№ 2-1328/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 16 сентября 2015 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Васильевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаховского ФИО9 к Департаменту образования, науки и молодежной политики Новгородской области, Администрации Боровичского муниципального района об обязании Администрации Боровичского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение вне очереди,
установил:
Шаховский В.К. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что он относился к категории детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, а также, лиц из их числа. С ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он воспитывался в детском доме – школе-интернате, расположенном по адресу: <адрес>-а, там же обучался ДД.ММ.ГГГГ, затем обучался в ГПТУ № в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В ДД.ММ.ГГГГ году был призван в армию. После демобилизации не смог устроиться на работу, жилья не было. Начиная с апреля ДД.ММ.ГГГГ года его неоднократно осуждали к реальному лишению свободы, в настоящее время он также отбывает наказание по приговору <данные изъяты>. До настоящего времени он не реализовал свое право на жилье. Он обращался в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, в ответе <данные изъяты> ему было рекомендовано обратиться с иском в суд.
Просит суд обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить жилое помещение вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
К участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области.
В судебное заседание истец Шаховский В.К. не явился, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ <данные изъяты> извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района ФИО6 в судебном заседании исковые требования Шаховского В.К. не признал, мотивируя тем, что в соответствии с действующим законодательством право на предоставление жилого помещения вне очереди имеют дети-сироты, лица из числа детей-сирот, а также лица, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на предоставление жилой площади в соответствии с действующим законодательством до 31 декабря 2012 года включительно, своевременно не получившие жилое помещение.
Представитель Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, из представленного отзыва следует, что постановлением Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167 утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети- сироты), определяющее порядок обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (далее - Положение). В соответствии с Положением департамент ведет список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список). Шаховский В.К. в списках не состоит. По информации, представленной Администрацией Боровичского муниципального района, в ДД.ММ.ГГГГ года Шаховский В.К. обращался в Администрацию по вопросу обеспечения жилой площадью, как лицо относящегося к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ответ на данный запрос Администрацией был направлен письменный ответ Шаховскому В.К. с разъяснениями по вопросу предоставления жилой площади и порядка обращения с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако в последующем обращений от Шаховского В.К. не поступало.
В соответствии со статьей 11 Областного закона № 468-03 (новая редакция - областной закон от 05.09.2014 № 618-03 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей») право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения имеют дети-сироты, проживание которых в ранее занимаемых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Данное право имеют дети-сироты, лица из числа детей-сирот, а также лица, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на предоставление жилой площади в соответствии с действующим законодательством до 31 декабря 2012 года включительно, своевременно не получившие жилое помещение.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1,его положения распространяются на детей-сирот до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот.
Реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер.
Учитывая, что до достижения 23-летнего возраста Шаховский В.К. не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и на момент обращения в Администрацию Боровичского муниципального района достиг возраста <данные изъяты>, он утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на получение жилья.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика- Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области.
Суд, заслушав представителя ответчика-Администрации Боровичского муниципального района, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено, что Шаховский ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения остался без попечения родителей ( его отец, ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать, ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ).
В Администрацию Боровичского муниципального района Шаховский В.К. с заявлением о постановке на учет как лицо, относящееся к категории детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, а также, лиц из их числа) до достижения возраста 23 лет не обращался.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся бел попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», из статьи 57 Жилищного кодекса РФ исключен пункт 2 части 2, который предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На момент окончания пребывания истца в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей из их числа, действовали положения ЖК РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Согласно статьи 31 ЖК РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статья 33 ЖК РСФСР предписывала, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы того же закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Анализ приведенных выше правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам указанной категории, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, либо ранее до 01 марта 2005 года в порядке п. 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица статуса ребенка-сироты, лица, оставшегося без попечения родителей, либо лица из их числа.
Как установлено в судебном заседании, истец является дееспособным. С момента достижения совершеннолетия, истец имел право самостоятельно обратиться в органы местного самоуправления для решения вопроса о признании его нуждающимся в получении жилого помещения и включении в сводный список.
Как следует из информации, предоставленной Департаментом образования и молодежной политики Новгородской области, Шаховский В.К. обратился в Администрацию Боровичского муниципального района по вопросу обеспечения жилой площадью, как лицо относящегося к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в <данные изъяты>, в возрасте <данные изъяты>.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить истцу жилое помещение вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не имеется.
Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска истцом срока обращения к ответчику с заявлением о предоставлении жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей до достижения 23-х летнего возраста, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска ФИО1 надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Шаховского <данные изъяты> к Департаменту образования, науки и молодежной политики Новгородской области и Администрации Боровичского муниципального района об обязании Администрации Боровичского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение вне очереди - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданскую коллегию Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: Е.М.Кудрявцева