Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Североморск 7 апреля 2015 г.
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Котова Б.Г., при секретаре Минаковой Е.А., с участием представителя заявителя Подхалюзина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Авраменко С. Ю. об оспаривании действий начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных со снятием с учета нуждающихся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Авраменко обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, обязать данное должностное лицо отменить указанное решение и восстановить его на данном учете.
В судебном заседании представитель заявителя Подхалюзин настаивал на удовлетворении заявления и пояснил, что Авраменко с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ был снят с данного учета в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ добровольно снялся с регистрационного учета в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 32, 5 кв.м., жилой площадью 17 кв.м., ранее предоставленной ему на состав семьи из трех человек по месту прохождения военной службы, и оставил данную квартиру бывшей жене и дочери. Оспариваемые действия начальника отдела № ЗРУЖО являются незаконными, поскольку Авраменко на тот период был обеспечен жилой площадью на каждого члена семьи менее учетной нормы, установленной в Мурманской области.
Заявитель и начальник отдела № ЗРУЖО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. Авраменко ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ответчик о причине неявки суд не известил.
Заслушав объяснения представителя Подхалюзина и исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Авраменко подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что заявитель проходил военную службу в войсковой части № с местом дислокации в городе Североморске, приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ № досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № исключен из списков личного состава войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ, имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет.
Из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что данным решением жилищной комиссии Авраменко признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства на состав семьи из трех человек.
Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю и членам его семьи: жене – А. и дочери – В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 32, 5 кв.м., жилой площадью 17 кв.м.
Как усматривается из справки формы № 9 муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЗАТО г. Североморск» от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ №, заявитель в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в вышеуказанной однокомнатной квартире и являлся её нанимателем. В 2008 году данная квартира была приватизирована бывшей женой заявителя и его дочерью В., которые в настоящее время являются ее владельцами, по 1/2 доли.
Из исследованных в судебном заседании свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, выписки из постановления администрации ЗАТО г. Североморск от ДД.ММ.ГГГГ №, справки формы № 9 муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЗАТО г. Североморск» от ДД.ММ.ГГГГ №, видно, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время заявитель и члены его семьи: жена – А. и сын – Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированы в двухкомнатной муниципальной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 48, 7 кв.м., предоставленной по месту прохождения военной службы заявителя.
Решением начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п.п. 6 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства, выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. В основании принятого решения указано, что Авраменко по месту прохождения военной службы на состав семьи из трех человек был обеспечен однокомнатной квартирой по адресу: <адрес>, общей площадью 32, 5 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ добровольно снялся с регистрационного учета в данной квартире и оставил её бывшей жене и дочери, а поэтому права на повторное обеспечение жилым помещением не имеет.
При таких обстоятельствах военный суд считает, что действия ответчика, связанные со снятием заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений, являются неправомерными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона также установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При этом порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее – Правила), согласно п.п. «а», «б», «и» п. 7 которых основанием признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является отсутствие жилой площади, наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Данная норма подлежит применению в системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства.
Так, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии с п.2 ч.1 указанной статьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В судебном заседании бесспорно установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ заявитель на состав семьи из трех человек был обеспечен однокомнатной квартирой по адресу: <адрес>, общей площадью 32, 5 кв.м., жилой площадью 17 кв.м., а в ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета в данной квартире, оставив ее бывшей жене и дочери.
Вместе с тем, согласно п.п. «а» п. 7 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мурманской области», утвержденных решением исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов от 17 апреля 1991 года № 92, действовавших на территории города Североморска Мурманской области до их отмены постановлением Правительства Мурманской области от 31 октября 2005 года № 421-ПП, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане и семьи, имеющие обеспеченность жилой площадью на 1 члена семьи 7 и менее квадратных метров.
В соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО город Североморск от 27 февраля 2006 года № 123 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в ЗАТО г. Североморск» установлена учетная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из приведенных правовых норм следует, что заявитель был обеспечен жильем на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом, снятие его ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, не свидетельствует об утрате им права на улучшение жилищных условий и в дальнейшем на получение жилого помещения в избранном месте жительства.
На основании п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280 утверждена Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 5 Инструкции правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также снятии с учета, наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 7 Инструкции определено, что уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «б», «д» п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичная норма изложена в п. 2 и 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской федерации.
Согласно п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным этим пунктом.
Таких оснований для снятия Авраменко с данного учета в судебном заседании не установлено.
Принимая во внимание, что оснований для снятия заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ и п. 10 Инструкции, в судебном заседании не установлено, следует прийти к выводу о том, что заявитель неправомерно снят с данного учета, в связи с чем его заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
заявление Авраменко С. Ю. - удовлетворить.
Решение начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Авраменко С. Ю. с учета нуждающихся в получении жилых помещений признать незаконным.
Обязать начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить указанное решение и восстановить Авраменко С. Ю. на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу Б.Г. Котов