РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре Гарибове Р.Б.о.,
рассмотрев с использованием видеоконференц связи в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1195/2019 по административному исковому заявлению Мудровского Е.А. к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области об отмене дисциплинарного взыскания,
установил:
Мудровский Е.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит отменить наложенные в 2017 году ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области дисциплинарные взыскания.
При рассмотрении дела административный истец уточнил исковые требования просит в дополнение к основным требованиям заявил о признании права требовать компенсации морального вреда.
Административный истец Мудровский Е.А. в судебном заседании уточненные заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области Чернобылец Е.П., действующая по доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласилась по основаниям изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, суд считает административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч. 1 ст. 82 УИК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года № 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что осужденные обязаны
исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: а) выговор.
Согласно ч. 1 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения.
Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
Судом установлено, что Мудровский Евгений Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ Автозаводским районным судом <адрес> по ст. 111 ч.2,п.З УК РФ, срок 3 года 3 месяца лишения свободы в ИК особого режима. Приговор вступил в законную силу 07.08.2017
В ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по <адрес> прибыл ДД.ММ.ГГГГ, убыл ДД.ММ.ГГГГ в ФКЛПУ ОТБ <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прибыл в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ убыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес>,
ДД.ММ.ГГГГ прибыл в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по <адрес>, на основании ст.77.1 УИК РФ по постановлению Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ убыл в ФКУ ИК-29 <адрес>.
Данный факт подтверждается справкой старшего инспектора ОСУ старшим лейтенантом внутренней службы ФИО6
В соответствии с п. 1.1. Устава учреждения Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Деятельность ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области регламентируется: Федеральным законом от 15 июля 1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации; приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 №189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»; приказ Минюста РФ от 03.11.2005 №204-дсп «Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС».
Согласно Приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 №189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых. Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
В соответствии с п.1. Приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 №189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах (далее - СИЗО), обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N29, ст. 2759; 1998, N30, ст. 3613; 2001, N11, ст. 1002; 2003, N27, ст. 2700; N50, ст. 4847; 2004, N27, ст. 2711) и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу определяется Федеральным законом от 15.07.1995 N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Согласно п. 1, 2 ст. 36 вышеуказанного Закона подозреваемые и обвиняемые обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей.
В соответствии ст. 16 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей. Пунктом 4 гл. 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 N 189 (в ред. от 27.12.2010 N 410 в ред. Приказов Минюста России от 27.12.2010 N 410,от 03.12.2015 N 277), предусмотрено, что лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых. Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
В соответствии с Приложением N 1 к указанному Приказу подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 г. N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, выполнять законные требования администрации СИЗО, после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя (абзац 1, 2, 7 Правил поведения).
Согласно справки о поощрениях и взысканиях за время содержания в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области Мудровского Е.А.: ДД.ММ.ГГГГ на дисциплинарной комиссии при начальнике учреждения, согласно Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" прил.№ Мудровскому Е.А., объявлен выговор, за нарушение установленного порядка, не было заправлено спальное место, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ на дисциплинарной комиссии при начальнике учреждения, согласно Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" прил.№, с Мудровским Е.А. проведена профилактическая беседа, за нарушение установленного порядка, при движении в сопровождении сотрудников СИЗО не держал руки назад, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ на дисциплинарной комиссии при начальнике учреждения, согласно Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" приложение №, Мудровскому Е.А. объявлен выговор, за нарушение установленного порядка, отказался заправить спальное место, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ на дисциплинарной комиссии при начальнике учреждения, согласно Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" приложение №, Мудровскому Е.А. объявлен штрафной изолятор, за нарушение установленного порядка, не было заправлено спальное место, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ на дисциплинарной комиссии при начальнике учреждения, согласно Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" приложение № Мудровскому Е.А. объявлен выговор, за нарушение установленного порядка, отказался заправлять спальное место, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ на дисциплинарной комиссии при начальнике учреждения, согласно Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" приложение № Мудровскому Е.А. объявлен штрафной изолятор, за нарушение установленного порядка, нанес надписи на стену, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 38. ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания выговор, водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
Статьей 39 названного Закона предусматривается, что взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1); пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда (часть 5); пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Учитывая, что Мудровскому Е.А. стало известно о применении к нему мер дисциплинарного взыскания в 2017 году, а с заявлением в суд он обратился только 15 января 2019 года, то предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения в суд с требованиями об оспаривании взыскания истек.
Административным истцом Мудровским Е.А. заявлено о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления об обжаловании дисциплинарных взысканий наложенных в 2017 году. При этом данных, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих осужденному обжаловать постановление начальника исправительного учреждения о наложении дисциплинарных взысканий в 2017 году в установленный законом срок, не представлено. Кроме того, мера взыскания в виде выговора от 04.01.2017 снята приказом №162 от 24.10.2018, а мера взыскания в виде выговора от 22.05.2017, 20.07.2017, 06.10.2017, 09.10.2017, 16.10.2017 были погашены временным фактором, что заявителем не оспаривалось.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском, причины пропуска срока указанные административным истцом судом признаны не уважительными, суд считает необходимым отказать Мудровскому Е.А. в удовлетворении заявленных требований.
Административным истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда, поскольку ему были причинены нравственные и физические страдания.
статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть первая).
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при таких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компетенцию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Согласно ст.ст.1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Из приведенных положений ст.151, 1064, 1069 ГК РФ следует, что условиями, порождающими обязательства по возмещению морального вреда, являются: незаконность действий (бездействий), посягательство данными действиями на личные неимущественные права потерпевшего, наличие вреда и доказанность его размера, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда), вина причинителя вреда, а также размер причиненного вреда.
В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: незаконность действий (бездействия) причинителя вреда, его вина, причинная связь между неправомерным действием (бездействием) и моральным вредом, нравственные и (или) физические страдания. Только наличие всех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности.
Поскольку нарушений каких-либо нематериальных благ истцу, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении не установлено, соответствующих доказательств стороной истца суду представлено не было, суд считает, что требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.03.2019.
Председательствующий А.В. Сураева