Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2013 года с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи Унутова Э.Д.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях администрации и гаражных боксов,
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к администрации МО «Шебалинский район» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях администрации, гостиницы и гаражных боксов.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности установлено, что в администрации МО «Шебалинский район» не уделяется должного внимания вопросам пожарной безопасности, что нарушает права неопределенного круга лиц (работников учреждения и иных лиц) на их пребывание в зданиях и помещениях учреждения в условиях противопожарной защищенности.
Так, установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в зданиях администрации не проведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердачных помещений; помещения гаражных боксов не обеспечены контейнерами для из негорючего материала с закрывающейся крышкой для сбора использованных обтирочных материалов; отсутствуют металлические шкафы в специально отведенных местах для хранения специальной одежды лиц, работающих с маслами, красками и другими горючими и легковоспламеняющимися жидкостями; в помещении гаражных боксов допускается хранение горючих масел, тары из-под горючего; высота входной двери гостиницы менее 1,9 м.; ширина дверей эвакуационных выходов на первом и со второго этажа менее1,2 м; ширина эвакуационного проема на пути эвакуации второго этажа менее 1,2 м.; допускается перепад высот на пути эвакуации второго этажа; люк выхода на чердак не соответствует требованиям; отсутствуют люки или окна на отсеках подвального помещения; в подвале дверь электрощитовой не соответствует требованиям; не проведен монтаж средств пожарной сигнализации в здании администрации, гостиницы, гаражных боксов.
В ходе рассмотрения дела истец дважды уточнял исковые требования. Согласно окончательному исковому заявлению истец просит обязать ответчика устранить нарушения пожарной безопасности в зданиях администрации и гаражных боксов, расположенных в <адрес> проведя огнезащитную пропитку деревянных конструкций чердачных помещений административного здания и гаража; обеспечив помещения гаражных боксов контейнерами из негорючего материала с закрывающейся крышкой для сбора использованных обтирочных материалов; установив в помещениях гаражных боксов металлические шкафы в специально отведенных местах для хранения специальной одежды лиц. работающих с маслами, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися жидкостями; исключив в помещении гаражных боксов хранение горючих масел, тары из-под горючего; установив высоту входной двери гостиницы не менее 1,9 м. и ширину дверей эвакуационных выходов административного здания на первом этаже и со второго здания не менее 1,2 м.; установив ширину проема на пути эвакуации второго этажа административного здания не менее 1,2 м.; устранив перепад высот на пути эвакуации второго этажа административного здания; установив люк выхода на чердак административного здания 2-го типа; установив люки или окна на отсеках подвального помещения административного здания; установив в подвале административного здания дверь электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч.; в здании администрации, гостиницы, гаражных боксов провести монтаж средств пожарной сигнализации. Истец также просит установить срок для устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на положения Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, СНИП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНИП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315 (далее - НПБ 110-03).
Указанное уточнение исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ принято судом к рассмотрению, дело рассмотрено по уточненным исковым требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Шебалинского района Шадеев Д.М. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации МО «<адрес>» ФИО4 исковые требования прокурора признала в части возложения обязанностей провести огнезащитную пропитку деревянных конструкций чердачных помещений административного здания и гаража, обеспечить помещения гаражных боксов контейнерами из негорючего материала с закрывающейся крышкой для сбора использованных обтирочных материалов, исключить в помещении гаражных боксов хранение горючих масел, тары из-под горючего, а также провести в здании администрации, гостиницы, гаражных боксов и монтаж средств пожарной сигнализации. В остальной части исковые требования не признала, ссылаясь на невозможность их исполнения.
Заслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее – Правила) данные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
На основании п. 21 Правил руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.
Согласно п. 27 Правил руководитель организации обеспечивает сбор использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой и удаление по окончании рабочей смены содержимого указанных контейнеров.
Согласно п. 249 Правил в помещениях для хранения (стоянки) транспорта запрещается хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон N 123-ФЗ) системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.
Согласно ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Учитывая, что требования истца о возложении на ответчика обязанности по обеспечению гаражных боксов контейнерами для сбора использованных обтирочных материалов, установке в помещениях гаражных боксов металлических шкафов для хранения специальной одежды, исключению хранения в помещениях гаражных боксов горючих масел, тары из-под горючего, проведению огнезащитной пропитки чердачных помещений зданий администрации и гаража, проведению в здании администрации, гостиницы, гаражных боксов монтаж средств пожарной сигнализации являются обоснованными, а также то, что признание ответчиком иска в данном случае не противоречит закону, не нарушает законные права и интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком в указанной части.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В связи с изложенным, требования истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить гаражные боксы контейнерами для сбора использованных обтирочных материалов, исключить хранение в помещениях гаражных боксов горючих масел, тары из-под горючего, провести огнезащитную пропитку чердачных помещений зданий администрации и гаража, провести в здании администрации, гостиницы, гаражных боксов монтаж средств пожарной сигнализации подлежат удовлетворению.
Рассматривая остальные требования истца, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 28 Правил специальная одежда лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, хранится в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах.
При указанных обстоятельствах, требования истца о возложении на ответчика обязанности по установке металлических шкафов для хранения специальной одежды лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися жидкостями обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 123-ФЗ данный Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом, в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно декларации пожарной безопасности здания администрации и гаража, расположенные по адресу: <адрес>, 1967 года постройки.
Из справки Шебалинского производственного участка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что здание администрации, расположенное по адресу: <адрес>, введено в эксплуатацию в 1970 году.
Таким образом, в момент постройки и ввода данных зданий в эксплуатацию, действовали Строительные нормы и правила СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования».
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 примечания к пункту 4.2 СНиП II-А.5-62 минимальная ширина эвакуационных дверей должна быть 0,8 м. высота дверей и проходов на путях эвакуации должна быть в чистоте не менее 2 м.
В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных путей в свету должна быть не менее 1,9 м., ширина не менее 1,2 м.
В связи с тем, что действующими нормами предусмотрены более низкие требования к высоте эвакуационных путей, применению подлежат действующие нормы.
Из указанного следует, что требования истца о возложении на ответчика обязанности установить высоту входной двери гостиницы не менее 1,9 метра подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требование о возложении обязанности установить ширину дверей эвакуационных выходов административного здания на первом и со второго этажа не менее 1,2 м. не подлежат удовлетворению, поскольку СНиП II-А.5-62 установлены более низкие требования к ширине таких эвакуационных дверей (не менее 0,8 м.).
В соответствии с п. 6. 28 СНиП 21-01-97* в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
Нарушение данного требования представляет собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании и в случае возникновения пожара они не смогут воспользоваться эвакуационным путем.
Рассматривая требование истца о возложении на ответчика обязанности установить ширину проема на пути эвакуации не менее 1,2 метра, суд отмечает следующее.
В соответствии с п. 4. 2 СНиП II-А.5-62 ширина коридоров или проходов на путях эвакуации во всех этажах должны приниматься из расчета не менее 0,6 м на 100 человек.
В соответствии с п. 6.27 СНиП 21-01-97* ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 1,2 м. для общих коридоров.
Представителем ответчика в судебное заседание представлена копия решения сессии Совета депутатов МО «Шебалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно к приложению № к данному решению предельная штатная численность органов местного самоуправления МО «Шебалинский район» составляет <данные изъяты> человек. Согласно справке управляющего делами администрации МО «Шебалинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации МО «Шебалинский район» постоянно работают <данные изъяты> человека. Из пояснений специалиста ФИО5, данных в судебном заседании, следует, что ширина проема на пути эвакуации со второго этажа составляет около 1,14-1,16 м.
Кроме того, п 4.3.4 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171), устанавливает, что ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам, 1,0 м - во всех остальных случаях.
На основании изложенного, учитывая, что СНиП II-А.5-62, действовавшим на момент ввода данного здания в эксплуатацию, предъявляются более низкие требования к ширине прохода на путях эвакуации, а также учитывая количество людей, постоянно пребывающих в здании администрации, наличие ширины проема на пути эвакуации 1,14-1,16 м., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного требования.
В соответствии с п. 8.4 СНиП 21-01-97* в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6(0,8 м.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75(1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6(0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
Согласно примечания 1 к пункту 4.8 СНиП II-А.5-62 в зданиях высотой до пяти этажей включительно допускается устройство входов на чердаки из лестничных клеток через люки по закрепленным металлическим стремянкам. Проемы люков должны защищаться крышками с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Размеры люков должны быть не менее 0,6х08 м.
В соответствии со ст. 35, таблицей № 24 к Федеральному закону № 123-ФЗ люками второго типа являются люки, которые имеют предел огнестойкости не менее 30 минут, то есть 0,5 ч.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что действующими СНИП 21-01-97* предусмотрены более низкие требования к пределу огнестойкости люка, суд считает необходимым удовлетворить требование истца о возложении на ответчика обязанности по установке люка выхода на чердак 2-го типа.
Истцом также заявлено требование о возложении на ответчика обязанности установить люки или окна на отсеках подвального помещения здания администрации.
В соответствии с п. 4.6 СНиП II-А.5-62 каждое помещение площадью более 300 кв.м., расположенное в подвальном или цокольном этаже, должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. При площади подвального или цокольного помещения до 300 кв.м. из него допускается устройство одного выхода.
Согласно копии технического паспорта здания администрации, расположенного по адресу: <адрес> площадь всего подвала по внутреннему обмеру составляет <данные изъяты> кв.м. В подвале имеется пять помещений, все указанные помещения имеют по одному выходу, также имеется центральный выход, который суд расценивает как эвакуационный.
Таким образом, поскольку общая площадь подвала составляет менее 300 кв.м., в соответствии с п. 4.6 СНиП II-А.5-62 устройство второго эвакуационного выхода из помещений, расположенных в подвале здания администрации, не требуется.
Оценивая требования истца о возложении на ответчика обязанности установить в подвале здания администрации дверь электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч., суд пришел к следующему.
СНиП 2.08.02-89*, на который ссылается истец, в настоящее время утратил силу.
В соответствии с п. 3.3. СНиП II-А.5-62 заполнение проемов (двери, ворота, крышки люков, окна и др.) в противопожарных преградах должно быть несгораемым или трудносгораемым и иметь предел огнестойкости не менее 1,5 ч.
В соответствии с п. 13.1 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», а также в соответствии с п. 7.1.22 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минтопэнерго РФ 06.10.1999, разрешается размещать электрощитовые в сухих подвалах при условии, что эти помещения отделены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
Согласно таблице 23 Федерального закона № 123-ФЗ при установке перегородок с пределом огнестойкости EI45, то есть 0,75 ч., заполнение проемов в данной противопожарной преграде должно быть произведено дверью 2-го типа.
В соответствии с таблицей 24 Федерального закона № 132-ФЗ двери 2-го типа имеют предел огнестойкости EI30, то есть 0,5 ч.
При указанных обстоятельствах, учитывая несоответствие двери электрощитовой требованиям пожарной безопасности, а также то, что действующими нормами предусмотрены более низкие требования к огнестойкости двери, суд считает необходимым удовлетворить данное требование частично, возложив на ответчика обязанность установить в подвале дверь электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 0,5 ч.
Рассматривая вопрос о сроках для исполнения решения суда и устранения нарушений пожарной безопасности, с учетом объема необходимых мероприятий, суд приходит к выводу о возможности установить срок для исполнения решения в виде 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Срок до ДД.ММ.ГГГГ, который просит установить истец, суд считает недостаточным для полного проведения необходимых мероприятий по исполнению решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях администрации и гаражных боксов, расположенных по адресу: <адрес>, удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Шебалинский район» устранить в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушения требований пожарной безопасности в зданиях администрации и гаражных боксов, расположенных по адресу: <адрес>:
провести огнезащитную пропитку деревянных конструкций чердачных помещений зданий администрации и гаражных боксов;
обеспечить помещения гаражных боксов контейнерами из негорючего материала с закрывающейся крышкой для сбора использованных обтирочных материалов;
установить в помещениях гаражных боксов металлические шкафы в специально отведенных местах, для хранения специальной одежды лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;
исключить хранение в помещениях гаражных боксов горючих масел, тары из-под горючего;
установить высоту входной двери гостиницы в здании администрации не менее 1,9 метров;
устранить перепады высот на пути эвакуации второго этажа здания администрации;
установить выход на чердак в здании администрации через люк 2-го типа;
установить в подвале здания администрации дверь электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 0,5 ч.;
провести монтаж средств пожарной сигнализации в здании администрации, в том числе в помещении гостиницы, а также в здании гаражных боксов.
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Шебалинского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Шебалинский район» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании администрации, установив ширину дверей эвакуационных выходов на первом этаже и со второго этажа не менее 1,2 метра, ширину проема на пути эвакуации второго этажа не менее 1,2 метра, люки или окна на отсеках подвального помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в месячный срок со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2013 года.
Председательствующий Э.Д. Унутов