12-301/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
28 ноября 2017 года ... РБ
Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Исаков П.Г.,
при секретаре Павловой И.П.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – Панова А.М.,
рассмотрев жалобу Панова А. М. на постановление начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в РБ в Белорецком, Абзелиловском, Бурзянском и ...х ФИО 1 по делу об административном правонарушении №... от ... о привлечении директора Муниципального общеобразовательного учреждения СОШ ... муниципального района ... РБ Панова А.М. к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в РБ в Белорецком, Абзелиловском, Бурзянском и ...х ФИО 1 по делу об административном правонарушении №... от ... директор Муниципального общеобразовательного учреждения СОШ ... муниципального района ... РБ Панов А.М. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Панов А.М. обратился в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан с жалобой, в которой указал, что для устранения выявленных нарушений начальнику МКУ Управления образования ФИО 2 было направлено письмо с просьбой выделить денежные средства в сумме ... рублей на замену светильников со светодиодными лампами в основном здании школы, стульев, школьной мебели, мультимедийного проектора для кабинета информатики, дверей на противопожарные двери, однако средства выделены не были, поскольку в бюджете не была запланирована сумма ... рублей для МОБУ СОШ .... Расписание уроков учащихся 1-го класса на 1 четверть 2017-2018 года согласовано Председателем Профкома ФИО 3 утверждено директором МОБУ СОШ ... Пановым А.М. Составлена пояснительная записка. Просил исключить из числа доказательств протокол по делу об административном правонарушении, вынесенное постановление о привлечении ее к административной ответственности отменить, а производство по делу прекратить, применив положения о малозначительности.
В судебном заседании Панов А.М. жалобу по изложенным в ней доводам поддержал в полном объеме. Указал, что практически все нарушения, обозначенные в предписании, были ими устранены в короткий срок. После проверки освещенность была приведена в норму, также в норму было приведено и расписание. Только мебель им приобрести не удалось, поскольку на это денежные средства не выделялись. Все меры по устранению нарушения были предприняты. В связи с плохим финансированием у школы образовалась большая задолженность, все средства уходят на учебники. Просил обжалуемое постановление отменить и ограничится предупреждением.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора в РБ, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Причина неявки не известна. Суду представлено возражение на жалобу Панова А.М., в котором выражено несогласие с доводами жалобы, поскольку факт совершения административного правонарушения установлен и подтверждается актом проверки органа государственного контроля, а утверждение о малозначительности правонарушения неуместно, так как речь идет о причинении вреда здоровью обучающихся.
Выслушав Панова А.М., изучив доводы жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции предусмотрена административная ответственность, в качестве наказания предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 утверждены СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Согласно п. 5.3 таблицы 1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Согласно п. 5.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
В соответствии с п.5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», при оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах: между рядами двухместных столов - не менее 60; между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70; - между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50; от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100; от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100; - от первой парты до учебной доски - не менее 240; - наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860; - высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90; расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300. Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся основного общего - среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования.
Согласно п. 9.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» при размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
В соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО 4 №... от 23.08.2017г., МОБУ СОШ ... МР ... РБ в период с ... по ... была проведена плановая выездная проверка с целью проверки соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований.
В рамках вышеуказанной проверки на основании поручения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ №... от ... было произведено измерение световой среды МОБУ СОШ ... муниципального района ... РБ, составлен протокол лабораторных испытаний № ПР 594 от ....
По результатам проверки ... составлен Акт проверки №..., из которого следует, что на момент проверки выявлены нарушения обязательных требований: п. 1 ст. 28 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - в кабинете №... и кабинете английского языка при оборудовании не соблюдаются размеры проходов между рядом столов и наружной продольной стеной – менее 50 см (парты стоят вплотную к наружной стене), п. 5.3, таблицы 1, п. 5.4 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - на день проверки не подрана учебная мебель соответственно роста обучающегося, цветовая маркировка, на видимой боковой наружной поверхности стола и стула в виде круга или полос отсутствует, п. 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персонально-вычислительным машинам и организации работы» - конструкция рабочих стульев компьютерного класса не обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, не имеют подъемно-поворотные, регулируемые при высоте и углам наклона сиденья и спинки, п.9.1 СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персонально-вычислительным машинам и организации работы» - при размещении рабочих мест с ПЭВМ Расстояние между рабочими столами с видеоманиторами менее 2 м (составляет 0,7 м), расстояние между боковыми поверхностями видеоманиторов менее 1,2 (составляет 0,9 м), п. 7.2.4 СанПин 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»- искусственная освещенность в учебных классах, в которых проведены замеры (за исключением кааб. №...,2, кабинета физики и мастерской для мальчиков) не соответствует требованиям, п. 10.6 СанПиН 2....-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - образовательная нагрузка в течении дня для обучающихся 1 классов во вторник составляет 5 уроков, но не за счет уроков физической культуры, п. 10.10 СанПиН 2....-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - расписание уроков для учащихся 1 классов составлено без учета использования «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии, п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - в соответствии с представленным расписанием звонков, установлено, что продолжительность перемен между уроками менее 10 минут (5 минут), большие перемены (после 2 и 3 уроков) менее 20-30 минут (составляют 15 минут).
... МОБУ СОШ ... муниципального района ... Республики Башкортостан вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с п. 2.1, 2.3 Должностной инструкции руководителя муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения СОШ ... муниципального района ... РБ осуществление руководства общеобразовательным учреждением в соответствии с его Уставом и создание режима соблюдения норм и правил техники безопасности и охраны здоровья в общеобразовательном учреждении являются основными направлениями деятельности директора школы. П. 5 указанной должностной инструкции предусмотрена ответственность директора за нарушение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.
Согласно Приказа №... по отделу образования Администрации муниципального района ... от ... на должность директора МОБУ СОШ ... назначен Панов А. М..
... специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в Белорецком, Абзелиловском, Бурзянском, ...х ФИО 5 в отношении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа ... муниципального района ... Республики Башкортостан Панова А. М. составлен протокол об административном правонарушении №... по ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с обнаруженными при осуществлении плановой выездной проверки в отношении МОБУ СОШ ... МР ... РБ следующими нарушениями: п.7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - искусственная освещенность в учебных классах, в которых проведены замеры, (за исключением №..., 2 каб. физики и мастерской для мальчиков) не соответствует требованиям; п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - образовательная недельная нагрузка в течение дня для обучающихся 1 классов во вторник составляет 5 уроков; п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - расписание уроков для обучающихся 1 классов составлено без учета использования «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии; п. 10.12 СанПиН 2....-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - в соответствии с представленным расписанием звонков, установлено, что продолжительность перемен между уроками менее 10 минут (5 минут), большие перемены (после 2 и 3 уроков) менее 20-30 минут (составляют 15 минут). Протокол Пановым А.М. подписан. Права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, а также ст.ст. 24.2, 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснены, копия протокола Пановым А.М. получена, о чем свидетельствует его подпись.
Обстоятельства совершения должностным лицом – Пановым А.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждаются совокупностью следующих документов: распоряжением органа государственного контроля от ... №..., в соответствии с которым в отношении МОБУ СОШ ... МР ... проведена проверка соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований; актом проверки №... от ..., согласно которому выявлены нарушения обязательных требований, протоколом об административном правонарушении №... от ..., подписанный Пановым А.М., объяснениями Панова А.М., данными им в судебном заседании, согласно которым факт наличия выявленных нарушений, образующих состав административного правонарушения, он не отрицал.
Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения и ненадлежащего исполнения должностным лицом предусмотренных обязанностей.
Вывод административного органа о наличии в действиях Панова А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Согласно ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции статьи, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
С доводами должностного лица Панова А.М. о малозначительности совершенного правонарушения и возможности применения предупреждения в качестве наказания суд не соглашается, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении должностного лица к требованиям о соблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства, последствием которого может стать причинение вреда здоровью обучающихся, что недопустимо. Факт направления директором школы Пановым А.М. письма с просьбой о выделении денежных средств в адрес начальника МКУ УО МР БР РБ ФИО 2 . суд учитывает в качестве смягчающего обстоятельства, как действия, направленные на устранение допущенного правонарушения, но не как обстоятельства, исключающие состав, событие административного правонарушения, а также вину должностного лица в совершении вмененного ему правонарушения.
Довод Панова А.М. об исключении протокола об административном правонарушении из числа доказательств суд не принимает, поскольку указанный протокол соответствует требованиям, предъявляемым к таким документам, установленным ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренныхстатьей24.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Оснований для удовлетворения жалобы Панова А. М. суд не усматривает
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление о привлечении должностного лица Панова А.М. к административной ответственности и назначении наказания, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в РБ в Белорецком, Абзелиловском, Бурзянском, ...х Томиловой О. И. по делу об административном правонарушении №... от ... о привлечении директора Муниципального общеобразовательного учреждения СОШ ... муниципального района ... РБ Панова А.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Панова А.М. на указанное постановление – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течении 10 дней со дня получения копии решения.
Судья П.Г. Исаков