Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4454/2019 ~ М-3977/2019 от 05.09.2019

Дело №2-4454/2019

50RS0036-01-2019-005120-59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 ноября 2019 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.

при секретаре Новиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крохмаль Е. А., Тищенко А. Н., Соломадиной О. Г., Соколовой И. В., Бруковского М. А., Бруковской Л. В. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Главному управлению <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» о признании дома многоквартирным, обязании восстановить статус дома как многоквартирного и включить в сводный перечень многоквартирных домов <адрес>, обязании заключить соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого и переселении, признании незаконными действий по понуждению к выделу долей дома,

установил:

Крохмаль Е. А., Тищенко А. Н., Соломадина О. Г., Соколова И. В., Бруковский М. А., Бруковская Л. В., уточнив требования (л.д.163-164), обратились в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Главному управлению <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» о признании дома многоквартирным, обязании восстановить статус дома как многоквартирного и включить в сводный перечень многоквартирных домов <адрес>, обязании заключить соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого и переселении, признании незаконными действий по понуждению в выделу долей дома.

В обоснование иска указано, что согласно Заключению К №390Г-21023 от <дата>, вынесенному ГУ МО «Государственная жилищная инспекция <адрес>», администрации <адрес> было предложено провести оценку соответствия многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> установленным требованиям по признанию его аварийным и подлежащим сносу. <дата> главе <адрес> выдано предписание Г-21023 об устранении нарушений жилищного законодательства. Из заключения межведомственной комиссии от <дата> следует, что спорный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации Пушкинского муниципального района -р от <дата> спорный дом был признан аварийным и подлежащим сносу до 2020 года. Из сообщения Министерства строительного комплекса МО ТГ-2341/72 от <дата> следует, что в мае 2017 года спорный жилой дом был исключен Администрацией Пушкинского муниципального района из сводного перечня многоквартирных жилых домов <адрес>. Истцов (жителей дома) о данном факте в известность не поставили. Между тем, указанное обстоятельство явилось препятствием для истцов в постановке в адресную <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мо на 2016-2019 годы», т.к. в Программу подлежат включению многоквартирные жилые дома, признанные аварийными до 1.01.2015г., и дома, рекомендованные ГУ МО Госжилинспекция МО к обязательному расселению. В 2019 году истцы вновь обратились в администрацию <адрес> и Минстрой за информацией о сроках расселения. Из сообщения Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> следует, что переселению из аварийного фонда подлежат многоквартирные жилые дома, между тем, в соответствии с выпиской из ЕГРН спорный жилой дом не является многоквартирным. Для проведения мероприятий по расселению дома жильцам рекомендовано надлежащим образом оформить правоустанавливающие документы, без чего предоставить новые жилые помещения не представляется возможным. Между тем, все документы жильцами дома были переданы в администрацию сразу после признания дома аварийным и подлежащему сносу еще в 2015 году. <дата> жители дома в третий раз подали свои документы в администрацию (копия заявления с отметкой о принятии прилагается). Из протокола совещания по вопросу переселения жителей из аварийных жилых домов в <адрес> от <дата> (вопрос переселение из аварийного дома по адресу: <адрес>) следует, что администрацией принято решение: жителям аварийного дома принять решение о согласии по проведению мероприятий по выделению долей в праве общей долевой собственности с целью преобразования его в многоквартирный дом и возможности его расселения в рамках государственной программы. Истцы полагают, что указанные действия администрации по понуждению их в выделу своих долей в аварийном доме, который ранее имел статус многоквартирного, незаконны, более того, указанное решение администрации неисполнимо, в том числе, и технически. Истцы обратились в ООО «Независимая экспертиза РОСТО» с заявлением о проведении осмотра спорного дома, произведении выдела долей в доме. Эксперты указали, что выдел долей в праве общей долевой собственности на домовладение, признанное в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, невозможен в силу закона, технический выдел доли в часть дома также невозможен, поскольку часть квартир имеет места общего пользования. В проведении экспертизы истцам было отказано. Между тем, из сообщения Министерства строительного комплекса <адрес> ТГ-1125/21 от <дата> следует, что спорный дом включен в подпрограмму 1 «Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, признанного аварийным до <дата>) в рамках Государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2019-2025 годы». Срок окончания переселения граждан - IV квартал 2020 <адрес> из противоречащих друг другу ответов органа муниципальной власти (администрации <адрес> и Министерства строительного комплекса <адрес>) истцам непонятно, включено ли спорное жилое помещение, надлежащее истцам, в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>. Также следует учесть, что между собственниками помещений (оформлены как доли дома) и администрацией <адрес> МО соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого до настоящего щремени не заключалась, администрация затягивает указанный процесс под надуманными предлогами. Процедура по изъятию у собственников помещений, закрепленная ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с 2015 года и до настоящего времени не начиналась, решения об изъятии земельного участка при доме и жилых помещений администрацией не принимались.

Истцы Крохмаль Е.А., Тищенко А.Н., Соломадина О.Г., Соколова И.В., Бруковский М.А. и его представитель ФИО1 иск поддержали. Из объяснений истцов следует, что дом имеет признаки многоквартирности - имеется лестница с первого этажа на второй этаж, на чердаке расположены отопительные баки по одному на две квартиры. Подвального помещения нет.

Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района <адрес> ФИО2 возражал против удовлетворения иска, пояснил, что полномочиями по включению в реестр обладает ГЖИ МО, а не Администрация Пушкинского муниципального района. Статус многоквартирного дома определяет ГЖИ в соответствии с Положением о ГЖИ, в полномочия администрации это не входит. Против заключения соглашений с собственниками возражал, так как дом еще не включен в перечень многоквартирных домов. Возражал против удовлетворения требования о признании незаконными действий по понуждению к выделу долей дома, поскольку администрация не обязывала истцов выделить доли. Если дом будет включен в перечень, то администрация будет действовать в рамках Программы переселения. Протокол совещания носит рекомендательный характер.

Представитель ответчика Главного управления <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Третьи лица Шушляков Н.С., Лебедева Т.А., Мосякина О.Н., представитель третьего лица – Министерства строительного комплекса <адрес> в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно п.5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (утверждено Постановлением Правительства РФ от <дата> N 47), жилой дом – это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п.6 указанного Положения, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ, к общему имуществу собственников многоквартирного дома относятся:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п.10 ст.32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Таким образом, решение о признании аварийным и подлежащим сносу может быть принято в отношении многоквартирного дома.

Согласно п.2 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 22.01.2004г., жилой дом по адресу: <адрес> состоит из 7 квартир, является 1-этажным домом с мансардой, на дом оформлено право общей долевой собственности (л.д.20-27).

Доли указанного жилого дома переданы нанимателям в собственность в порядке приватизации (л.д.31-38).

В материалы дела представлено распоряжение администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от 31.12.2015г. -р о признании жилого <адрес> аварийным, подлежащим сносу до 2020 года (л.д.39-40), в связи с чем администрацией Пушкинского муниципального района в адрес ГУ ГЖИ МО направлено письмо о включении дома в реестр многоквартирных домов с целью расселения в установленном порядке (л.д.41). Данное распоряжение вынесено, в том числе, на основании заключений Межведомственной комиссии администрации Пушкинского муниципального района от 20.10.2015г. ,2, от 03.11.2015г. , что следует из преамбулы.

Согласно сведениям, содержащимся в письме Министерства строительного комплекса <адрес> от 19.06.2019г., данный дом включен в подпрограмму 1 «Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, признанного аварийным до 01.01.2017г.» в рамках Государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2019-2025 годы», срок окончания переселения граждан – IV квартал 2020г. (л.д. 14-15).

Вместе с тем из письма Министерства строительного комплекса <адрес> от 22.02.2018г. следует, что в соответствии с письмом администрации Пушкинского муниципального района от 31.05.2017г. -ОД-2ЖКХ, поступившим в адрес Главного управления <адрес> Государственная жилищная инспекция <адрес>, указанный дом исключен из сводного перечня многоквартирных жилых домов <адрес> (л.д.18-19).

Между тем, на протяжении 2006-2016г.г. жильцами дома оплачивались расходы на содержание и ремонт жилищного фонда, что в контексте п.1 ст.36, п.2 ст.154 ЖК РФ свидетельствует о том, что данный жилой дом относится к категории многоквартирных домов. Более того, доказательств отмены распоряжения администрации Пушкинского муниципального района от 31.12.2015г. -р о признании дома аварийным, подлежащим сносу, в материалы дела не представлено. В настоящий момент в актуальной редакции государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства МО от <дата> N 182/10 (раздел 9.3), указанный дом содержится в перечне многоквартирных домов, который сформирован на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона от <дата> N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии с разделом 9.3 и разделом 15 Программы, реализация переселения намечена до 20.12.2020г.

Совокупность перечисленных обстоятельств говорит о том, что ответчиком – администрацией Пушкинского муниципального района указанный дом признавался многоквартирным, аварийным, подлежащим сносу, был включен в адресную программу переселения из аварийного жилищного фонда, в связи с чем суд приходит к выводу, что требование истцов о признании дома многоквартирным обоснованно и подлежит удовлетворению.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от <дата> N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от <дата> N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, законом установлен определенный порядок переселения из аварийного жилищного фонда. В этом случае требование истцов о заключении соглашений о предоставлении других жилых помещений взамен изымаемого заявлено преждевременно, так как предоставление другого жилого помещения в данном случае осуществляется в рамках Программы переселения согласно графику.

Требование истцов об обязании восстановить статус дома как многоквартирного и включить в сводный перечень многоквартирных домов <адрес> не будет направлено на восстановление каких-либо прав истцов, поскольку достаточным основанием для включения в перечень многоквартирных домов будет является решение суда о признании дома многоквартирным.

Требование истцов о признании незаконными действий администрации по понуждению к выделу долей дома не может быть удовлетворено, поскольку решение об обязании собственников выделить доли ответчиком не принималось, мнение администрации о необходимости выдела долей не возлагает на собственников обязанность по выделу долей, в соответствии со ст.252 ГК РФ выдел доли из общей долевой собственности является правом собственника.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Крохмаль Е. А., Тищенко А. Н., Соломадиной О. Г., Соколовой И. В., Бруковского М. А., Бруковской Л. В. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Главному управлению <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» о признании дома многоквартирным, обязании восстановить статус дома как моногоквартирного и включить в сводный перечень многоквартирных домов <адрес>, обязании заключить соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого и переселении, признании незаконными действий по понуждению к выделу долей дома удовлетворить частично.

Признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, многоквартирным.

Требования истцов в остальной части оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.11.2019г.

Судья

2-4454/2019 ~ М-3977/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соломадина Ольга Григорьевна
Бруковская Людмила Васильевна
Соколова Ирина Викторовна
Тищенко Александр Николаевич
Крохмаль Евгения Александровна
Бруковский Михаил Александрович
Ответчики
ГЖИ МО
администрация Пушкинского района МО
Другие
Лебедева Тамара Ахатовна
Министерство строительного комплекса МО
Мосякина Ольга Николаевна
Шушляков Николай Степанович
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Абрамова Жанна Игоревна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
05.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2019Подготовка дела (собеседование)
25.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2019Судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
05.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2020Дело оформлено
24.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее