РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2013 года город Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Немцевой Е.Л.,
при секретаре Приходько Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбинского межрайонного прокурора в интересах Коноваловой Татьяны Петровны к Администрации Рыбинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Коноваловой Татьяны Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском к Администрации Рыбинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Исковые требования мотивированы тем, что Коновалова Т.П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ней жилого помещения не имеет. Жилое помещение по договору социального найма Коноваловой Т.П. не предоставлялось, в собственности жилья она не имеет. В связи с чем прокурор считает, что Коноваловой Т.П. не утрачено право на предоставление ей жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
В судебном заседании помощник Рыбинского межрайонного прокурора Аинцева М.Л. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Коновалова Т.П. иск поддержала и суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она была помещена в Заозерновскую школу-интернат, в связи с тем, что ее отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ограничили, а затем лишили родительских прав. Жилого помещения родители не имели, в связи с чем оно за ней закреплено не было. В 2005 году она поступила в ПУ - 68 в <адрес>, где обучалась до 2008 года. Затем она поступила в ПУ- 18 в <адрес>, где обучалась до 2009 года. С 2009 года она проживала у брата в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию в <адрес> Красноярского края. В 2011 году она обращалась в Управление образования администрации <адрес> по вопросу постановки ее на очередь на получение жилого помещения, но документы в полном объеме не собрала, в связи с чем на очередь не поставлена. Считает, что она как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Представитель ответчика – Администрации Рыбинского района Красноярского края – ФИО6, выступающий по доверенности, иск не признал и считал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, так как истица до достижения возраста 23 лет не заявила о своем праве на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, на день рассмотрения дела судом истица приобрела в собственность жилое помещение и нуждающейся не является.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - Министерство образования и науки Красноярского края, надлежаще извещенное месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав истца Коновалову Т.П., представителя истца – помощника Рыбинского межрайонного прокурора Аинцеву М.Л., представителя ответчика - Администрации Рыбинского района Красноярского края - ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в статьях 1, 4 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции от 20.12.2012 года).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012 года), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции от 20. 12. 2012 года) формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании установленных данной статьей документов.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 159 – ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года) предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что отец истицы Коноваловой Т.П., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, - Коновалов Т.П. умер ДД.ММ.ГГГГ, а у ее матери – ФИО7 решением Рыбинского районного суда 11 октября 1983 года дети, в том числе истица, отобраны и переданы органам опеки и попечительства. Решением Рыбинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе и в отношении Коноваловой Т.П.
Из представленной в материалы дела копии диплома <адрес>8 следует, что ДД.ММ.ГГГГ Коновалова Т.П. закончила КГБОУ НПО «Профессиональное училище № им. В.П. Астафьева».
Согласно паспорта серии 04 11 225875, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Красноярскому краю в <адрес> и <адрес> и адресной справке ОУФМС России по Красноярскому краю в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истица на территории <адрес> Красноярского края зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Других доказательств о месте учебы и месте проживания истицы в материалы дела не представлено.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержки, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ предусмотрена обязанность каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
.
Стороной истца в материалы дела не представлено доказательств обращения Коноваловой Т.П. за постановкой на учет для получения жилого помещения до достижения ею возраста 23 лет (до 01 октября 2011 года).
Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшим до 01 января 2013 года, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, и ч.2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» в редакции, действовавшей дот 01 января 2013 года, предусматривалось право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имевших закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.2 ч.2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливался Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг был утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения и Положение о краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно пункта 5 Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Из приведенных правовых норм следует, для получения жилого помещения по договору социального найма лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно было в возрасте до 23 лет встать на учет на получение жилого помещения.
Судом установлено, что Коновалова Т.П. относилась к категории лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако до достижения установленного законом возраста – до 23 лет - не воспользовалась предусмотренной законом мерой социальной поддержки, не обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, хотя имела такую возможность. Из представленной в материалы дела информации на имя прокурора главы Администрации Рыбинского района от 12 февраля 2013 года следует, что Коновалова Т.П. в начале 2011 года приглашалась в Управление образования администрации Рыбинского района для решения вопроса о постановке на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края, была ознакомлена с Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25- уг, ей было предложено представить в Управление образования необходимые документы для постановки на учет. Указанные обстоятельства истица в судебном заседании не отрицала и суду пояснила, что необходимые документы не собрала, так как у нее не было паспорта.
При таких обстоятельствах в определенный законодателем срок реализации указанной категорией граждан жилищных прав - от 18 до 23 лет, который является пресекательным и восстановлению нет подлежит, истица не выразила свое волеизъявление на реализацию предоставленного ей законом права на получение жилого помещения как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как не обратилась с заявлением о постановке ее на учет для получения жилого помещения. На момент подачи искового заявления истица достигла возраста 24 лет, утратила право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестала относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Кроме того, из представленного в материалы дела свидетельства о регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истице на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доли жилого помещения общей площадью 45, 7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации Рыбинского района Красноярского края № 576-П от 26 октября 2011 года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Рыбинского района» установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет и для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда на территории Рыбинского района по договору социального найма – 15, 0 кв. м.
Таким образом, истица жилым помещение в пределах установленной учетной нормы обеспечена.
При указанных обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных Рыбинским межрайонным прокурором требований в интересах Коноваловой Татьяны Петровны к Администрации Рыбинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рыбинского межрайонного прокурора в интересах Коноваловой Татьяны Петровны о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Председательствующий Е.Н. Немцева