УИД: 66RS0045-01-2020-000491-87
Дело № 2-448/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(о прекращении производства по делу)
г. Полевской 12 мая 2020 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А.
при секретаре Безукладниковой К.Д.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Федотова К.И. к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
у с т а н о в и л:
Федотов К.И. обратился в суд с иском к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа об изменении вида разрешенного использования земельного участка, мотивируя это тем, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <. . .>. Так же сособственниками этого земельного участка являются Зобнина М.В., Зобнина Д.Е., Колясникова Т.Н. и Колясников А.В. в равных долях (1/8). На земельном участке расположен двухквартирный жилом дом, в котором квартира № принадлежит ему, истцу, а квартира № – третьим лицам Зобниной М.В., Зобниной Д.Е., Колясниковой Т.Н. и Колясникову А.В. Дом введен в эксплуатацию в 1957г. Земельный участок стоит на кадастровом учете под номером <данные изъяты>. По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество участок имеет вид разрешенного использования – под многоэтажную застройку.
Сособственники земельного участка обратились в Администрацию Полевского городского округа с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид «под индивидуальное жилищное строительство». Администрация Полевского городского округа выдала сведения о том, что участок попадает в территориальную зону Ж-1. После этого они обратились в Полевской отдел Управления Росреестра по Свердловской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, но рассмотрение их заявления приостановлено органом государственного кадастрового учета, поскольку площадь земельного участка 1223 кв.м превышает установленный максимальный размер для участков вида «под индивидуальное жилищное строительство» - 1200 кв.м. Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушает права истца, поскольку не соответствует фактическому использованию участка, и влечет за собой повышение суммы земельного налога. В связи с этим истец просил изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенного использования «под многоэтажную застройку» на вид – «под индивидуальное жилищное строительство».
В судебное заседание истец, третьи лица Зобнина М.В., Зобнина Д.Е., Колясникова Т.Н. и Колясников А.В. и представитель ответчика Пермякова В.Г., действующая по доверенности от 9 января 2020г. № 1, не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесены:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другие.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, …, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На основании части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, …, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 указанного Федерального закона от 13 июля 2015г.).
К компетенции этого органа при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка в государственном кадастре недвижимости относится к компетенции уполномоченного территориального органа исполнительной власти – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Вопрос же об установлении видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне, в силу приведенных выше норм градостроительного законодательства, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, суд не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений. Соответственно вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, одним из собственников которого является истец, не подлежит рассмотрению судом, поскольку относится к компетенции иных органов.
Руководствуясь ст.220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л :
Производство по делу по иску Федотова К.И. к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа об изменении вида разрешенного использования земельного участка прекратить в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Определение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения с подачей жалобы через Полевской городской суд.
Определение изготовлено в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий