Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2016 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Каплиной Д.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ершова ФИО8 к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>,
- о признании незаконным бездействия выразившегося в письме ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приведение в соответствие реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области,
- о возложении обязанности включить в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области в группу индивидуальное жилищное строительство с даты подачи заявления в <адрес> городского округа <адрес> и постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ,
- о взыскании судебных расходов в размере 12000 руб., государственной пошлины в размере 300 руб.
У с т а н о в и л :
Ершов А.А. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приведении в соответствие реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области. Просит также восстановить его нарушенное право и законные интересы, обязав ДИЗО <адрес> включить его в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, индивидуальное жилищное строительство с даты подачи заявления в <адрес> городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец Ершов А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного истца Ершова А.А., действующий на основании доверенности Тетерятник А.В., полагает, что незаконным бездействием ДИЗО <адрес> нарушены права истца.
Представитель административного ответчика ДИЗО <адрес>, действующая на основании доверенности Полухина М.В., заявленные требования полагает необоснованными и незаконными. Суду предоставлены письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Управы Советского района городского округа <адрес>, действующая на основании доверенности Образцова Л.П., пояснила, что с момента передачи списков ДИЗО <адрес>, информация о порядке очередности в списках в Управе отсутствует.
Суд, заслушав объяснение истца, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" N 22-ФЗ от 08.03.2015 года, с 15.09.2015 года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Принимая во внимание положения Закона N 22-ФЗ и КАС РФ суд приходит к выводу о рассмотрении административного искового заявления Ершова А.А. в соответствии с порядком, предусмотренным КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания принятия решения, касающихся содержания решения или действия.
На основании объяснений истца, предоставленных суду письменных доказательств, судом установлено, что Ершов А.А. является многодетным отцом, что в соответствии со ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" дает ему право на получение бесплатно земельного участка.
Постановлением руководителя Управы Советского района от ДД.ММ.ГГГГ № Ершов А.А. поставлен на учет в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность бесплатно с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Право состоять на учете с даты подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ подтверждено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Управой Советского района городского округа <адрес>, в адрес Ершова А.А.
Как следует из письменного мотивированного ответа от ДД.ММ.ГГГГ № ОД, данного Управой Советского района в адрес Ершова А.А., Ершов А.А., в установленном законом порядке, включен в списки на бесплатное получение земельных участков в собственности на территории городского округа город Воронеж в соответствии с имеющейся льготой – многодетный отец с даты подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что на обращение Ершова А.А. с просьбой о рассмотрении возможности предоставления земельного участка, ДИЗО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в своем письменном сообщении, ДИЗО <адрес> разъяснил, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка возможно в порядке очередности, установленной в соответствии с Порядком ведения реестра многодетных граждан.
В сообщении содержится информация о том, что Приказом ДИЗО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з Ершов А.А. включен в Реестр многодетных граждан с даты подачи заявления, то есть ДД.ММ.ГГГГ, номер текущей очереди – №
Ершов А.А. обратился в ДИЗО <адрес> на имя руководителя с заявлением (повторное обращение), в котором просил восстановить его в очереди на льготное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Как установлено в ходе судебного заседания, ДИЗО <адрес>, данное обращение было рассмотрено. Ершову А.А. дан письменный мотивированный ответ, в котором указано, что оснований для пересмотра очереди в реестре от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты подачи заявления непосредственно в ДИЗО, не имеется.
Указанное бездействие, Ершов А.А. просит признать незаконным.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
Согласно п. 2 указанной статьи предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК Российской Федерации, по месту постоянного проживания заявителя.
Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимает решение о включении заявителя в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе включить его в Реестр, которое направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4 указанной статьи).
Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра устанавливаются Правительством Воронежской области (п. 5 указанной статьи).
Согласно п. 2 раздела III Правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж, утвержденных постановлением главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008 года N 1536, учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществлялся в управах районов городского округа город Воронеж в соответствии с имеющимся делением территории городского округа город Воронеж на внутригородские районы.
Указанные Правила утратили силу в связи с изданием постановления администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ № вступившего в силу после официального опубликования - ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 года N 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и на департамент имущественных и земельных отношений <адрес> возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.
В соответствии с п. 2.7 указанного Порядка многодетные граждане, обратившиеся в Департамент, орган местного самоуправления до вступления в силу настоящего Порядка, включаются в Реестр в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления, зарегистрированного путем присвоения входящего номера в соответствии с инструкцией по делопроизводству в правительстве Воронежской области, исполнительных органах государственной власти Воронежской области или органов местного самоуправления.
Согласно п. 2.8 указанного Порядка Департамент, орган местного самоуправления обеспечивают внесение в Реестр записей о многодетных гражданах, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу настоящего Порядка, путем направления таким гражданам заказным письмом с уведомлением о вручении запросов о представлении документов в соответствии с ч. 3 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ и проведения проверки соответствия сведений, представленных такими гражданами, в соответствии с ч. 6 ст. 13.1 Закона Воронежской области № 25-ОЗ.
Как следует из письменных объяснений представителя административного ответчика Управе Советского района в сентябре 2012 года на основании письма, поступившего в Управу Советского района, списки граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, с соответствующими документами были переданы в Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж.
Факт подачи Ершовым А.А. заявления в Управу Советского района ДД.ММ.ГГГГ и постановку Ершова А.А. на учет с указанной даты, лица, участвующие в деле не оспаривают.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что бездействие ДИЗО <адрес> по не включению Ершова А.А. в реестр с даты первоначального обращения в Управу Советского района не соответствует указанным нормам действующего законодательства, и нарушает права административного истца на реализацию права на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия.
Признавая не соответствующими нормативным правовым актам бездействие ДИЗО <адрес>, суд принимает во внимание, что согласно Порядку ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, установленного Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 года N 845, департаменту рекомендовано привести в соответствие реестры многодетных граждан, в том числе поставленных на учет в управах районов города.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Воронежской области N 25-ОЗ, при осуществлении учета граждан, претендующих в порядке очередности на бесплатное предоставление земельных участков, надлежит исходить из времени принятия таких граждан на учет.
По указанным основаниям в целях устранения нарушения прав административного истца Ершова А.А., суд приходит к выводу о восстановлении нарушенного права путем признания за Ершовым А.А. права на включение в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, индивидуальное жилищное строительство с даты подачи заявления в Управу Советского района городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По указанным основаниям, решение суда в данной части является основанием для включения ДИЗО <адрес> в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области в группу индивидуальное жилищное строительство Ершова А.А. с даты подачи заявления в Управу Советского района городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя административного ответчика ДИЗО <адрес> о том, что ДИЗО <адрес> не наделен правами на восстановление в очереди, о том, что права административного истца не нарушены, так как Ершов А.А. стоит на очереди с даты обращения с заявлением в ДИЗО <адрес>, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на предоставление земельного участка в собственность по указанным выше основаниям с даты первоначальной подачи заявления в Управу Советского района.
Ссылка представителя административного ответчика ДИЗО <адрес> на то обстоятельство, что заявление Ершова А.А. поступило в департамент только ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, с указанной даты заявитель был включен в реестр многодетных граждан, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Административный истец Ершов А.А. в установленном законом порядке реализовал свое право на получение бесплатно земельного участка в соответствии со ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", обратился с соответствующим заявлением в компетентный орган, предоставил необходимые документы, была поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Воронежской области N 25-ОЗ, при осуществлении учета граждан, претендующих в порядке очередности на бесплатное предоставление земельных участков, надлежит исходить из времени принятия таких граждан на учет.
При этом, согласно Порядку ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, установленного Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 года N 845, департаменту рекомендовано привести в соответствие реестры многодетных граждан, в том числе поставленных на учет в управах районов города.
Следовательно, обращение Ершова А.А. ДД.ММ.ГГГГ в ДИЗО <адрес>, включение ее в реестр более поздней датой, не может повлиять на реализацию Ершовым А.А. права с даты первоначального обращения с заявлением о постановке на учёт.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Издержки, связанные с рассмотрением административного дела включают расходы на оплату услуг представителей (п. 4 ст. 106 КАС РФ).
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании договора возмездного оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, квитанций к приходному кассовому ордеру, актов выполненных услуг, судом установлено, что Ершов А.А. понес судебные расходы в размере 12000 руб.
Указанные расходы, административный истец понес на оплату услуг представителя по подготовке документов, составлению заявления.
С учетом категории спора, связанного с оспариванием действий органа государственной власти, необходимости соблюдения условий реализации права на обращение в суд с административными исковыми требованиями, суд приходит к выводу о необходимости несения Ершовым А.А. указанных расходов, а, также разумностью их размера.
На основании изложенного с ответчика в пользу Ершова А.А. подлежат взысканию судебные расходы в размере 12300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Ершова ФИО9 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по невключению Ершова ФИО10 в Реестр многодетных граждан в порядке очередности с даты обращения с заявлением в управу Советского района с ДД.ММ.ГГГГ и постановки его на учет управой Советского района на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> обязанность включить Ершова ФИО11 в Реестр многодетных граждан Воронежской области, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, за соответствующим номером очереди, рассчитанным с даты обращения в Управу Советского района городского округа <адрес> с заявлением о постановке на льготную очередь по предоставлению земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ДИЗО <адрес> в пользу Ершова ФИО12 судебные расходы в размере 12 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2016 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Каплиной Д.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ершова ФИО8 к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>,
- о признании незаконным бездействия выразившегося в письме ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приведение в соответствие реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области,
- о возложении обязанности включить в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области в группу индивидуальное жилищное строительство с даты подачи заявления в <адрес> городского округа <адрес> и постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ,
- о взыскании судебных расходов в размере 12000 руб., государственной пошлины в размере 300 руб.
У с т а н о в и л :
Ершов А.А. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приведении в соответствие реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области. Просит также восстановить его нарушенное право и законные интересы, обязав ДИЗО <адрес> включить его в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, индивидуальное жилищное строительство с даты подачи заявления в <адрес> городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец Ершов А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного истца Ершова А.А., действующий на основании доверенности Тетерятник А.В., полагает, что незаконным бездействием ДИЗО <адрес> нарушены права истца.
Представитель административного ответчика ДИЗО <адрес>, действующая на основании доверенности Полухина М.В., заявленные требования полагает необоснованными и незаконными. Суду предоставлены письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Управы Советского района городского округа <адрес>, действующая на основании доверенности Образцова Л.П., пояснила, что с момента передачи списков ДИЗО <адрес>, информация о порядке очередности в списках в Управе отсутствует.
Суд, заслушав объяснение истца, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" N 22-ФЗ от 08.03.2015 года, с 15.09.2015 года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Принимая во внимание положения Закона N 22-ФЗ и КАС РФ суд приходит к выводу о рассмотрении административного искового заявления Ершова А.А. в соответствии с порядком, предусмотренным КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания принятия решения, касающихся содержания решения или действия.
На основании объяснений истца, предоставленных суду письменных доказательств, судом установлено, что Ершов А.А. является многодетным отцом, что в соответствии со ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" дает ему право на получение бесплатно земельного участка.
Постановлением руководителя Управы Советского района от ДД.ММ.ГГГГ № Ершов А.А. поставлен на учет в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность бесплатно с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Право состоять на учете с даты подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ подтверждено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Управой Советского района городского округа <адрес>, в адрес Ершова А.А.
Как следует из письменного мотивированного ответа от ДД.ММ.ГГГГ № ОД, данного Управой Советского района в адрес Ершова А.А., Ершов А.А., в установленном законом порядке, включен в списки на бесплатное получение земельных участков в собственности на территории городского округа город Воронеж в соответствии с имеющейся льготой – многодетный отец с даты подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что на обращение Ершова А.А. с просьбой о рассмотрении возможности предоставления земельного участка, ДИЗО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в своем письменном сообщении, ДИЗО <адрес> разъяснил, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка возможно в порядке очередности, установленной в соответствии с Порядком ведения реестра многодетных граждан.
В сообщении содержится информация о том, что Приказом ДИЗО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з Ершов А.А. включен в Реестр многодетных граждан с даты подачи заявления, то есть ДД.ММ.ГГГГ, номер текущей очереди – №
Ершов А.А. обратился в ДИЗО <адрес> на имя руководителя с заявлением (повторное обращение), в котором просил восстановить его в очереди на льготное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Как установлено в ходе судебного заседания, ДИЗО <адрес>, данное обращение было рассмотрено. Ершову А.А. дан письменный мотивированный ответ, в котором указано, что оснований для пересмотра очереди в реестре от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты подачи заявления непосредственно в ДИЗО, не имеется.
Указанное бездействие, Ершов А.А. просит признать незаконным.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
Согласно п. 2 указанной статьи предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК Российской Федерации, по месту постоянного проживания заявителя.
Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимает решение о включении заявителя в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе включить его в Реестр, которое направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4 указанной статьи).
Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра устанавливаются Правительством Воронежской области (п. 5 указанной статьи).
Согласно п. 2 раздела III Правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж, утвержденных постановлением главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008 года N 1536, учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществлялся в управах районов городского округа город Воронеж в соответствии с имеющимся делением территории городского округа город Воронеж на внутригородские районы.
Указанные Правила утратили силу в связи с изданием постановления администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ № вступившего в силу после официального опубликования - ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 года N 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и на департамент имущественных и земельных отношений <адрес> возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.
В соответствии с п. 2.7 указанного Порядка многодетные граждане, обратившиеся в Департамент, орган местного самоуправления до вступления в силу настоящего Порядка, включаются в Реестр в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления, зарегистрированного путем присвоения входящего номера в соответствии с инструкцией по делопроизводству в правительстве Воронежской области, исполнительных органах государственной власти Воронежской области или органов местного самоуправления.
Согласно п. 2.8 указанного Порядка Департамент, орган местного самоуправления обеспечивают внесение в Реестр записей о многодетных гражданах, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу настоящего Порядка, путем направления таким гражданам заказным письмом с уведомлением о вручении запросов о представлении документов в соответствии с ч. 3 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ и проведения проверки соответствия сведений, представленных такими гражданами, в соответствии с ч. 6 ст. 13.1 Закона Воронежской области № 25-ОЗ.
Как следует из письменных объяснений представителя административного ответчика Управе Советского района в сентябре 2012 года на основании письма, поступившего в Управу Советского района, списки граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, с соответствующими документами были переданы в Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж.
Факт подачи Ершовым А.А. заявления в Управу Советского района ДД.ММ.ГГГГ и постановку Ершова А.А. на учет с указанной даты, лица, участвующие в деле не оспаривают.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что бездействие ДИЗО <адрес> по не включению Ершова А.А. в реестр с даты первоначального обращения в Управу Советского района не соответствует указанным нормам действующего законодательства, и нарушает права административного истца на реализацию права на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия.
Признавая не соответствующими нормативным правовым актам бездействие ДИЗО <адрес>, суд принимает во внимание, что согласно Порядку ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, установленного Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 года N 845, департаменту рекомендовано привести в соответствие реестры многодетных граждан, в том числе поставленных на учет в управах районов города.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Воронежской области N 25-ОЗ, при осуществлении учета граждан, претендующих в порядке очередности на бесплатное предоставление земельных участков, надлежит исходить из времени принятия таких граждан на учет.
По указанным основаниям в целях устранения нарушения прав административного истца Ершова А.А., суд приходит к выводу о восстановлении нарушенного права путем признания за Ершовым А.А. права на включение в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, индивидуальное жилищное строительство с даты подачи заявления в Управу Советского района городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По указанным основаниям, решение суда в данной части является основанием для включения ДИЗО <адрес> в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области в группу индивидуальное жилищное строительство Ершова А.А. с даты подачи заявления в Управу Советского района городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя административного ответчика ДИЗО <адрес> о том, что ДИЗО <адрес> не наделен правами на восстановление в очереди, о том, что права административного истца не нарушены, так как Ершов А.А. стоит на очереди с даты обращения с заявлением в ДИЗО <адрес>, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на предоставление земельного участка в собственность по указанным выше основаниям с даты первоначальной подачи заявления в Управу Советского района.
Ссылка представителя административного ответчика ДИЗО <адрес> на то обстоятельство, что заявление Ершова А.А. поступило в департамент только ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, с указанной даты заявитель был включен в реестр многодетных граждан, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Административный истец Ершов А.А. в установленном законом порядке реализовал свое право на получение бесплатно земельного участка в соответствии со ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", обратился с соответствующим заявлением в компетентный орган, предоставил необходимые документы, была поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Воронежской области N 25-ОЗ, при осуществлении учета граждан, претендующих в порядке очередности на бесплатное предоставление земельных участков, надлежит исходить из времени принятия таких граждан на учет.
При этом, согласно Порядку ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, установленного Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 года N 845, департаменту рекомендовано привести в соответствие реестры многодетных граждан, в том числе поставленных на учет в управах районов города.
Следовательно, обращение Ершова А.А. ДД.ММ.ГГГГ в ДИЗО <адрес>, включение ее в реестр более поздней датой, не может повлиять на реализацию Ершовым А.А. права с даты первоначального обращения с заявлением о постановке на учёт.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Издержки, связанные с рассмотрением административного дела включают расходы на оплату услуг представителей (п. 4 ст. 106 КАС РФ).
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании договора возмездного оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, квитанций к приходному кассовому ордеру, актов выполненных услуг, судом установлено, что Ершов А.А. понес судебные расходы в размере 12000 руб.
Указанные расходы, административный истец понес на оплату услуг представителя по подготовке документов, составлению заявления.
С учетом категории спора, связанного с оспариванием действий органа государственной власти, необходимости соблюдения условий реализации права на обращение в суд с административными исковыми требованиями, суд приходит к выводу о необходимости несения Ершовым А.А. указанных расходов, а, также разумностью их размера.
На основании изложенного с ответчика в пользу Ершова А.А. подлежат взысканию судебные расходы в размере 12300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Ершова ФИО9 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по невключению Ершова ФИО10 в Реестр многодетных граждан в порядке очередности с даты обращения с заявлением в управу Советского района с ДД.ММ.ГГГГ и постановки его на учет управой Советского района на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> обязанность включить Ершова ФИО11 в Реестр многодетных граждан Воронежской области, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, за соответствующим номером очереди, рассчитанным с даты обращения в Управу Советского района городского округа <адрес> с заявлением о постановке на льготную очередь по предоставлению земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ДИЗО <адрес> в пользу Ершова ФИО12 судебные расходы в размере 12 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: