адм. дело №2а-1510/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» апреля 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Барыгиной Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рождественской Нины Васильевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным бездействия, выраженного в не предоставлении ответа на заявление от 17.11.2017г., признании незаконным решения №52-17-2294з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов,
У С Т А Н О В И Л :
Рождественская Н.В. обратилась в суд и указывает, что она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 215 кв.м., в аренду без проведения торгов на основании п.п.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ (однократно для завершения строительства) или продлении срока аренды указанного земельного участка. Письмом №52-17-2294з от 14.02.2018г. ей отказано в предоставлении в аренду земельного участка и в продлении договора аренды, в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает продление договора аренды земельного участка от 18.12.2012г. №2388-12/гз, кроме того, на земельном участке отсутствуют объекты незавершенного строительства. Кроме того, на обращение административного истца от 17.11.2017г. ответ не получен. В связи с указанным, Рождественская Н.В. просит суд признать незаконным бездействия, выраженные в не предоставлении ответа на заявление от 17.11.2017г., признать незаконным решение №52-17-2294з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязанность ДИЗО Воронежской области заключить с Рождественской Н.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов.
Административный истец Рождественская Н.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель административного истца по доверенности Астафьева Н.В. административное исковое заявление поддержала и просила его удовлетворить, поддержала представленные возражения.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Литвинова О.И. считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
На основании пояснений лиц, участвующих в деле, договоров, актов приема-передачи, заявлений и сообщений, судом установлено, что 18.12.2012г. между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и ФИО1, был заключен договор аренды земельного участка№2388-12/гз, предметом которого является пользование на условиях аренды земельным участком из категории земель населенных пунктов площадью 215 кв.м., расположенный по адресу <адрес> кадастровый номер №. Участок предоставляется под объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонт обуви. Договор заключен пять лет (л.д.10-13). Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 28.12.2012г. (л.д.13 - оборот). Согласно дополнительного соглашения от 18.12.2015г. внесены изменения в договор аренды в части арендатора и указано считать арендатором ФИО2 (л.д.14). В соответствие с договором перенайма от 14.07.2016г. ФИО2 передал принадлежащие ему права на основании договора аренды №2388-12/гз от 18.12.2012г. Рождественской Н.В. (л.д.15).
30.06.2017г. за № Рождественской Н.В. администрацией городского округа город Воронеж было выдано разрешение на строительство офисного здания по <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами №, № общей площадью 249 кв.м., сроком действия до 30.01.2018г.
20.09.2017г. до сведения Рождественской Н.В. уведомлением№8508508 доведено, что распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 08.09.2017г. №139-р «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017г. №», разрешение на строительство офисного здания по адресу: <адрес>,16а, отменено (л.д.19).
Распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 08.09.2017г. №139-р «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017г. №», разрешение на строительство офисного здания по адресу: <адрес>, отменено (л.д.20) по протесту прокурора города Воронежа от 24.08.2017г., а так же в связи с выявленным при выдаче разрешения на строительство нарушениями земельного законодательства, выраженными в несоблюдении заявителем установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении ненадлежащим образом оформленных документов на земельный участок в части предоставления договора аренды от 18.12.2012г. №2388-12/гз и дополнительного соглашения от 15.04.2013г. нарушениями требований к режиму использования земли в охранных объектах культурного наследия «Дом Михайлова», выраженными в несоблюдении представленной проектной документацией охранных зон объекта культурного наследия установленных постановлением Правительства Воронежской области от 06.11.2013г. №963…, п.2 ст.1 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, нарушениями требований пожарной безопасности, выраженной в несоблюдении представленной проектной документацией требований свода правил СП 4.13130…
12.07.2017г. Рождественской Н.В. (л.д.21) представлено извещение о начале строительства.
17.11.2017г. Рождественская Н.В. (л.д.22) обратилась к руководителю Департамента имущественных и земельных отношений с заявлением о продлении договора аренды земельного участка от 18.12.2012г. №2388-12/гз, сроком на пять лет. Указанное заявление зарегистрировано 20.11.2017г.
Судом установлено, что на данное обращение в установленные законом сроки административным ответчиком не был направлен ответ административному истцу, и копия ответа была вручена представителю только в судебном заседании при рассмотрении данного административного дела. Однако, административному истцу Рождественской Н.В. ответ не направлен в надлежащем виде до настоящего времени, в связи с чем, требования Рождественской Н.В. о признании незаконными бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженные в непредоставлении ответа Рождественской Н.В. на заявление от 17.11.2017г. подлежат удовлетворению.
В соответствие со ст.ст.2, 5,10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право…получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов… Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо…обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона…Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В данном случае судом установлено, что требования закона административным ответчиком исполнены не были. На момент рассмотрения дела, нарушенные права административного истца в части получения ответа на обращение, восстановлены не были, так как надлежащих доказательств направления ответа Рождественской Н.В. суду представителем ДИЗО Воронежской области не представлено, несмотря, на ссылку представителя в судебном заседании на направлении ответа 20.12.2017г., и представленный суду скриншот, который не свидетельствует о фактическим направлении административному истцу ответа по существу обращения.
19.01.2017г. административный истец (л.д.23) обратилась к административному ответчику с заявлением в котором просила продлить договор аренды земельного участка от 18.12.2012г. №2388-12/гз сроком на три года или предоставить в аренду сроком на три года земельный участок <адрес> 215 кв.м. с кадастровым номером №, для завершения строительства, при этом была представлена копия технического плана на объект незавершенного строительства от 12.09.2017г., копия выписки из ЕГРН от 16.01.2018г., копия паспорта Рождественской Н.В. Согласно ответа административного ответчика (л.д.26) от 14.02.2018г. №52-17-2294з на заявление о продлении договора аренды земельного участка Рождественской Н.В. было отказано в в продлении или предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу <адрес>. Указано, что продление договора аренды в настоящее время не предусмотрено ЗК РФ. Случаи предоставления земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов указаны в п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ. В п.21 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» регламентировано, что в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015г. или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015г. в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 Земельного кодекса РФ. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом. Департаментом была осуществлена выездная проверка фактического использования испрашиваемого земельного участка. По результатам проведенной проверки установлено, что в настоящее время на земельном участке по адресу <адрес>, объекты недвижимости, объекты незавершенного строительства отсутствуют. Документов, свидетельствующих об освоение земельного участка по <адрес> не представлено. В представленном пакете документов отсутствует документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий.., расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Получение разрешения на строительство не является основанием возможности предоставления в аренду земельного участка без предоставления торгов. На основании п.1 ст.39.16 ЗК РФ было отказано в в предоставление в аренду земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанный отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области суд считает законным, в связи с чем, требования Рождественской Н.В. о признании незаконным решения №52-17-2294з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов не подлежащими удовлетворению.
Согласно п.п.10 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства. Административным истцом и её представителем не представлено суду доказательств зарегистрированного права на объект незавершенного строительства по адресу <адрес>, в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем, суд приходит к выводу, что зарегистрированное право на объект незавершенного строительства по указанному адресу отсутствует. В ходе выездной проверки фактического пользования испрашиваемого участка установлено, что на участке объект незавершенного строительства на 25.12.2017г. отсутствует, вместе с тем, установлен самовольный захват территории общей площадью приблизительно 116 кв.м. Кроме того, в суд административным истцом и представителем не представлено документов, удостоверяющих факт наличия объекта незавершенного строительства на участке и документов, удостоверяющих права административного истца на объект незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст.3 п.21 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Согласно ч.2 п.10 ст.39.5 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 ст.39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Таким образом, действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства на заключение договора аренды без торгов однократно для завершения строительства.
На основании представленного ответчиком акта проверки земельного участка схемы направленной фотофиксации земельного участка, судом установлено, что на предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м., под объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонта обуви по адресу <адрес>, отсутствует объект незавершенного строительства ателье пошива одежды и ремонта обуви.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).
Согласно п.п.3.3, 3.4, 3.5 Постановления Госстроя России от 17.09.2002 N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002" до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая: устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации; освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладка коммуникаций; устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода; завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений; устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций. Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленному согласно СНиП 12-03. Производство работ на строительном объекте следует вести в технологической последовательности согласно содержащемуся в ПОС календарному плану (графику) работ. Завершение предшествующих работ является необходимым условием для подготовки и выполнения последующих. При необходимости совмещения работ должны проводиться дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности выполнения совмещенных работ. Производство строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия или строящегося объекта необходимо осуществлять при выполнении мероприятий, предусмотренных актом-допуском, оформление которого следует осуществлять согласно СНиП 12-03.Указанные мероприятия принимаются на основе решений, разработанных в ПОС и ППР, и включают: установление границы территории, выделяемой подрядчику для производства работ; определение порядка допуска работников подрядной организации на территорию организации; проведение необходимых подготовительных работ на выделенной территории; определение зоны совмещенных работ и порядка выполнения там работ.
Таким образом, исходя из нормативных актов следует, что административный истец, обращаясь в суд, должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что на предоставленном в аренду земельном участке, находится объект недвижимости неоконченный строительством, даже не относительно того, зарегистрировано право на указанный объект в установленном законом порядке. Административным истцом и его представителем по доверенности таких доказательств суду не представлено. При этом, административным ответчиком представлены доказательства свидетельствующие об отсутствии на спорном земельном участке объекта неоконченного строительством, и проведении каких-либо подготовительных работ на земельном участке. При этом, представленный технический план объекта незавершенного строительства, который составлен в связи с созданием объекта незавершенного строительства расположенного по адресу <адрес> и 16а, судом не может быть принят во внимание, в подтверждение нахождения на земельном участке объектов незавершенного строительства, так как земельного участка по адресу <адрес> и 16а фактически не существует как объекта недвижимости, решения об объединении земельных участков <адрес> и <адрес>, принятого уполномоченным органом не существует, кроме того, 02.02.2018г. Рождественской Н.В. направлено ДИЗО Воронежской области уведомление об отказе от договора аренды земельного участка от 18.12.2012г. №2388-12/гз, кадастровый номер №, площадью 215 кв.м., разрешенное использование: бытовое обслуживание (л.д.25), в связи с истечением срока аренды земельного участка 28.12.2017г. Указанно, что договор считается расторгнутым по истечении трех месяцев с момента получения арендатором настоящего уведомления. При этом, в техническом плане объекта, представленном административным истцом отсутствует графическое описание объекта незавершенного строительства применительно к конкретному адресу земельного участка как объекта недвижимости, так как уже указал суд земельного участка по адресу <адрес> не существует. При этом, заключении кадастрового инженера указано, что на двух земельных участках располагается объект незавершенного строительства, готовностью 14%, однако, отсутствует какое либо описание объекта относительно того, на основании каких данных кадастровый инженер пришел к выводу о готовности объекта незавершенного строительства 14%, а так же того, на каком именно участке объект располагается. Кроме того, в данном случае разрешение на строительство на земельном участке <адрес> выданное Рождественской Н.В. отменено.
В обоснование своих доводов представитель ссылается на представленные в материалы расписку в получении документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по объекту <адрес> от 14.12.2017г. Управления Росреестра по Воронежской области и нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства, что не может быть принято судом во внимание как основание для удовлетворение иска по вышеуказанным судом основаниям.
Согласно ст.39.16 п.19 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований…предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается…
С учетом изложенного, и представленных по делу доказательств, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска в части признания незаконным решения №з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, так как ДИЗО <адрес> принято законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м., без проведения торгов на основании п.п.10 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, а так же отказано, в продлении договора аренды указанного земельного участка. В связи с тем, что судом не установлено нарушение прав административного истца принятым решением, не подлежат удовлетворению и требования об обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов. Кроме того, требования об обязании заключить договор аренды земельного участка, не основаны на нормах закона, так как в этом случае административный истец предлагает суду заменить собой исполнительный орган власти субъекта РФ и принять за него решение, возлагает на суд не свойственные ему функции.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженные в непредоставлении ответа Рождественской Нине Васильевне на заявление от 17.11.2017г.
В удовлетворении административного искового заявления Рождественской Нины Васильевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения №52-17-2294з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
адм. дело №2а-1510/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» апреля 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Барыгиной Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рождественской Нины Васильевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным бездействия, выраженного в не предоставлении ответа на заявление от 17.11.2017г., признании незаконным решения №52-17-2294з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов,
У С Т А Н О В И Л :
Рождественская Н.В. обратилась в суд и указывает, что она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 215 кв.м., в аренду без проведения торгов на основании п.п.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ (однократно для завершения строительства) или продлении срока аренды указанного земельного участка. Письмом №52-17-2294з от 14.02.2018г. ей отказано в предоставлении в аренду земельного участка и в продлении договора аренды, в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает продление договора аренды земельного участка от 18.12.2012г. №2388-12/гз, кроме того, на земельном участке отсутствуют объекты незавершенного строительства. Кроме того, на обращение административного истца от 17.11.2017г. ответ не получен. В связи с указанным, Рождественская Н.В. просит суд признать незаконным бездействия, выраженные в не предоставлении ответа на заявление от 17.11.2017г., признать незаконным решение №52-17-2294з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязанность ДИЗО Воронежской области заключить с Рождественской Н.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов.
Административный истец Рождественская Н.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель административного истца по доверенности Астафьева Н.В. административное исковое заявление поддержала и просила его удовлетворить, поддержала представленные возражения.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Литвинова О.И. считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
На основании пояснений лиц, участвующих в деле, договоров, актов приема-передачи, заявлений и сообщений, судом установлено, что 18.12.2012г. между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и ФИО1, был заключен договор аренды земельного участка№2388-12/гз, предметом которого является пользование на условиях аренды земельным участком из категории земель населенных пунктов площадью 215 кв.м., расположенный по адресу <адрес> кадастровый номер №. Участок предоставляется под объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонт обуви. Договор заключен пять лет (л.д.10-13). Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 28.12.2012г. (л.д.13 - оборот). Согласно дополнительного соглашения от 18.12.2015г. внесены изменения в договор аренды в части арендатора и указано считать арендатором ФИО2 (л.д.14). В соответствие с договором перенайма от 14.07.2016г. ФИО2 передал принадлежащие ему права на основании договора аренды №2388-12/гз от 18.12.2012г. Рождественской Н.В. (л.д.15).
30.06.2017г. за № Рождественской Н.В. администрацией городского округа город Воронеж было выдано разрешение на строительство офисного здания по <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами №, № общей площадью 249 кв.м., сроком действия до 30.01.2018г.
20.09.2017г. до сведения Рождественской Н.В. уведомлением№8508508 доведено, что распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 08.09.2017г. №139-р «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017г. №», разрешение на строительство офисного здания по адресу: <адрес>,16а, отменено (л.д.19).
Распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 08.09.2017г. №139-р «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017г. №», разрешение на строительство офисного здания по адресу: <адрес>, отменено (л.д.20) по протесту прокурора города Воронежа от 24.08.2017г., а так же в связи с выявленным при выдаче разрешения на строительство нарушениями земельного законодательства, выраженными в несоблюдении заявителем установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении ненадлежащим образом оформленных документов на земельный участок в части предоставления договора аренды от 18.12.2012г. №2388-12/гз и дополнительного соглашения от 15.04.2013г. нарушениями требований к режиму использования земли в охранных объектах культурного наследия «Дом Михайлова», выраженными в несоблюдении представленной проектной документацией охранных зон объекта культурного наследия установленных постановлением Правительства Воронежской области от 06.11.2013г. №963…, п.2 ст.1 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, нарушениями требований пожарной безопасности, выраженной в несоблюдении представленной проектной документацией требований свода правил СП 4.13130…
12.07.2017г. Рождественской Н.В. (л.д.21) представлено извещение о начале строительства.
17.11.2017г. Рождественская Н.В. (л.д.22) обратилась к руководителю Департамента имущественных и земельных отношений с заявлением о продлении договора аренды земельного участка от 18.12.2012г. №2388-12/гз, сроком на пять лет. Указанное заявление зарегистрировано 20.11.2017г.
Судом установлено, что на данное обращение в установленные законом сроки административным ответчиком не был направлен ответ административному истцу, и копия ответа была вручена представителю только в судебном заседании при рассмотрении данного административного дела. Однако, административному истцу Рождественской Н.В. ответ не направлен в надлежащем виде до настоящего времени, в связи с чем, требования Рождественской Н.В. о признании незаконными бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженные в непредоставлении ответа Рождественской Н.В. на заявление от 17.11.2017г. подлежат удовлетворению.
В соответствие со ст.ст.2, 5,10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право…получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов… Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо…обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона…Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В данном случае судом установлено, что требования закона административным ответчиком исполнены не были. На момент рассмотрения дела, нарушенные права административного истца в части получения ответа на обращение, восстановлены не были, так как надлежащих доказательств направления ответа Рождественской Н.В. суду представителем ДИЗО Воронежской области не представлено, несмотря, на ссылку представителя в судебном заседании на направлении ответа 20.12.2017г., и представленный суду скриншот, который не свидетельствует о фактическим направлении административному истцу ответа по существу обращения.
19.01.2017г. административный истец (л.д.23) обратилась к административному ответчику с заявлением в котором просила продлить договор аренды земельного участка от 18.12.2012г. №2388-12/гз сроком на три года или предоставить в аренду сроком на три года земельный участок <адрес> 215 кв.м. с кадастровым номером №, для завершения строительства, при этом была представлена копия технического плана на объект незавершенного строительства от 12.09.2017г., копия выписки из ЕГРН от 16.01.2018г., копия паспорта Рождественской Н.В. Согласно ответа административного ответчика (л.д.26) от 14.02.2018г. №52-17-2294з на заявление о продлении договора аренды земельного участка Рождественской Н.В. было отказано в в продлении или предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу <адрес>. Указано, что продление договора аренды в настоящее время не предусмотрено ЗК РФ. Случаи предоставления земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов указаны в п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ. В п.21 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» регламентировано, что в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015г. или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015г. в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 Земельного кодекса РФ. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом. Департаментом была осуществлена выездная проверка фактического использования испрашиваемого земельного участка. По результатам проведенной проверки установлено, что в настоящее время на земельном участке по адресу <адрес>, объекты недвижимости, объекты незавершенного строительства отсутствуют. Документов, свидетельствующих об освоение земельного участка по <адрес> не представлено. В представленном пакете документов отсутствует документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий.., расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Получение разрешения на строительство не является основанием возможности предоставления в аренду земельного участка без предоставления торгов. На основании п.1 ст.39.16 ЗК РФ было отказано в в предоставление в аренду земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанный отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области суд считает законным, в связи с чем, требования Рождественской Н.В. о признании незаконным решения №52-17-2294з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов не подлежащими удовлетворению.
Согласно п.п.10 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства. Административным истцом и её представителем не представлено суду доказательств зарегистрированного права на объект незавершенного строительства по адресу <адрес>, в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем, суд приходит к выводу, что зарегистрированное право на объект незавершенного строительства по указанному адресу отсутствует. В ходе выездной проверки фактического пользования испрашиваемого участка установлено, что на участке объект незавершенного строительства на 25.12.2017г. отсутствует, вместе с тем, установлен самовольный захват территории общей площадью приблизительно 116 кв.м. Кроме того, в суд административным истцом и представителем не представлено документов, удостоверяющих факт наличия объекта незавершенного строительства на участке и документов, удостоверяющих права административного истца на объект незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст.3 п.21 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Согласно ч.2 п.10 ст.39.5 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 ст.39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Таким образом, действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства на заключение договора аренды без торгов однократно для завершения строительства.
На основании представленного ответчиком акта проверки земельного участка схемы направленной фотофиксации земельного участка, судом установлено, что на предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м., под объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонта обуви по адресу <адрес>, отсутствует объект незавершенного строительства ателье пошива одежды и ремонта обуви.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).
Согласно п.п.3.3, 3.4, 3.5 Постановления Госстроя России от 17.09.2002 N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002" до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая: устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации; освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладка коммуникаций; устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода; завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений; устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций. Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленному согласно СНиП 12-03. Производство работ на строительном объекте следует вести в технологической последовательности согласно содержащемуся в ПОС календарному плану (графику) работ. Завершение предшествующих работ является необходимым условием для подготовки и выполнения последующих. При необходимости совмещения работ должны проводиться дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности выполнения совмещенных работ. Производство строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия или строящегося объекта необходимо осуществлять при выполнении мероприятий, предусмотренных актом-допуском, оформление которого следует осуществлять согласно СНиП 12-03.Указанные мероприятия принимаются на основе решений, разработанных в ПОС и ППР, и включают: установление границы территории, выделяемой подрядчику для производства работ; определение порядка допуска работников подрядной организации на территорию организации; проведение необходимых подготовительных работ на выделенной территории; определение зоны совмещенных работ и порядка выполнения там работ.
Таким образом, исходя из нормативных актов следует, что административный истец, обращаясь в суд, должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что на предоставленном в аренду земельном участке, находится объект недвижимости неоконченный строительством, даже не относительно того, зарегистрировано право на указанный объект в установленном законом порядке. Административным истцом и его представителем по доверенности таких доказательств суду не представлено. При этом, административным ответчиком представлены доказательства свидетельствующие об отсутствии на спорном земельном участке объекта неоконченного строительством, и проведении каких-либо подготовительных работ на земельном участке. При этом, представленный технический план объекта незавершенного строительства, который составлен в связи с созданием объекта незавершенного строительства расположенного по адресу <адрес> и 16а, судом не может быть принят во внимание, в подтверждение нахождения на земельном участке объектов незавершенного строительства, так как земельного участка по адресу <адрес> и 16а фактически не существует как объекта недвижимости, решения об объединении земельных участков <адрес> и <адрес>, принятого уполномоченным органом не существует, кроме того, 02.02.2018г. Рождественской Н.В. направлено ДИЗО Воронежской области уведомление об отказе от договора аренды земельного участка от 18.12.2012г. №2388-12/гз, кадастровый номер №, площадью 215 кв.м., разрешенное использование: бытовое обслуживание (л.д.25), в связи с истечением срока аренды земельного участка 28.12.2017г. Указанно, что договор считается расторгнутым по истечении трех месяцев с момента получения арендатором настоящего уведомления. При этом, в техническом плане объекта, представленном административным истцом отсутствует графическое описание объекта незавершенного строительства применительно к конкретному адресу земельного участка как объекта недвижимости, так как уже указал суд земельного участка по адресу <адрес> не существует. При этом, заключении кадастрового инженера указано, что на двух земельных участках располагается объект незавершенного строительства, готовностью 14%, однако, отсутствует какое либо описание объекта относительно того, на основании каких данных кадастровый инженер пришел к выводу о готовности объекта незавершенного строительства 14%, а так же того, на каком именно участке объект располагается. Кроме того, в данном случае разрешение на строительство на земельном участке <адрес> выданное Рождественской Н.В. отменено.
В обоснование своих доводов представитель ссылается на представленные в материалы расписку в получении документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по объекту <адрес> от 14.12.2017г. Управления Росреестра по Воронежской области и нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства, что не может быть принято судом во внимание как основание для удовлетворение иска по вышеуказанным судом основаниям.
Согласно ст.39.16 п.19 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований…предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается…
С учетом изложенного, и представленных по делу доказательств, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска в части признания незаконным решения №з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, так как ДИЗО <адрес> принято законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м., без проведения торгов на основании п.п.10 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, а так же отказано, в продлении договора аренды указанного земельного участка. В связи с тем, что судом не установлено нарушение прав административного истца принятым решением, не подлежат удовлетворению и требования об обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов. Кроме того, требования об обязании заключить договор аренды земельного участка, не основаны на нормах закона, так как в этом случае административный истец предлагает суду заменить собой исполнительный орган власти субъекта РФ и принять за него решение, возлагает на суд не свойственные ему функции.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженные в непредоставлении ответа Рождественской Нине Васильевне на заявление от 17.11.2017г.
В удовлетворении административного искового заявления Рождественской Нины Васильевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения №52-17-2294з от 14.02.2018г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 215 кв.м., по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: