гр. дело № 2-276/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«04» марта 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Медведевой Е.Ю.
с участием истца Воротниковой Т.Г., представителя истца по устному заявлению Семирод С.Б., представителя ответчика по доверенности Улановой О.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воротниковой Татьяны Геннадьевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - 29.06.2018 г.,
у с т а н о в и л:
29.06.2018г. Воротникова Т.Г. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением № 180000097605/465642/18 от 12.07.2018г. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет, по тем основаниям, что периоды работы с 03.05.1988 г. по 16.04.1989 г., с 22.04.1989 г. по 01.10.1989 г. в должности акушерки смотровой родового отделения в стационаре Объединения роддома № и женской консультации г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО Воронежская городская поликлиника №»), так как указанное наименование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395. Кроме того, применить п.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. не представляется возможным, так как наименование структурного подразделения «стационар» не предусмотрено указанным пунктом. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет со 02.10.1989 г. по 31.12.1989 г., с 01.01.1990 г. по 07.07.1992 г. зачтен ответчиком в специальный стаж в календарном порядке, льготный стаж (1 год как 1 год 6 месяцев) не применен, поскольку в указанные периоды не осуществлялась профессиональная деятельность; периоды усовершенствования (нахождения на курсах повышения квалификации) с 22.10.2001г. по 23.11.2001 г., с 10.05.2006 г. по 27.05.2006г. не включены в специальный стаж, так как это не предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Не согласившись с решением ответчика, истец уточнила исковые требования (л.д.111), просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, указанные периоды работы и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствование) – в календарном исчислении, признать за ней право на указанную пенсию, обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения – с 29.06.2018г. и взыскать госпошлину.
Истец Воротникова Т.Г., представитель истца по устному заявлению Семирод С.Б. иск поддержали, пояснили изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Уланова О.Ю. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.39-40).
Представитель Департамента труда и занятости населения по Воронежской обл. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеется отчет об отправке судебной повестки и уведомление (л.д.120, 121).
Определением суда от 16.11.2018г. к участию в деле в качестве государственного органа, компетентного давать заключение по существу спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области (л.д.1).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу 01.01.2015г., право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу частей 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Эти периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из указанных правовых положений следует, что в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпедимиологических учреждений учитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Таким образом, досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состояла в трудовых отношениях, или его структурного подразделения.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, указал, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно ч. 4 и 5 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в Постановлении от 28.08.2014г. № 869 предписало Министерству труда и социальной защиты РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных пп. 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а с 01.01.2015г. - предусмотренных п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Специальный стаж Воротниковой Т.Г. по состоянию на день обращения с заявлением о назначении пенсии (29.06.2018г.) с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 составляет 28 лет 3 месяца 26 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, с учетом ранее действовавших нормативных актов составляет 26 лет 10 месяцев 12 дней (л.д.9-15).
На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения об отказе в установлении пенсии, трудовой книжки, приказов, лицевых счетов, штатных расписаний, личной карточки, ответов, имеющихся в деле, судом установлено, что в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно истцу, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не включены в льготном исчислении указанные периоды работы.
Согласно уточняющей справки от 08.11.2018г., выданной БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №» (л.д.32-33), Воротникова Т.Г. работала в Объединении роддома № и женской консультации г. Воронежа в должности акушерки смотровой в стационаре Роддома № в родовом отделении с 03.05.1988г. (приказ № 35 § 1 от 03.05.1988г.) (л.д.90) по 07.05.1998г. (приказ № 22-л от 07.05.1998 г.) (л.д.68,91), за исключением следующих периодов: отпуска по уходу за ребенком: с 02.10.1989г. пo 07.07.1992г. (лицевые счета); с 01.08.1997г. по 07.05.1998г. (лицевые счета) (л.д.71-86,94-98). Справка выдана на основании следующих документов: книги приказов по личному составу за период 1988-1998 гг., лицевые счета за период 1988-1998 гг., штатные расписания за период 1988-1991 гг., 1993-1994гг., 1996-1997гг., личная карточка формы Т-2.
Решением облисполкома от 01.12.89 г. № 523, пр. ОЗО от 01.12.89 г. № 293, пр. ГЗО от 19.12.89г. № 204 «Объединение Роддома № женской консультации г. Воронежа» предписано считать Роддомом № г. Воронежа. Приказом Управления здравоохранения г. Воронежа от 30.06.1998 г. № 29-л. Роддом № г. Воронежа ликвидирован. Приказом Управления здравоохранения г. Воронежа от 05.06.1998 г. № 24-л «О передаче архивных документов Роддома № г. Воронежа в ТМО № г. Воронежа» документы постоянного хранения переданы в архив МУЗ ТМО № г. Воронежа с 01.07.1998 г.; ТМО № г. Воронежа переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения ТМО № на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Воронежа от 27.09.1994 г. № 67. МУЗ ТМО № г. Воронежа переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения г. Воронежа «Городскую поликлинику №» на основании постановления исполкома администрации г. Воронежа от 11.10.2000г. № 825 и свидетельства о государственной регистрации от 06.12.2000 г. № 1169. Муниципальное учреждение здравоохранения города Воронежа «Городская поликлиника №» переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения городского округа город Воронеж «Городская поликлиника №» на основании постановления главы городского округа город Воронеж от 28.02.2005г. № 226 и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. МУЗ городского округа г.Воронеж «Городская поликлиника №» переименовано путем изменения типа в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения городского округа город Воронеж «Городская поликлиника №» на основании постановления администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от 16.12.2011г. № 1260 и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 11.01.2012г. №. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения городского округа город Воронеж «Городская поликлиника №» переименовано в бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежская городская поликлиника №» в связи с принятием в государственную собственность Воронежской области согласно распоряжению правительства Воронежской области от 30.10.2012г. №714-р и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 28.12.2012г. №.
В соответствии со штатными расписаниями за 1988-1989г.г. в структуру стационара роддома входило родовое отделение, которое имело в своем штате должность акушерки смотровой (л.д.26-29). Сведения, содержащиеся в личной карточке формы Т-2 (л.д.34-35) подтверждают работу истца в должности акушерки смотровой, а также свидетельствуют о начислении Воротниковой Т.Г. надбавки в связи с осуществлением трудовой деятельности во вредных условиях труда.
В справках от 19.02.2019 г. и от 13.02.2019 г., выданных БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №», указано, что после ликвидации Роддома № г. Воронежа устав данного учреждения здравоохранения, положение об отделении, приказ о ликвидации Роддома № г. Воронежа, должностные инструкции акушерки смотровой родового отделения стационара Роддома № г. Воронежа за период 1988-1989 г.г. в архив Территориального медицинского объединения № г.Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО ВГП №) не поступали (л.д.65-67,89).
По сообщению КУВО «Государственный архив Воронежской области документов по личному составу» документы Объединения роддома № и женской консультации (в настоящее время БУЗ ВО «ВГП №») на хранение не поступали, поэтому предоставить сведения о работе и заработной плате за период с 03.05.1988 г. по 01.10.1989 г. в качестве акушерки смотровой родового отделения на Воротникову Т.Г. не представляется возможным (л.д.99).
Согласно архивной справке от 06.12.2018 г., выданной КУВО «Государственный архив Воронежской области», в архивном фонде Горздравотдела в штатных расписаниях медицинского, фармацевтического и педагогического персонала Роддома № Ленинского района г.Воронежа на 1988 г., 1989 г.г. значится должность акушерки смотровой родового отделения. Документы по личному составу (о трудовом стаже и заработной плате), устав и положение, приказ о реорганизации, приказ о ликвидации Объединения роддома № и женской консультации на госхранение не поступали (л.д.100).
Приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999г. предусмотрен перечень хирургических отделений: акушерское (в том числе патологии беременности), гинекологическое, родовое (родильное). Аналогичные отделения хирургического профиля стационаров установлены Перечнем структурных подразделений, утвержденных Постановлением Правительства от 22.09.1999г. № 1066 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130) и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Согласно приложению № 2 к приказу Минздрава СССР от 09.01.1986г. № 55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения новорожденных.
В соответствии с приказами Минздрава СССР от 12.09.1977 г. № 830 «Об утверждении положений о родильном доме и женской консультации», от 09.01.1986г. № 55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» и от 12.06.1986г. № 848 «Об утверждении методических документов по определению понятий, относящихся к перинатальному периоду, и по ведению первичной медицинской документации в учреждениях родовспоможения», а также приказом Минздрава РФ от 26.11.1997г. № 345 «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах» выделялись два вида родильных учреждений: самостоятельные родильные дома и родильные отделения в составе клинических больниц. В структуре родильных домов (родильных отделений) были предусмотрены стационар, женская консультация, лечебно-диагностические подразделения и административно-хозяйственная часть. В свою очередь стационар состоял из родового физиологического отделения (родовой блок), отделения (палата) патологии беременных, послеродового физиологического, обсервационного, гинекологического отделений и отделения новорожденных.
Приказом Минздрава СССР от 29.12.1983г. № 1495 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций» в структуре учреждений здравоохранения отдельно предусмотрены отделения хирургического профиля - родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
Согласно письма Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1997г. № 2510/8568-97-32 «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.91г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» льготное исчисление выслуги лет предусматривается врачам - хирургам всех наименований, а также среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений. Родовые отделения предусматриваются в учреждениях охраны материнства и детства (родильных домах, перинатальных центрах), которые так же, как и акушерские отделения этих учреждений, относятся к отделениям хирургического профиля.
В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 09.01.1986г. № 55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделение новорожденных.
Таким образом, не смотряна то обстоятельство, что объединение роддома не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999г., а стационар, как структурное подразделение государственных и муниципальных учреждений не предусмотрено п.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г., истец как акушерка родового отделения, продолжала выполнять одни и те же функции, характер выполняемой ею работы не изменился, учреждение Объединение роддома занималось лечебной деятельностью, о чем судом указывалось выше.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд считает, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев).
В связи с изложенным также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком со 02.10.1989 г. по 31.12.1989 г., с 01.01.1990 г. по 07.07.1992 г., которые имели место в период работы в должности акушерки смотровой родового отделения в стационаре Объединения роддома № и женской консультации г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО Воронежская городская поликлиника №»).
В соответствии с п. 21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12.78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Из п. 6 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982г. № 156/10-30 (действовавших в спорный период) следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и за стаж работы по специальности и вознаграждения из фонда материального поощрения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с п. 2 Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком были увеличены до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Согласно п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР от 29.11.1989 г. № 375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды усовершенствования (нахождения на курсах повышения квалификации) с 22.10.2001 г. по 23.11.2001 г., с 10.05.2006 г. по 27.05.2006г. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1, которые утратили силу с 01.01.2012г. в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определен порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий.
В целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.08.2001г. № 314 утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. Данное Положение утратило силу с принятием Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.07.2011 г. № 808н, утратившего силу с принятием Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 г. № 240н.
Согласно названных актов, действующих в указанные периоды, при получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
В силу ст. ст. 72, 79 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В качестве обязательного условия занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, является получение соответствующего сертификата (ст. 100 Основ).
Статьей 112 КЗоТ РФ, утратившего силу с принятием Трудового кодекса РФ, и ст. 187 ТК РФ, действующих на указанные периоды, установлено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В связи с изложенным суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения определенной трудовым договором работы.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации имели место в течение периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, заявления, решения (л.д.8), судом установлено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно 29.06.2018г. (л.д.101-105), с учетом включения спорных периодов и учитывая, что у истца имеется стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно согласно стажевой справки (л.д.112-115), истец обратилась к ответчику в установленном законом порядке и представила все необходимые для назначения пенсии документы, суд считает, что ответчик обязан назначить и выплачивать истцу указанную пенсию с даты обращения - 29.06.2018г.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в специальный страховой стаж Воротниковой Татьяны Геннадьевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев): периоды работы с 03.05.1988 г. по 16.04.1989 г., с 22.04.1989 г. по 01.10.1989 г. в должности акушерки смотровой родового отделения в стационаре Объединения роддома № и женской консультации г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №»), периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком со 02.10.1989 г. по 31.12.1989 г., с 01.01.1990 г. по 07.07.1992 г.; в календарном исчислении: периоды усовершенствования (нахождения на курсах повышения квалификации): с 22.10.2001 г. по 23.11.2001 г., с 10.05.2006 г. по 27.05.2006г.
Признать за Воротниковой Татьяной Геннадьевной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже - с 29.06.2018г.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже назначить и выплачивать Воротниковой Татьяне Геннадьевне страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже - с 29.06.2018г.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже в пользу Воротниковой Татьяны Геннадьевны госпошлину в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
гр. дело № 2-276/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«04» марта 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Медведевой Е.Ю.
с участием истца Воротниковой Т.Г., представителя истца по устному заявлению Семирод С.Б., представителя ответчика по доверенности Улановой О.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воротниковой Татьяны Геннадьевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - 29.06.2018 г.,
у с т а н о в и л:
29.06.2018г. Воротникова Т.Г. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением № 180000097605/465642/18 от 12.07.2018г. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет, по тем основаниям, что периоды работы с 03.05.1988 г. по 16.04.1989 г., с 22.04.1989 г. по 01.10.1989 г. в должности акушерки смотровой родового отделения в стационаре Объединения роддома № и женской консультации г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО Воронежская городская поликлиника №»), так как указанное наименование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395. Кроме того, применить п.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. не представляется возможным, так как наименование структурного подразделения «стационар» не предусмотрено указанным пунктом. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет со 02.10.1989 г. по 31.12.1989 г., с 01.01.1990 г. по 07.07.1992 г. зачтен ответчиком в специальный стаж в календарном порядке, льготный стаж (1 год как 1 год 6 месяцев) не применен, поскольку в указанные периоды не осуществлялась профессиональная деятельность; периоды усовершенствования (нахождения на курсах повышения квалификации) с 22.10.2001г. по 23.11.2001 г., с 10.05.2006 г. по 27.05.2006г. не включены в специальный стаж, так как это не предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Не согласившись с решением ответчика, истец уточнила исковые требования (л.д.111), просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, указанные периоды работы и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствование) – в календарном исчислении, признать за ней право на указанную пенсию, обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения – с 29.06.2018г. и взыскать госпошлину.
Истец Воротникова Т.Г., представитель истца по устному заявлению Семирод С.Б. иск поддержали, пояснили изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Уланова О.Ю. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.39-40).
Представитель Департамента труда и занятости населения по Воронежской обл. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеется отчет об отправке судебной повестки и уведомление (л.д.120, 121).
Определением суда от 16.11.2018г. к участию в деле в качестве государственного органа, компетентного давать заключение по существу спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области (л.д.1).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу 01.01.2015г., право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу частей 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Эти периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из указанных правовых положений следует, что в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпедимиологических учреждений учитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Таким образом, досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состояла в трудовых отношениях, или его структурного подразделения.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, указал, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно ч. 4 и 5 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в Постановлении от 28.08.2014г. № 869 предписало Министерству труда и социальной защиты РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных пп. 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а с 01.01.2015г. - предусмотренных п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Специальный стаж Воротниковой Т.Г. по состоянию на день обращения с заявлением о назначении пенсии (29.06.2018г.) с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 составляет 28 лет 3 месяца 26 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, с учетом ранее действовавших нормативных актов составляет 26 лет 10 месяцев 12 дней (л.д.9-15).
На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения об отказе в установлении пенсии, трудовой книжки, приказов, лицевых счетов, штатных расписаний, личной карточки, ответов, имеющихся в деле, судом установлено, что в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно истцу, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не включены в льготном исчислении указанные периоды работы.
Согласно уточняющей справки от 08.11.2018г., выданной БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №» (л.д.32-33), Воротникова Т.Г. работала в Объединении роддома № и женской консультации г. Воронежа в должности акушерки смотровой в стационаре Роддома № в родовом отделении с 03.05.1988г. (приказ № 35 § 1 от 03.05.1988г.) (л.д.90) по 07.05.1998г. (приказ № 22-л от 07.05.1998 г.) (л.д.68,91), за исключением следующих периодов: отпуска по уходу за ребенком: с 02.10.1989г. пo 07.07.1992г. (лицевые счета); с 01.08.1997г. по 07.05.1998г. (лицевые счета) (л.д.71-86,94-98). Справка выдана на основании следующих документов: книги приказов по личному составу за период 1988-1998 гг., лицевые счета за период 1988-1998 гг., штатные расписания за период 1988-1991 гг., 1993-1994гг., 1996-1997гг., личная карточка формы Т-2.
Решением облисполкома от 01.12.89 г. № 523, пр. ОЗО от 01.12.89 г. № 293, пр. ГЗО от 19.12.89г. № 204 «Объединение Роддома № женской консультации г. Воронежа» предписано считать Роддомом № г. Воронежа. Приказом Управления здравоохранения г. Воронежа от 30.06.1998 г. № 29-л. Роддом № г. Воронежа ликвидирован. Приказом Управления здравоохранения г. Воронежа от 05.06.1998 г. № 24-л «О передаче архивных документов Роддома № г. Воронежа в ТМО № г. Воронежа» документы постоянного хранения переданы в архив МУЗ ТМО № г. Воронежа с 01.07.1998 г.; ТМО № г. Воронежа переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения ТМО № на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Воронежа от 27.09.1994 г. № 67. МУЗ ТМО № г. Воронежа переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения г. Воронежа «Городскую поликлинику №» на основании постановления исполкома администрации г. Воронежа от 11.10.2000г. № 825 и свидетельства о государственной регистрации от 06.12.2000 г. № 1169. Муниципальное учреждение здравоохранения города Воронежа «Городская поликлиника №» переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения городского округа город Воронеж «Городская поликлиника №» на основании постановления главы городского округа город Воронеж от 28.02.2005г. № 226 и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. МУЗ городского округа г.Воронеж «Городская поликлиника №» переименовано путем изменения типа в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения городского округа город Воронеж «Городская поликлиника №» на основании постановления администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от 16.12.2011г. № 1260 и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 11.01.2012г. №. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения городского округа город Воронеж «Городская поликлиника №» переименовано в бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежская городская поликлиника №» в связи с принятием в государственную собственность Воронежской области согласно распоряжению правительства Воронежской области от 30.10.2012г. №714-р и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 28.12.2012г. №.
В соответствии со штатными расписаниями за 1988-1989г.г. в структуру стационара роддома входило родовое отделение, которое имело в своем штате должность акушерки смотровой (л.д.26-29). Сведения, содержащиеся в личной карточке формы Т-2 (л.д.34-35) подтверждают работу истца в должности акушерки смотровой, а также свидетельствуют о начислении Воротниковой Т.Г. надбавки в связи с осуществлением трудовой деятельности во вредных условиях труда.
В справках от 19.02.2019 г. и от 13.02.2019 г., выданных БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №», указано, что после ликвидации Роддома № г. Воронежа устав данного учреждения здравоохранения, положение об отделении, приказ о ликвидации Роддома № г. Воронежа, должностные инструкции акушерки смотровой родового отделения стационара Роддома № г. Воронежа за период 1988-1989 г.г. в архив Территориального медицинского объединения № г.Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО ВГП №) не поступали (л.д.65-67,89).
По сообщению КУВО «Государственный архив Воронежской области документов по личному составу» документы Объединения роддома № и женской консультации (в настоящее время БУЗ ВО «ВГП №») на хранение не поступали, поэтому предоставить сведения о работе и заработной плате за период с 03.05.1988 г. по 01.10.1989 г. в качестве акушерки смотровой родового отделения на Воротникову Т.Г. не представляется возможным (л.д.99).
Согласно архивной справке от 06.12.2018 г., выданной КУВО «Государственный архив Воронежской области», в архивном фонде Горздравотдела в штатных расписаниях медицинского, фармацевтического и педагогического персонала Роддома № Ленинского района г.Воронежа на 1988 г., 1989 г.г. значится должность акушерки смотровой родового отделения. Документы по личному составу (о трудовом стаже и заработной плате), устав и положение, приказ о реорганизации, приказ о ликвидации Объединения роддома № и женской консультации на госхранение не поступали (л.д.100).
Приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999г. предусмотрен перечень хирургических отделений: акушерское (в том числе патологии беременности), гинекологическое, родовое (родильное). Аналогичные отделения хирургического профиля стационаров установлены Перечнем структурных подразделений, утвержденных Постановлением Правительства от 22.09.1999г. № 1066 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130) и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Согласно приложению № 2 к приказу Минздрава СССР от 09.01.1986г. № 55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения новорожденных.
В соответствии с приказами Минздрава СССР от 12.09.1977 г. № 830 «Об утверждении положений о родильном доме и женской консультации», от 09.01.1986г. № 55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» и от 12.06.1986г. № 848 «Об утверждении методических документов по определению понятий, относящихся к перинатальному периоду, и по ведению первичной медицинской документации в учреждениях родовспоможения», а также приказом Минздрава РФ от 26.11.1997г. № 345 «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах» выделялись два вида родильных учреждений: самостоятельные родильные дома и родильные отделения в составе клинических больниц. В структуре родильных домов (родильных отделений) были предусмотрены стационар, женская консультация, лечебно-диагностические подразделения и административно-хозяйственная часть. В свою очередь стационар состоял из родового физиологического отделения (родовой блок), отделения (палата) патологии беременных, послеродового физиологического, обсервационного, гинекологического отделений и отделения новорожденных.
Приказом Минздрава СССР от 29.12.1983г. № 1495 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций» в структуре учреждений здравоохранения отдельно предусмотрены отделения хирургического профиля - родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
Согласно письма Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1997г. № 2510/8568-97-32 «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.91г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» льготное исчисление выслуги лет предусматривается врачам - хирургам всех наименований, а также среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений. Родовые отделения предусматриваются в учреждениях охраны материнства и детства (родильных домах, перинатальных центрах), которые так же, как и акушерские отделения этих учреждений, относятся к отделениям хирургического профиля.
В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 09.01.1986г. № 55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделение новорожденных.
Таким образом, не смотряна то обстоятельство, что объединение роддома не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999г., а стационар, как структурное подразделение государственных и муниципальных учреждений не предусмотрено п.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г., истец как акушерка родового отделения, продолжала выполнять одни и те же функции, характер выполняемой ею работы не изменился, учреждение Объединение роддома занималось лечебной деятельностью, о чем судом указывалось выше.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд считает, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев).
В связи с изложенным также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком со 02.10.1989 г. по 31.12.1989 г., с 01.01.1990 г. по 07.07.1992 г., которые имели место в период работы в должности акушерки смотровой родового отделения в стационаре Объединения роддома № и женской консультации г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО Воронежская городская поликлиника №»).
В соответствии с п. 21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12.78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Из п. 6 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982г. № 156/10-30 (действовавших в спорный период) следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и за стаж работы по специальности и вознаграждения из фонда материального поощрения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с п. 2 Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком были увеличены до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Согласно п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР от 29.11.1989 г. № 375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды усовершенствования (нахождения на курсах повышения квалификации) с 22.10.2001 г. по 23.11.2001 г., с 10.05.2006 г. по 27.05.2006г. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1, которые утратили силу с 01.01.2012г. в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определен порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий.
В целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.08.2001г. № 314 утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. Данное Положение утратило силу с принятием Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.07.2011 г. № 808н, утратившего силу с принятием Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 г. № 240н.
Согласно названных актов, действующих в указанные периоды, при получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
В силу ст. ст. 72, 79 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В качестве обязательного условия занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, является получение соответствующего сертификата (ст. 100 Основ).
Статьей 112 КЗоТ РФ, утратившего силу с принятием Трудового кодекса РФ, и ст. 187 ТК РФ, действующих на указанные периоды, установлено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В связи с изложенным суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения определенной трудовым договором работы.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации имели место в течение периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, заявления, решения (л.д.8), судом установлено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно 29.06.2018г. (л.д.101-105), с учетом включения спорных периодов и учитывая, что у истца имеется стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно согласно стажевой справки (л.д.112-115), истец обратилась к ответчику в установленном законом порядке и представила все необходимые для назначения пенсии документы, суд считает, что ответчик обязан назначить и выплачивать истцу указанную пенсию с даты обращения - 29.06.2018г.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в специальный страховой стаж Воротниковой Татьяны Геннадьевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев): периоды работы с 03.05.1988 г. по 16.04.1989 г., с 22.04.1989 г. по 01.10.1989 г. в должности акушерки смотровой родового отделения в стационаре Объединения роддома № и женской консультации г. Воронежа (в настоящее время БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №»), периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком со 02.10.1989 г. по 31.12.1989 г., с 01.01.1990 г. по 07.07.1992 г.; в календарном исчислении: периоды усовершенствования (нахождения на курсах повышения квалификации): с 22.10.2001 г. по 23.11.2001 г., с 10.05.2006 г. по 27.05.2006г.
Признать за Воротниковой Татьяной Геннадьевной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже - с 29.06.2018г.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже назначить и выплачивать Воротниковой Татьяне Геннадьевне страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже - с 29.06.2018г.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже в пользу Воротниковой Татьяны Геннадьевны госпошлину в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья