Дело № 12-8/2019
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2019 года село Шебалино
Судья Шебалинского районного суда Республики Алтай Унутов Э.Д., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия образования» (далее также - Учреждение) Тукеевой М.П. на постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 20 декабря 2018 года, которым
руководитель Учреждения Тукеева М.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей (далее также – Постановление),
УСТАНОВИЛ:
Жалоба с просьбой Постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивирована тем, что при рассмотрении дела не была запрошена и исследована должностная инструкция руководителя учреждения, согласно которой предоставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета в обязанности директора не входит. Она не является лицом, совершившим правонарушение. Суд не исследовал с достаточной полнотой все обстоятельства дела, в связи с чем выводы о ее виновности не основаны на доказательствах, которые достоверно бы подтверждали факт совершения административного правонарушения.
Руководитель УФНС России по Республике Алтай Шмакова О.Ю. просит учесть, что Учреждение предоставило 27.04.2018 декларацию по налогу на добавленную стоимость посредством ТКС, следовательно, подписанную электронной цифровой подписью уполномоченного лица, которым согласно п.5.6 Устава Учреждения является директор Тукеева М.П. На запрос налогового органа о предоставлении заверенных копий приказа (распоряжения) о назначении на должность, должностной инструкции, доверенности от руководителя на предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в УФНС России по Республике Алтай Учреждением направлено лишь распоряжение от 17.08.2017 № 473-р о назначении директором Учреждения Тукеевой М.П.
В связи с тем, что директор Учреждения Тукеева М.П., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, не явилась, полагаю возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей ст. 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 данного Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20.11.2018, пунктов 5.3 – 5.6 руководителем Учреждения является директор Тукеева М.П.
Основанием для привлечения мировым судьей руководителя Учреждения Тукеевой М.П. к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 12.11.2018 № 1660, составленном должностным лицом УФНС по Республике Алтай, выводы о несвоевременном представлении руководителем Учреждения Тукеевой М.П. в нарушение п. 5 ст. 174 НК РФ налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В настоящее время из положений частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено указанной частью.
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.5 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;
При этом, как следует из представленных в Шебалинский районный суд РА доказательств, следует, что в Учреждении предусмотрена должность главного бухгалтера, с 23.05.2016 по 21.02.2018 ФИО5 работала в Учреждении в должности главного бухгалтера. Должностная инструкция главного бухгалтера Учреждения относит к его обязанностям руководство формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического, пенсионного и управленческого учета, обеспечение предоставления информации внутренним и внешним пользователям, составление и предоставление по Учреждению в установленные сроки и в установленном порядке бухгалтерской, статистической, налоговой, пенсионной (СЗВ-М), публичной финансовой и иной предусмотренной законодательством отчетности.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в части допущения руководителем Учреждения Тукеевой М.П. нарушений, связанных с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не добыто.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
С учетом изложенного, Постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу директора Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия образования» Тукеевой М.П. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 20 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении руководителя МБУ «Централизованная бухгалтерия образования» Тукеевой М.П. отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Э.Д. Унутов