Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-353/2020 ~ М-322/2020 от 08.07.2020

                                                                                 УИД 28RS0006-01-2020-000588-97

                                                                                                           Дело № 2-353/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2020 года                                                               п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Хиневича А.Г.,

при секретаре Шевченко М.В.,

с участием

представителя истца МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Бурейского района Копылова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя ответчика ФИО1 - ФИО12, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>5,

третьего лица ФИО13,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального казённого учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> к ФИО1 о признании недействительным соглашения от 13 декабря 2019 года № 28 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, заключённого между Муниципальным казённым учреждением Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> (далее - МКУ КУМИ <адрес>) обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями к ФИО1.

В обоснование искового заявления указав, что в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Бурейского муниципального района на 2019-2025 года» было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ , об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Вышеупомянутое соглашение составлено между Муниципальным казенным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, в лице председателя ФИО3, действующей на основании Устава с одной стороны, и гражданки ФИО2 действующей от имени ФИО1 с другой стороны.

Предметом соглашения является передача гражданином в собственность Муниципального образования <адрес> 1/2 (одной второй) доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (два) расположенного по адресу: <адрес>, рп. (пгт) Бурея, <адрес>, общей площадью 34,2 кв.м, назначение: нежилое помещение, этаж , кадастровый , а МКУ КУМИ <адрес> возмещает стоимость изымаемого имущества 1/2 (одной второй) доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (два) расположенного по адресу: <адрес>, рп. (пгт) Бурея, <адрес>, общей площадью 34,2 кв.м, назначение: нежилое помещение, этаж , кадастровый и доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:11:010847:11, разрешённое использование: 2-х этажный жилой дом, общей площадью 3192 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, рп. (пгт) Бурея, <адрес>, пропорционально размеру 1/2 (одной второй) доли общей площади нежилого помещения .

С 18 декабря 2019 года, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, собственником на вышеупомянутое нежилое помещение является МКУ КУМИ Бурейского района.

3 января 2020 года, в адрес МКУ КУМИ Бурейского района была направленная письменная жалоба с требованием выполнить предусмотренное соглашением обязательство.

24 января 2020 года в адрес МКУ КУМИ Бурейского района поступило исковое заявление о понуждении к исполнению условий договора.

7 апреля 2020 года в адрес МКУ КУМИ Бурейского района поступило решение Бурейского районного суда от 28 февраля 2020 года по гражданскому делу №2-75/2020 по иску ФИО1 к МКУ КУМИ Бурейского района о признании незаконным одностороннего отказа МКУ КУМИ Бурейского района от исполнения Соглашения от 13 декабря 2019 года № 28; о понуждении исполнить условие, предусмотренное п.3.2.2 Соглашения № 28 от 13 декабря 2019 года о выплате компенсации в сумме 333500 рублей; о взыскании компенсации за неправомерное использование чужими денежными средствами в сумме 2668 рублей; о взыскании судебных издержек в сумме 7200, вступившее в законную силу 7 апреля 2020 года.

Соглашение № 2 от 25 июля 2019 года о направлении в бюджет муниципального образования Бурейский район субсидии на реализацию I этапа региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» подтверждено, что 25 июля 2019 года между Министерством жилищно коммунального хозяйства Амурской области и Администрацией Бурейского района заключено указанное соглашение, в целях реализации на территории Бурейского района положений Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а так же региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 №152.

Вышеуказанным Соглашением предусмотрено, в частности, предоставление субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории муниципального образования рп.(пгт) Бурея в целях реализации 1 этапа Программы (2019-2020 годов) в сумме 80690634 (восемьдесят миллионов шестьсот девяносто тысяч шестьсот тридцать четыре) рубля. Основания для выплат денежных компенсаций собственникам нежилых помещений, расположенных в аварийных домах, в данном соглашении не предусмотрены.

Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района считает, что Соглашение от 13 декабря 2019 года № 28 составлено в нарушение действующего законодательства, а именно в нарушение постановления Правительства Амурской области от 29марта 2019 года № 152 Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории амурской области на период 2019-2025 годов».

Определением Верховного суда РФ от 13 декабря 2011 года № 5-В11-116 разъяснено, что Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (пункт 7 статьи 3 ГК Российской Федерации).

Таким образом, законодателем установлено, что нормы гражданского права содержатся только в федеральных законах, иных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, составляющих гражданское законодательство.

Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории амурской области на период 2019-2025 годов» в задачи программы входит:

Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), либо строительство таких домов; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; использование освободившихся земельных участков после сноса аварийных многоквартирных жилых домов под строительство новых объектов.

В пункте 8 постановления Правительства Амурской области от 29 марта 2019 года № 152 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» разъясняется механизм реализации программы а именно:

Муниципальные образования заключают муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов (далее - приобретение (строительство) жилых помещений), осуществляют выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании заключенных договоров с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, обеспечивают их переселение в соответствии с жилищным законодательством, а также обеспечивают ликвидацию аварийного жилищного фонда и представление отчетности о ходе реализации мероприятий Программы в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

Пункт 2 части 6 статьи 16 Федерального закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» гласит: средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанного, нежилое помещение №2 (два) расположенного по адресу: Амурская область, Бурейский район, рп. (пгт) Бурея, <адрес>, общей площадью 34,2 кв.м, было изъято в муниципальную собственность в нарушение программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов».

Просил суд признать недействительным соглашение от 13 декабря 2019 года № 28 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд заключенную между ФИО1 и Муниципальным казенным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>.

Представитель истца МКУ КУМИ <адрес> ФИО11, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме. Суду пояснил, что основание для признания соглашения недействительным является нарушение требований закона. Программа переселения граждан из аварийного и ветхого жилья распространяется только на жилые помещения. В данном случае соглашение было заключено в отношении нежилого помещения. В то время когда МКУ КУМИ Бурейского района владела приобретённым для муниципальных нужд многоквартирным жилым домом 78 по улице Кировской в п. Бурея, оно 23 декабря 2019 года сгорело. После данного происшествия, он затрудняется сказать, как можно привести стороны в случае признания сделки недействительной в первоначальное состояние. Каких либо виновных действий со стороны ФИО1, послуживших основанием для заключения оспариваемого соглашения, не было. Соглашение от 13 декабря 2019 года № 28 было заключено по инициативе МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Бурейского района. Просил суд их удовлетворить в полном объёме. Просил суд признать недействительным соглашения от 13 декабря 2019 года № 28 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, заключённого между Муниципальным казённым учреждением Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ФИО1.

В порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика ФИО1, извещённой надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившей, обеспечившей явку своего представителя. В письменном заявлении суду пояснившей, что помещение 2 в многоквартирном доме 78 в п. Бурея Бурейского района Амурской области для коммерческих целей не использовалось после 2014 года. В связи со смертью со собственника ФИО6 в 2014 году и отсутствием наследников к её имуществу, перевести нежилое помещение в разряд жилого она не смогла.

Представитель ответчика ФИО12 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что с заявленными исковыми требованиями он не согласен в полном объеме. Согласно ч. 2 ст.13 ГПК РФ решение Бурейского районного суда от 28 февраля 2020 года, вступившее в силу 7 апреля 2020 года подлежит исполнению. В порядке статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные судом по спору между теме же сторонами не подлежат доказыванию.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности было зарегистрировано за МКУ КУМИ Бурейского района. В настоящее время спорное нежилое помещение принадлежит МКУ КУМИ Бурейского района.

Согласно ст.61 ГПК РФ решение Бурейского районного суда от 28 февраля 2020 года имеет преюдициальное значение для данного дела и не подлежат повторной оценки.

Соглашение было заключено по инициативе МКУ КУМИ Бурейского района. Основания для заключения соглашения - необходимость изъятия земельного участка под домом. Постановление об изъятии земельного участка не отменено.

Обратил внимание суда на невозможность приведение сторон в первоначальное состояние, так как многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> сгорел.

Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Третье лицо ФИО13 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что в заявленными исковыми требованиями он не согласен в полном объеме. В судебном заседании и в письменных возражениях суду пояснил, что по существу искового заявления он может пояснить суду нижеследующее.

В МКУ КУМИ <адрес> он работал по совместительству в должности юриста в период с 05 ноября 2019 года по 10 марта 2020 года.

В процедуре заключения соглашения между МКУ КУМИ Бурейского района и ФИО1. Е.А. он участия не принимал. Документы, председателем МКУ КУМИ ФИО3 для согласования и дачи юридической оценки ему не предоставлялись.

После заключения оспариваемого соглашения, по указанию председателя МКУ КУМИ <адрес> ФИО3 он составлял письмо на имя ФИО1 с предложением о расторжении соглашения, а также принимал участие в судебном процессе по исковому заявлению ФИО1 к МКУ КУМИ <адрес> о признании незаконным одностороннего отказа МКУ КУМИ Бурейского района от исполнения соглашения от 13.12.2019 года № 28.

Решением Бурейского районного суда от 28 февраля 2020 года исковые требования Страут Е.А. были удовлетворены.

Мотивированное решение суда по данному делу было составлено 6 марта 2020 года.

10 марта 2020 года он из МКУ КУМИ Бурейского района уволился и в дальнейших во взаимоотношениях между МКУ КУМИ Бурейского района и ФИО1 не участвовал.

Обратил внимание суда, что в спорном соглашении от 13 декабря 2019 года № 28 не указано за счёт каких средств должно быть исполнено данное соглашение. Оно может быть исполнено не за счёт субвенций из областного и федерального бюджетов, а за счёт средств бюджетов муниципального поселения рабочий посёлок Бурея, бюджета Бурейского муниципального района либо за счёт собственных средств МКУ КУМИ Бурейского района, что не противоречит закону. Спорный многоквартирный жилой дом был изъят на основании постановления от 2 сентября 2019 года № 134 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:11:010847:8 и многоквартирного жилого помещения расположенного на нём, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Нормы статей 239.2, 279 ГК РФ позволяют муниципальным поселениям и муниципальным районам производить выкуп жилых помещений и земельных участков для муниципальных нужд. В силу статьи 35 Конституции РФ ответчику Страут Е.А. компенсация положена в любом случае.

Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица ФИО3, извещённой надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившей суд рассмотреть дело в её отсутствие. В письменном отзыве суд пояснившей, что определением Бурейского районного суда Амурской области от 10 сентября 2020 года она привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В связи с привлечением её в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, она может пояснить нижеследующие.

Пользуясь статьёй 51 Конституции РФ, она воздерживается от ответов на вопросы относительно предмета спора - заключения соглашения № 28 от 13 декабря 2019 года между МКУ КУМИ <адрес> в её лице, как председателя МКУ КУМИ <адрес> и ФИО1.

Для сведения: 10 сентября 2020 года следователем по особо важным делам Бурейского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области капитаном юстиции ФИО7 в отношении неё возбуждено уголовное дело , по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ.

Из содержания вышеназванного постановления следует, что она «.... якобы 13 декабря 2019 года находясь в п.Новобурейский Бурейского района Амурской области, действующая на основании распоряжения главы Бурейского района Амурской области NQJ 01 ~К от 23 октября 2019 года председателем Муниципального казенного учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района (далее по тексту - МКУ КУМИ Бурейского района), осуществляя свои должностные обязанности по реализации Указа Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Постановления Правительства Амурской области NQ 152 от 29 марта 2019 года «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории: Амурской области на период 2019-2025 годов», подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Бурейского муниципального района на 2019-2023 годы», обязательным условием по которым, являлось осуществление выплаты гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд; совершила незаконные действия, явно выходящие за пределы, её полномочий, в результате чего было заключено соглашение от 13 декабря 2019 года № 28 «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд», на основании которого МКУ КУМИ Бурейского района было изъяло у ФИО1 в собственность муниципального образования Бурейский муниципальный район, принадлежащую ей 1/2 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение NQ 2, расположенное по адресу: <адрес>, в результате противоправных действий ФИО3 нежилое помещение, принадлежащее ФИО1, было неправомерно передано в собственность муниципального образования Бурейский муниципальный район, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации муниципального образования Бурейский муниципальный район, выразившееся в приобретении имущества, не входящего в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» и выплате ФИО1 по условиям достигнутого с ней соглашения из бюджетных средств администрации Бурейского района 333500 рублей, существенное нарушение прав и законных интересов граждан, являющихся участниками программы по улучшению жилищных условий, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выразившихся в подрыве у жителей Бурейского района Амурской области авторитета органов местного самоуправления.

В настоящее время ведется расследование по данному уголовному делу.

Свидетельствуя против себя лично, она может нанести в дальнейшем себе вред в виде привлечения к ответственности, в том числе уголовной.

Таким образом, считает, что её позиция относительно предмета спора является обоснованной.

В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц: МКУ Администрации рп. Бурея, Администрации Бурейского района, Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщивших.

Выслушав лиц, участвующих в деле, а также их представителей, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Статья 12 ГК РФ предусматривает защиту гражданских прав путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

При этом сделкой, на основании ст.153 ГК РФ, признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно статей 420, 421, 422, 423, 424, 425 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

Уставом Муниципального казенного учреждения Комитет по управлению Муниципальным имуществом Бурейского района, утвержденного постановлением главы Бурейского района 6 декабря 2011 года, Свидетельствами о постановке на учет в налоговом органом, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ доказано, что Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению Муниципальным имуществом Бурейского района (далее - МКУ КУМИ Бурейского района) является юридическим лицом, что Учреждение осуществляет следующие полномочия, в том числе: обеспечивает от имени района представление и защиту его имущественных прав и интересов в отношении земель и иных объектов муниципальной собственности района; заключает договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом и иные договоры с использованием муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления; контроль за соблюдением условий заключенных договоров аренды, ведет работу по взысканию задолженности по арендной плате; контроль за движением муниципального имущества (как движимого, так и недвижимого), переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае обнаружения нарушений условий его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением условий договоров купли-продажи приватизированных объектов и принимает меры к устранению выявленных нарушений, и другие (раздел 3 Устава).

Из Соглашения № 28 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от 13 декабря 2019 года, Акта приема-передачи нежилого помещения, являющего приложением к соглашению № 28 от 13.12.2019 года следует, что 13 декабря 2019 года между истцом ФИО1 и ответчиком МКУ КУМИ <адрес> было заключено соглашение «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Бурейского муниципального района на 2019-2023 годы»», по условиям которого: истец ФИО1 передает в собственность муниципального образования Бурейский муниципальный район 1/2 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Бурея, <адрес>, общей площадью 34,2 кв.м, назначение: нежилое помещение, этаж , кадастровый , а Ответчик, действующий от имени муниципального образования Бурейский муниципальный район, изымает и возмещает стоимость изымаемого имущества - 1/2 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 34,2 кв.м., назначение: нежилое помещение, этаж , кадастровый и долю в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:11:010847:8, разрешенное использование: 2-х этажный дом, площадью 3192 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру 1/2 доли общей площади нежилого помещения .

Соглашение от 13.12.2019 года № 28 и Акт приема-передачи имущества нежилого помещения, являющего приложением к соглашению от 13.12.2019 года № 28 сторонами подписан 13.12.2019 года. Согласно п.5.3 Соглашения, настоящее Соглашение считается заключенным со дня его подписания.

Актом приема-передачи имущества нежилого помещения, являющего приложением к соглашению от 13.12.2019 года № 28, копией Соглашения № 28 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от 13.12.2019 года, предоставленного Управлением Росреестра по Амурской области Райчихинский межмуниципальный отдел, Выписками из ЕГРН от 04.02.2010 года №28/101/903/2020-1979 и № 28/101/903/2020-1981, показаниями представителя ответчика ФИО12 в судебном заседании доказано, что Сторонами соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, реквизиты банковского счета ответчика были переданы в распоряжение истца ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация сделки проведена ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, право общей долевой собственности, 1/2 доли общей площади нежилого помещения , расположенное по адресу: <адрес>, пгт Бурея, <адрес>, общей площадью 34, 2 кв.м., назначение: нежилое помещение, этаж , кадастровый и доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:11:010847:8, разрешенное использование: 2-х этажный дом, площадью 3192 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру 1/2 доли общей площади нежилого помещения , и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Муниципальным образованием <адрес>, регистрационный .

Материалами дела подтверждено, что соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от 13.12.2019 года заключено сторонами на указанных в нем условиях, при заключении данного Соглашения стороны были свободны в формировании условий договора, в установленном законом порядке Соглашение прошло государственную регистрацию, выкупная цена определена сторонами по взаимному согласию, без указания источника исполнения оспариваемого соглашения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое соглашение от 13 декабря 2019 года № 28 может быть исполнено не только за счёт субвенций из областного и федерального бюджетов, но и за счёт средств бюджетов муниципального поселения рабочий посёлок Бурея, бюджета Бурейского муниципального района либо за счёт собственных средств МКУ КУМИ Бурейского района, что не противоречит закону.

Спорный многоквартирный жилой дом был изъят на основании постановления от 2 сентября 2019 года № 134 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:11:010847:8 и многоквартирного жилого помещения расположенного на нём, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Нормы статей 239.2, 279 ГК РФ позволяют муниципальным поселениям и муниципальным районам производить выкуп жилых помещений и земельных участков для муниципальных нужд.

В силу статьи 35 Конституции РФ ответчику ФИО1 компенсация положена в любом случае.

Решением Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу 2-75/2020 исковые требования ФИО1 к МКУ КУМИ <адрес> о признании незаконным одностороннего отказа МКУ КУМИ <адрес> от исполнения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ; о понуждении исполнить условие, предусмотренное п.3.2.2 Соглашения от 13 декабря 2019 года о выплате компенсации в сумме 333 500 рублей; о взыскании компенсации за неправомерное пользование чужими денежными средствами в сумме 2 668 рублей; о взыскании судебных издержек в сумме 7 200 рублей, удовлетворены частично.

Решение вступило законную силу 7 апреля 2020 года, сторонами не обжаловалось.

Согласно ст.61 ГПК РФ решение Бурейского районного суда от 28.02.2020 года по гражданскому делу 2-75/2020 имеет преюдициальное значение для данного дела, и не подлежат повторной оценки.

Платежными поручениями от 7 августа 2020 года № 413, № 414, № 415 доказано, что решение Бурейского районного суда от 28 февраля 2020 года по гражданскому делу 2-75/2020 исполнено МКУ КУМИ <адрес> - выплаты ФИО1 произведены.

Согласно статье 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Принадлежащие ответчику нежилое помещение находится в многоквартирном доме, признанном аварийным (непригодным для проживания). Отношения, связанные с многоквартирными домами регулируются жилищным законодательством, а именно ЖК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

На основании изложенного решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для изъятия земельного участка для муниципальных нужд.

Статьей 32 ЖК РФ предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 10 указанной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3,5-9 статьи 32 ЖК РФ.

Таким образом, изъятие земельного участка предшествует изъятию жилого помещения.

Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы, поэтому, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ, частью 1 статьи 7 ЖК РФ должны применяться нормы закона, регулирующие сходные правоотношения, в частности статья 32 ЖК РФ.

Согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику помещения его изъятием, в том числе упущенная выгода.

Из письменного ответа МКУ КУМИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на претензию ФИО1 следует, что Соглашение было заключено ошибочно. Основанием для заключения данного соглашения явилось постановление главы поселка Бурея от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:11:010847:8 и жилых помещений в многоквартирном <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу». Включение изымаемого у ФИО1 помещения , в вышеуказанное постановление главы рабочего поселка Бурея «О перечне помещений изымаемых для муниципальных нужд», не соответствовало законодательству. Истцу было предложено заключить новое соглашение с расторжением соглашения от ДД.ММ.ГГГГ .

При проверке пакета документов, специалистами МКУ КУМИ Бурейского района было установлено, что изъятое у истца помещение № 2, расположенное по адресу: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея, ул. Кировская, д.78 до настоящего времени является не жилым помещением и в категорию жилых помещений не переводилось, что включение помещения № 2 в вышеуказанное постановление главы рабочего поселка Бурея не соответствовало законодательству, что о данном факте МКУ КУМИ Бурейского района направило информацию в МКУ Администрацию п. Бурея, постановлением главы рабочего поселка Бурея от 25 декабря 2019 года № 223 были внесены изменения в постановление от 2 сентября 2019 года № 134 в части исключения помещения №2 из Перечня жилых помещений, изымаемых для муниципальных нужд. Однако истцом суду не предоставлено доказательств в подтверждающие, почему проверка пакета документов, предоставленных для заключения спорного Соглашения, не была проведена МКУ КУМИ Бурейского района до заключения соглашения от 13 декабря 2019 года № 28.

Постановлением главы рабочего поселка Бурея от 2 сентября 2019 года №134 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:11:010847:8 и жилых помещений в многоквартирном доме № 78, расположенном по адресу: п. Бурея, ул. Кировская, признанном аварийным и подлежащим сносу» подтверждено, что указанным постановлением принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:11:010847:8 и жилых помещений в многоквартирном доме № 78, расположенном по адресу: п. Бурея, ул. Кировская, признанном аварийным и подлежащим сносу, что в данном постановление нежилое помещение № 2 указана как жилое помещение (квартира).

Постановлением главы рабочего поселка Бурея от 25 декабря 2019 года №223 подтверждено, что указанным постановлением были внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения помещения - <адрес>, в связи с тем, что оно не включено в муниципальную программу «Жилище муниципального образования рабочий поселок (пгт) Бурея на 2019-2024 годы».

Тот факт, что истцу при заключении ДД.ММ.ГГГГ соглашения не было известно о том, что изымаемое у ФИО1 недвижимое имущество - помещение является не жилым помещением, суд признаёт несостоятельным, поскольку в соглашении от 13 декабря 2019 года № 28, составленном МКУ КУМИ Бурейского района, в п.1.1. указано, что гражданин передает в собственность муниципального образования Бурейский муниципальный район 1/2 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 34,2 кв.м назначение: не жилое помещение, этаж , кадастровый , а Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, действующий от имени муниципального образования Бурейский муниципальный район изымает и возмещает стоимость изымаемого имущества.

В спорном соглашении от 13 декабря 2019 года № 28 не указано за счёт каких средств должно быть исполнено данное соглашение. Оно может быть исполнено не за счёт субвенций из областного и федерального бюджетов, а за счёт средств бюджетов муниципального поселения рабочий посёлок Бурея, бюджета Бурейского муниципального района либо за счёт собственных средств МКУ КУМИ Бурейского района, что не противоречит закону. Спорный многоквартирный жилой дом был изъят на основании постановления от 2 сентября 2019 года № 134 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:11:010847:8 и многоквартирного жилого помещения расположенного на нём, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со статьёй 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьёй 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Суд приходит к выводу, что нормы статей 239.2, 279 ГК РФ позволяют муниципальным поселениям и муниципальным районам производить выкуп жилых помещений и земельных участков для муниципальных нужд.

Материалами до следственной проверки (отказным материалом) по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ снаружи многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> доказано, что в результате сварочных работ у многоквартирного <адрес> в <адрес> случился пожар и многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> сгорел.

Суд приходит к выводу, что приведение сторон в первоначальное состояние не возможно.

Установлено судом и подтверждено представителем истца в судебном заседании, что при заключении договора виновных действий ответчика ФИО1, повлиявших на заключения спорного договора, не было.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец МКУ КУМИ Бурейского района, на момент заключения соглашения от 13 декабря 2019 года №28 было известно, что изымаемое недвижимое имущество - помещение № 2, расположенное по адресу: Амурская область, Бурейский район, п<адрес>, является не жилым, то есть МКУ КУМИ <адрес> не было введен в заблуждение ФИО1, как стороной сделки о назначении помещения.

Соглашение от 13 декабря 2019 года № 28 заключено в письменной форме, указан предмет соглашения, оно подписано надлежащими уполномоченными на его подписания лицами, в нём отражена реальная воля сторон, без постороннего влияния, воздействия и заблуждения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной истца не предоставлено в суд доказательств виновных действий ответчика ФИО1 при заключении оспариваемого соглашения, заблуждения истца относительно предмета соглашения, не соблюдения требований к форме и содержанию соглашения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований истца Муниципального казённого учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> к ответчику ФИО1 о признании недействительным соглашения от 13 декабря 2019 года № 28 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, заключённого между Муниципальным казённым учреждением Комитетом по управлению муниципальным имуществом Бурейского района и ФИО1 надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Муниципального казённого учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> к ФИО1 о признании недействительным соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, заключённого между Муниципальным казённым учреждением Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ФИО1, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                           (подпись)                      А.Г. Хиневич

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда                                                 А.Г. Хиневич

Решение суда в окончательной форме составлено 23 октября 2020 года.

2-353/2020 ~ М-322/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МКУ КУМИ Бурейского района
Ответчики
Страут Елена Александровна
Другие
Копылов Владислав Викторович
Администрация Бурейского района Амурской области
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
МКУ Администрация рп. Бурея Бурейского района Амурской области
Герасенков Борис Георгиевич
Михайлова Александра Сергеевна
Недзельский Евгений Васильевич
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Судья
Хиневич А.Г.
Дело на странице суда
bureiskiy--amr.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2020Передача материалов судье
08.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее