Дело № 2-202/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Новобирилюссы
Красноярского края 11 августа 2016 года
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
При секретаре Арбузовой Н.Н.,
С участием представителя истца помощника прокурора Бирилюсского района Стефаненко О.В.,
Представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунсервис» Алексеевой Л.Д., действующей на основании доверенности от 19 января 2016 года,
Представителя третьего лица на стороне ответчика администрации Бирилюсского района Красноярского края Чернышёва С.В., действующего на основании доверенности №2974 от 09.09.2015 года,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бирилюсского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунсервис» о возложении обязанности об определении места для временного хранения коммунальных отходов
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бирилюсского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, с учетом его уточнения к ответчику администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о возложении на него обязанности определить место хранения твердых бытовых отходов, и к ответчику ООО «УК Коммунсервис» оборудовать место для установки контейнеров для временного хранения твердых бытовых отходов. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства было установлено, что обслуживание многоквартирных домов № и №, расположенных по <адрес>, а также <адрес> по <адрес> обслуживаются с нарушением требований действующего законодательства. В нарушение требований ст.42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду, ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающей управлять многоквартирным домом таким образом, чтобы это обеспечивало благоприятные и безопасные условия проживания граждан, в нарушение требований ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребеления», ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывающих при работе с твердыми бытовыми отходами соблюдать требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, в нарушение требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» твердые коммунальные отходы, скапливающиеся от жизнедеятельности граждан, проживающих в указанных домах, осуществляется в контейнеры на площадках на расстоянии менее 20 метров от домов, не имеющих твердого покрытия, не ограниченных бордюрами и зелеными насаждениями. Поскольку к полномочиям администрации Новобирилюсского сельсовета в силу Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории поседения, утверждение правил благоустройства территории поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, истец просит возложить на администрацию Новобирилюсского сельсовета обязанность определить место временного хранения твёрдых бытовых отходов с соблюдением нормативного размера (не менее 20 метров) до многоквартирных жилых домов по адресам <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На ООО «Управляющая компания «Коммунсервис» просит возложить обязанность оборудовать место для установки контейнеров для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенных у домов по адресам: <адрес> после выбора места их расположения с учетом нормативного размера (не менее 20 метров) от жилого дома, площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, бордюром и зелеными насаждениями по периметру и установить контейнеры на оборудованное для временного хранения твердых бытовых отходов место.
Определением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 01 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена администрация Бирилюсского района Красноярского края.
Определением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 11 августа 2016 года прекращено производство по гражданскому делу в части возложения на администрацию Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края обязанности определить место временного хранения твердых бытовых отходов в связи с отказом истца от иска и принятием отказа судом.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора Бирилюсского района Стефаненко О.В. иск поддержала в части требований к ответчику ООО «УК «Коммунсервис», поскольку сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется в силу действующего законодательства управляющей организацией, и она обязана выполнять эти мероприятия в строгом соответствии с требованиями санитарного законодательства, именно на ООО «УК «Коммунсервис» просит возложить обязанность обустроить площадки для размещения на них сборников отходов.
Представитель ответчика ООО «УК «Коммунсервис» Алексеева Л.Д. относительно иска возражала, полагала, что прокурор не принял во внимание что в соответствии с договором управления многоквартирным домом управляющая организация обязалась по заданию собственника жилого дома оказать услуги лишь по содержанию контейнерных площадок. Кроме того, указывает, что Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 "Об утверждении Правил и Норм технической эксплуатации жилищного фонда" предусмотрен определенный вид работ, которые должна выполнять управляющая компания, но вывод прокурора о том, что организации, обслуживающие жилищный фонд, должны производить строительные работы в порядке обустройства территории, находится за рамками действующего законодательства. Доказательств тому, что управляющей компанией дополнительно были приняты на себя договорные обязательства по оборудованию территории контейнерной площадки для сбора мусора за счет платежей населения, в материалах дела не имеется.
Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации Бирилюсского района Красноярского края Чернышёв С.В. полагал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суду пояснил, что <адрес> по <адрес> были введены в эксплуатацию в 1997 году, а <адрес> в 1995 году. Кто оборудовал площадки для размещения на них контейнеров для сбора отходов, неизвестно. Земельные участки под указанными жилыми домами из состава специализированного жилого фонда ни на момент строительства, ни на момент рассмотрения настоящего судебного спора не сформированы, равно как и придомовая территория, но исторически сложились. Полномочиями по распоряжению земельными участками в пределах территории поселения наделены органы местного самоуправления поселения.
Выслушав стороны, представителя третьего лица на стороне ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 указанных СанПиН предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технического регулирования, защите прав потребителей вытекает из содержания статьи 10 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Россисийкой Федерации № 491 от 13.08.2006 года.
Анализ указанных правовых ном позволяет суду придти к выводу, что обязанность по надлежащему управлению многоквартирными домами, которое включает в себя надлежащее обустройство и содержание площадок под контейнерами для временного хранения твердых коммунальных отходов, действующим законодательством возложена на управляющие компании.
Судом установлено, что ООО "УК «Коммунсервис»" является управляющей компанией многоквартирных домов, расположенных в <адрес> по адресу: <адрес>.
Это подтверждается Договором управления многоквартирным домом №, заключенным 29 февраля 2016 года между собственником администрацией Бирилюсского района Красноярского края и ООО «УК «Коммунсервис» на предмет управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> (л.д.37-46), Договором управления многоквартирным домом №, заключенным 29 февраля 2016 года между собственником администрацией Бирилюсского района Красноярского края и ООО «УК «Коммунсервис» на предмет управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> (л.д.49-58), Договором управления многоквартирным домом №, заключенным 29 февраля 2016 года между собственником администрацией Бирилюсского района Красноярского края и ООО «УК «Коммунсервис» на предмет управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> (л.д.61-70). Из текстов аналогичных по содержанию трёх договоров, их пунктов 3.1.2 вытекает, что «УК «Коммунсервис» приняла на себя обязанность оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в Доме согласно приложению № к настоящему Договору. При этом приложениями № к каждому из договоров в числе услуг по содержанию общего имущества относится, в том числе предусмотренные пунктом 6.3 вывоз твердых бытовых отходов, содержание контейнеров и контейнерных площадок.
Согласно п.п.2.2, 2.3 Договоров управления многоквартирными домами, заключенными между администрацией Бирилюсского района Красноярского края и ООО «УК «Коммунсервис», Управляющая организация за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему управлению Домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги потребителям в доме, осуществляет иную направленную на достижение целей управления Домом.
При таких обстоятельствах судом установлено, что обязанность по надлежащему управлению многоквартирными домами, расположенными в <адрес> по адресам: <адрес> в силу заключенных договоров возложена на ООО «УК «Коммунсервис».
На прилегающей территории указанных многоквартирных домов, не оборудована надлежащим образом контейнерная площадка для установления мусоросборников, что подтверждается актами проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях от 24 июня 2016 года (л.д.7-15), не оспаривается ответчиками и третьими лицами. Из актов и фототаблиц к ним следует, что контейнеры для сбора коммунальных отходов хотя и расположены на твердой, водонепроницаемой площадке, однако они не огорожены бордюром, находятся на ненадлежащем удалении от жилых жомов (19 метров от домов по <адрес> и 11 метров от дома по <адрес>), не имеют по периметру зеленых насаждений в виде кустарников.
Ответчиком же избран именно такой способ обращения с твердыми коммунальными отходами как их временное размещение в контейнерах у домов, а затем транспортирование от домов в иное место временного хранения. Указанные действия должны осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства, направленного на охрану здоровья граждан.
Таким образом, судом установлено бездействие ООО «УК «Коммунсервис» по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
Суд не соглашается с доводами ответчика ООО «УК «Коммунсервис» о том, что в данном споре содержание площадок для сбора твердых коммунальных отходов не включает в себя обустройство контейнерных площадок.
Так, в силу пункта 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 в состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ включена организация мест накопления бытовых отходов.
При этом статьей 33 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" статья 1 дополнена абзацем о накоплении отходов, согласно которому накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки.
Судом не принимаются доводы ответчика об отсутствии у него законных обязательств по оборудованию контейнерной площадки на придомовой территории домов при отсутствии доказательств со стороны истца о постановке земельных участков при многоквартирных домах на кадастровый учет, определении границ земельных участков, отсутствии характеристик того земельного участка, где подлежит оборудованию контейнерная площадка.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
С учетом разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в которой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. О наличии права у собственников общего имущества многоквартирного дома пользоваться прилегающим к дому земельным участком для размещения на нем площадки для сбора мусора свидетельствуют и Правила землепользования и застройки сельского населенного пункта села Новобирилюссы- части муниципального образования сельского поселения Новобирилюсского сельсовета (л.д.139).
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ в числе прочего имущества, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых коммунальных отходов (контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Следовательно, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, действующим законодательством на управляющие компании возложена обязанность по содержанию прилегающей к дому территории, независимо от оформления прав на земельный участок и постановки его на кадастровый учет.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у них обязанности оборудовать площадки для временного хранения коммунальных отходов ввиду того, что в рамках заключенного договоров по управлению многоквартирными домами не предусмотрена оплата такого вида работ, не может являться основанием для освобождения их от выполнения обязанностей, возложенных на них законом и договором, поскольку не исключает возможность для сторон договора внести в него соответствующие дополнения и изменения.
Не состоятельны и доводы представителя ответчика о том, что санитарные нормы и правила, на которые ссылается истец, были введены в действие позднее, чем были построены жилые дома, об оборудовании которых площадками выдвинуто исковое требование. Несоблюдение этих требований при эксплуатации помещений, находящихся в зонах ранее сложившейся застройки, лишает жильцов, проживающих в жилых домах, где расположены площадки для сбора твердых коммунальных отходов, равного с другими гражданами права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, что противоречит ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и является недопустимым.
Иск прокурора к ООО «УК «Коммунсервис» о возложении на ответчика обязанности оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежит удовлетворению.
При определении срока, в течение которого решение суда подлежит исполнению, суд приходит к следующему. Заявленный истцом срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для выполнения мероприятий, связанных с установкой площадки, её ограждением бордюром и установкой контейнеров на них, представляются суду обоснованным и разумным. Срок же для обустройства площадок зелеными насаждениями (кустарниками) с учетом климатических и погодных условий и неопределенности в вопросе о времени вступления решения суда в законную силу, суд считает возможным установить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец, обратившийся в защиту интересов неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден. Судебные издержки в указанной части подлежат взысканию с ответчика в доход муниципального образования в размере 300 рублей в соответствии с требованиями ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Бирилюсского района Красноярского края удовлетворить.
Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунсервис»
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать место для временного хранения твердых коммунальных отходов у домов в <адрес> по адресам: <адрес> площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, расположенной на расстоянии не менее 20 метров от каждого из жилых домов, бордюром и установить контейнеры на оборудованные площадки,
в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать площадки зелеными насаждениями по периметру.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунсервис» госпошлину в доход муниципального образования Бирилюсский район Красноярского края в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: