Дело №–86/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 года п.Пушкинские Горы
Пушкиногорский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи - Евдокимова В.И.,
с участием:
ст.пом.прокурора Пушкиногорского района – Свириденко Д.Н.,
истицы – Ермолаевой С.А.,
представителя ответчика – Узенёвой М.А.,
при секретаре - Веселовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Прокурора Пушкиногорского района Псковской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов Ермолаевой С.А. к Администрации Пушкиногорского района Псковской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, |
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пушкиногорского района Псковской области, в порядке ст.45 ГПК РФ, выступая в защиту прав, свобод и законных интересов Ермолаевой С.А., обратился в суд с исковым заявлением об обязании Администрацию Пушкиногорского района Псковской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, имеющее площадь не менее 25 м2, на териитории Пушкиногорского района, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что решением Территориального управления Пушкиногорского района ГГУ управления социального развития Псковской области от 13.04.2009 года № 19-ОД/О над несовершеннолетней Ермолаевой С.А., как над ребенком-сиротой, установлено попечительство в связи со смертью родителей, и за нею сохранено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Заключением комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности ее проживания в указанном жилом помещении, поскольку общая площадь помещения составляет менее учетной нормы площади жилого помещения на одно лицо, установленной решением Собрания депутатов Пушкиногорского района от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, а также выпиской из протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, Ермолаева С.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, а также включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В силу закона, предоставление истице жилого помещения относится к обязанности Администрации Пушкиногорского района. Сам порядок реализации указанных полномочий урегулирован законом и не требует судебного решения.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ермолаева С.А. жильем не обеспечена. В список претендентов, подлежащих обеспечению жильем в 2018 году, она не включена.
Законом не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. И предоставление вне очереди жилого помещения не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, а также от иных условий. Право предоставления жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться незамедлительно после его возникновения.
Согласно п.1 ст.5 Закона Псковской области от 09.01.2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 м2 на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по их выбору.
В судебном заседании ст.пом.прокурора Пушкиногорского района Свириденко Д.Н. поддержал исковое заявление в полном объеме.
Истица Ермолаева С.А. в судебном заседании также поддержала исковое требование в полном объеме.
Представитель ответчика Узенёва М.А. в судебном заседании иск не признала, указав, что ответчиком не оспаривается право Ермолаевой С.А. на предоставление жилого помещения, однако, до ДД.ММ.ГГГГ предоставить жилье не представляется возможным в виду отсутствия финансирования.
Третье лицо – Администрация Псковской области, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не представила, причины неявки представителя не известны, ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступало, возражений по существу иска в суд не представила.
Третье лицо – Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, будучи надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не представило, в своих возражениях на исковое заявление начальник управления Мнацаканян А.Л. указал, что 19 февраля 2014 года Ермолаева С.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На ДД.ММ.ГГГГ ее порядковый номер в Списке – 115. Всего в Списке, на указанную дату, состоит 2356 человек. Требование истца считает незаконным, поскольку оно фактически является требованием о внеочередном обеспечении истицы жилым помещением, что не предусмотрено действующим законодательством. Список формируется органом опеки и попечительства на основании жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства. Управление ежегодно, в срок до 05 февраля текущего года формирует и направляет в территориальные управления выписки из Списка, в отношении лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году в соответствующем муниципальном районе. Ермолаева С.А. не включена в выписку из Списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2018 году в Пушкиногорском районе. Удовлетворение указанного требования повлечет нарушение прав других лиц, состоящих в Списке.
Суд, заслушав ст.пом.прокурора Пушкиногорского района Свириденко Д.Н., истицу Ермолаеву С.А., представителя ответчика Узенёву М.А. и исследовав материалы дела, считает требование прокурора Пушкиногорского района подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как следует из ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно ст.20 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступившей в силу для СССР 15.09.1990 года, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Статьей 27 данной Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Исходя из п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из п.1 ст.8 данного Федерального Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п.3 данной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Как следует из п.7 этой же статьи, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п.1 ст.5 Закона Псковской области от 09.01.2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 м2 на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по их выбору.
В соответствии со ст.7 данного Закона Псковской области, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется органом опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в день поступления документов, регистрирует их и в течение 30 календарных дней со дня регистрации представляет для рассмотрения в жилищную комиссию по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Состав и порядок работы жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается актом Администрации области.
Согласно ст.9 этого же Закона Псковской области, финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Данные средства предусматриваются в бюджете области на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления, которым Законом Псковской области от 03 июня 2011 года № 1082-ОЗ были делегированы отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Как следует из приказа Территориального управления Пушкиногорского района ГГУ управления социального развития Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД/О (л.д. 22), над несовершеннолетней Ермолаевой С.А., как над ребенком-сиротой, установлено попечительство в связи со смертью родителей, и за нею сохранено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Приказом Территориального управления Пушкиногорского района ГГУ управления социального развития Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД (л.д. 16-17), на основании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21), установлен факт невозможности проживания Ермолаевой С.А. в указанном жилом помещении, поскольку общая площадь помещения составляет менее учетной нормы площади жилого помещения на одно лицо, установленной решением Собрания депутатов Пушкиногорского района от 04.05.2010 года № 171.
В соответствии с приказом Территориального управления Пушкиногорского района ГГУ управления социального развития Псковской области от 16.07.2013 года № 133-ОД, а также выпиской из протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 14-15), Ермолаева С.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, а также включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно письму Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, ДД.ММ.ГГГГ Ермолаева С.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На ДД.ММ.ГГГГ ее порядковый номер в Списке – 115. Всего в Списке, на указанную дату, состоит 2356 человек. Ермолаева С.А. не включена в выписку из Списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2018 году в Пушкиногорском районе.
Как следует из сообщения Территориального управления Пушкиногорского района ГГУ управления социального развития Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Ермолаевой предоставлена мера социальной поддержки в форме выплаты компенсации за наем жилого помещения в соответствии с постановлением Администрации Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нуждаемости Ермолаевой С.А. в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Из анализа положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что ни данная норма, ни иные статьи указанного закона, не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Напротив, по смыслу этих положений, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться незамедлительно после наступления обстоятельств, предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов РФ.
В свою очередь, содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование соответствующего Списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предполагает установление процедурных правил по формированию Списка – определение перечня документов, которые должны быть предоставлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п..
По своей сути формирование субъектом РФ Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия, предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, как установлено судом, формируемый на основании Закона Псковской области от 09.01.2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
Учитывая, что Законом Псковской области от 03.06.2011 года № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что обязанность по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 25 м2, на территории Пушкиногорского района, лежит на Администрации Пушкиногорского района Псковской области.
Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что удовлетворение исковых требований приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный Список ранее, не состоятельны, поскольку в соответствии со ст.9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют, принадлежащие им гражданские права.
Отсутствие денежных средств у ответчика для обеспечения истицы жильем в текущем году, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку сама по себе недостаточность финансирования не может являться основанием для отказа в реализации прав.
При данных обстоятельствах, в условиях наличия у Ермолаевой С.А. права на обеспечение жильем, что не оспаривается ответчиком, она вправе требовать его реализации, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения такой категории граждан как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
При данных обстоятельствах исковое требование прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое требование прокурора Пушкиногорского района Псковской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов Ермолаевой С.А. к Администрации Пушкиногорского района Псковской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, - удовлетворить.
Обязать Администрацию Пушкиногорского района Псковской области предоставить Ермолаевой С.А. за счет средств субъекта Российской Федерации благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 м2, расположенное на территории Пушкиногорского района Псковской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, через Пушкиногорский районный суд Псковской области.
Судья: