловлены добросовестным заблуждением ответственного должностного лица о порядке учета приобретаемых комитетом неисключительных прав на программное обеспечение, порядке списания затрат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и оформления дебиторской задолженности, связанной с авансированием подписки на периодические печатные издания.
Примененная должностным лицом административного органа мера административного взыскания в виде штрафа в размере 10 000 рублей не соответствует тяжести совершенного Исаевой Е.В. правонарушения, что нарушает принцип соразмерности наказания характеру совершенного правонарушения. В обжалуемом постановлении не изложено, в чем именно выразилась высокая степень общественной опасности совершенного деяния. Просит производство по делу прекратить, поскольку совершенное ею административное правонарушение является малозначительным в силу ст. 2.9 КоАП РФ, и ограничиться устным замечанием.
В судебном заседании защитник Исаевой Е.В., Малый А.В., доводы жалобы поддержал в полном объеме, и просил постановление от 09 сентября 2019 года отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Исаевой Е.В. прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, либо малозначительности совершенного деяния. Также пояснил, что в её действиях отсутствовал умысел и признаки пренебрежительного отношения к исполнению установленной законом публично-правовой обязанности, вредных последствий и угрозы охраняемым законом общественным правоотношениям, правам и интересам граждан и государства.
Представитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Куликовская Г.Г., действующая на основании доверенности, полагала, что постановление № от 09 сентября 2019 года, является законным, обоснованным, поскольку пунктом 4 Инструкции № 191н установлено, что бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.
Пунктом 11.1. Инструкции № 191н определено, что в состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета включается Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников Бюджетная отчетность Комитета подписана электронной подписью председателя Комитета Ганиной Т.Н., за главного бухгалтера документы подписаны электронной подписью консультанта Комитета Исаевой Е.В., отметка о получении бюджетной отчетности со стороны министерства финансов Оренбургской области 31.01.2019 года. Исаева Е.В. назначена на должность консультанта Комитета приказом от 14.09.2012 № 62 «О назначении на должность Исаевой Е.В.». Согласно пункту 13 Должностного регламента консультанта комитета, утвержденного председателем комитета от 20.07.2018 года определено, что консультант обеспечивает ведение бухгалтерского учета комитета, составляет бюджетную отчетность по расходам комитета, статистическую отчетность, налоговую отчетность, отчетность по внебюджетным фондам, отчет о расходовании субвенций органами местного самоуправления и комитетом. Вина Исаевой Е.В. выражается в допущении при ведении бюджетного учета существенных нарушений, которые привели к искажению показателей строк Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя, бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) на 01.01.2019 года.
Являясь должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению ведения бухгалтерского учета, составление бюджетной отчетности, Исаева Е.В., как должностное лицо, ответственное за обеспечение ведения бухгалтерского учета, составление бюджетной отчетности, имея возможность при надлежащим исполнении своих должностных обязанностей осуществлять ведение бухгалтерского учета в соответствии с установленными правилами и нормами и своевременно устранить допущенные в нем искажения, что повлекло бы предотвращение искажения и предоставления заведомо недостоверной бюджетной отчетности, указанные обязанности не исполнила и меры не предприняла, что повлекло впоследствии предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
Представитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Куликовская Г.Г., также в судебном заседании пояснила, что доказательств, свидетельствующих о предпринятых Исаевой Е.В. мерах, достаточных для соблюдения порядка составления и предоставления бюджетной отчетности, не представлено. Считает, что данное нарушение является грубым нарушением требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету.
Суд, выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Малого А.В., представителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Куликовскую Г.Г., исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 15.15.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 09.06.2019 года) непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области в ходе проведения с 18.07.2019 года по 21.08.2019 года выездной проверки использования единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г.Байконур в комитете по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года, установлено, что при ведении бюджетного учета Комитетом допущены нарушения требований, установленных пунктом 2 статьи 264.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-Ф3 Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (в редакции от 31.03.2018 года), утвержденной приказом Министерства финансов России от 01.12.2010 года № 157н (далее - Инструкция № 157н), Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 года №191н (далее Инструкция №191н), что привело к предоставлению заведомо недостоверной бюджетной отчетности, искажению показателей строк Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя, бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) на 01.01.2019 года.
Так, Комитетом затраты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в сумме 6141,24 рублей списаны на расходы на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года» без отражения на счете 1.401.50 «Расходы будущих периодов». С учетом условий договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 27.11.2018 №, страхового полиса серия № срок страхования определен с 29.11.2018 по 28.11.2019, суммы расходов, начисленные в отчетном периоде (2018 г.), относятся к будущим отчетным периодам (2019 г.).
Пунктом 302 Инструкции №157н установлено, что счет 40150 «Расходы будущих периодов» предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в частности, на этом счете в случае, когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы, связанные, в том числе со страхованием имущества, гражданской ответственности.
Пунктом 9.3 раздела 9 «Финансовый результат» Учетной политики определено, что учет расходов, начисленных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам отражается на счете 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов». При этом определен порядок списания иных расходов, начисленные в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам как равномерно по 1/п за месяц в течение периоде, к которому они относятся, где п - количество месяцев, в течение которых будет осуществляться списание расходов. С учетом пункта 9.3 Учетной политики, Комитету в 2018 году по счету 401.20 «Расходы текущего финансового года» необходимо было списать расходы по договору по обязательного страхования гражданско ответственности владельцев транспортных средств от 27.11.2018 года №, относящиеся к декабрю 2018 года, в общей сумме 511,77 рублей (6 141,24 / 12 х 1 = 511,77 рублей), а на счете учета 1.401.50.000 «Расходы будущих периодов» отразить остаток страховой премии в общей сумме 5 629,47 рублей (6 141,24-511,77).
Комитетом произведено списание на расходы 2018 года подписки нажурнал и газету при отсутствии фактического получения номеров журнала ЗАГС за 6 месяцев 2019 года и номеров газеты «Российская газета» за 12 месяцев 2019 года.
В соответствии с п.17 Инструкции 191н в разделе «Финансовые активы» Баланса ф.0503130 отражаются остатки по стоимости финансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета, а именно по строке 260 – дебетовый остаток по счетам 020600000 «Расчеты по выданным авансам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты».
С учетом того, что подписка на периодические издания осуществлена на 2019 год, данные расходы являются авансовым платежом и соответственно, при фактическом неполучении номеров журнала и газеты в 2018 году, в бюджетном учете Комитета на 31.12.2018 года должна быть отражена дебиторская задолженность за ФГУП «Почта России» в сумме 9761,81 рубль по счету 1.206.26. «Расчеты по авансам по работам, услугам» с отражением в форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» по КБК № и в активе Баланса ф.0503130 на 01.01.2019 года в строке 260 «Дебиторская задолженность по выплатам (020600000, 020800000, 030300000)».
Следовательно, при неотражении Комитетом в бюджетном учете произведенного авансового платежа по подписке на периодические издания в сумме 9761,81 рубль строка 260 «Дебиторская задолженность по выплатам (020600000, 020800000, 030300000)» Баланса на 01.01.2019 (форма 0503130) содержит недостоверные данные, показатель занижен на 9761,81 рубль.
Показатель строки 010 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Баланса на 01.01.2019 (форма 0503130) занижен на общую сумму 3 712 880,0 рублей или на 82 % (расходы на неисключительные права пользования), в результате чего допущено представление 31.01.2019 года в министерство финансов Оренбургской области заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
В 2018 году Комитетом приобретены неисключительные права пользования:
- программного обеспечения на общую сумму 3650880,00 рублей, а именно «Находка-ЗАГС Архив» - 1 лицензия, стоимостью 83040,00 рублей, «Находка-ЗАГС» - 42 лицензии, стоимостью 1743840, 00 рублей, «Находка-ЗАГС ЕРБД» — 1 лицензия, стоимостью 1176000,00, 00 рублей, «Находка-ЗАГС Ретроконверсия» - 1 лицензия, стоимостью 648000,00 рублей, по государственному контракту от 25.06.2018 года №5-ЭА с ООО «Айти Генерал Солюшнс» (ООО «ИТГС»);
- версии 4.Х программного обеспечения программно-аппаратного комплекса VipNet Coordinator HW 1000 по государственному контракту с ЗАО «ЦБИ «ЦИНТУР» от 13.08.2018 №-ЭА на сумму 62 000,0 рублей.
Согласно пункту 332 Инструкции №157н неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности подлежат учету на забалансовых счетах.
Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества) и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
Пунктом 20 Инструкции №191н определено, что Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Баланса на 01.01.2019 год (форма 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по следующим забалансовым счетам, в том числе по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» (код строки 010).
Таким образом, при неотражении Комитетом в бюджетном учете на счете 01 «Имущество, полученное в пользование», строка 010 в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Баланса на 01.01.2019 год (форма 0503130) содержит недостоверные данные, занижена на 3712 880,0 рублей.
Пунктом 10 Инструкции № 191н определено, что главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, на основании представленной распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетной отчетности составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета и (или) главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета в установленные ими сроки.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 191н бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности.
Пунктом 4 Инструкции №191н установлено, что бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.
Согласно материалам дела, бюджетная отчетность Комитета за 2019 год за главного бухгалтера документы подписаны электронной подписью консультанта Комитета Исаевой Е.В., имеется отметка о получении бюджетной отчетности министерством финансов Оренбургской области 31.01.2019 года.
Довод жалобы о том, что УФК по Оренбургской области не уполномочено на осуществление государственного контроля в отношении учета средств региональных бюджетов, суд находит несостоятельным.
Согласно доводам жалобы Исаевой Е.В., факты допущенных нарушений Исаевой Е.В. не оспариваются. Выявленные в ходе проведения выездной проверки нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету устранены.
Факт совершения Исаевой Е.В. указанного правонарушения подтверждается: постановлением о назначении административного наказания №, протоколом об административном правонарушении №
Таким образом, действия Исаевой Е.В. верно, квалифицированы по статье 15.15.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 09.06.2019 года).
Доводы жалобы об отсутствии умысла совершения правонарушения являются несостоятельными, поскольку субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.
Доводы жалобы том, что данное правонарушение является малозначительным, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует, каких-либо негативных последствий не наступило, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако данное решение является правом, а не обязанностью суда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в Постановлении от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", что малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.6 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении консультанта Комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области Исаевой Е.В. к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Кроме того, ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Авериной Ж.А. от 09 сентября 2019 года № Исаевой Е.В. было назначено минимальное наказание, предусмотренное за данное правонарушение, с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств.
Данная мера наказания соразмерна совершенному правонарушению, отсутствуют основания для переоценки данного вывода.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, применительно к обстоятельствам конкретного совершенного деяния.
В данном случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение как малозначительное, не имеется. Отсутствие наступления вредных последствий не влечет освобождение юридического лица от административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не установлено.
На основании вышеизложенного, оснований для отмены либо изменения постановления № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Авериной Ж.А. от 09 сентября 2019 года о привлечении Исаевой Е.В. к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ-не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.11 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление № от 09 сентября 2019 года заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Авериной Ж.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ в отношении Исаевой Е.В. – оставить без изменения, жалобу Исаевой Е.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Центрального районного суда
г. Оренбурга Н.Б.Мельникова