Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
15 октября 2013 года судья Режевского городского суда Свердловской области Быков А.Н.,
рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Режевская управляющая компания» Исакова Владимира Анатольевича на постановление государственного инспектора Режевского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Свердловской области Гладких А.С. от 20.08.2013 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4. ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушений,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Режевского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Свердловской области Гладких А.С. от 20.08.2013 г. директор Общества с ограниченной ответственностью «Режевская управляющая компания» Исаков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 20.4. ч. 1 КоАП РФ, выразившегося как следует из обжалуемого постановления в следующем.
В период с 24.07.2013 г. по 07.08.2013 г. проведена проверка многоквартирных жилых домов по адресам: г.Реж, ул.Ленина, 30, 74/3,, 32, 74/4, 74/5,, 35, 74/2, 20, 33, 88/1, 74/7, 76/3. В ходе обследования выявлены нарушения правил противопожарного режима в РФ (ППР в РФ, утвержденными Правительством РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»), а именно :
- не обеспечена огнезащитная обработка сгораемых конструкций чердачного помещения в многоквартирных домах по адресам: г.Реж, ул. Ленина, 30, 74/3, 35, 20, 74/2, 76/3, 33 (п.21 ППР в РФ, утвержденных Правительством РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»);
- в подвальном помещении используется временная электропроводка (п. 42 ППР в РФ, утвержденных Правительством РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).
Обжалуемым постановлением директор Общества с ограниченной ответственностью «Режевская управляющая компания» Исаков В.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ подвергнут административному штрафу в сумме 6000 рублей.
Обращаясь в суд с жалобой на указанное постановление заявителем в обоснование жалобы указано, что п. 21 ППР в РФ, утвержденных Правительством РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» на руководителя организации возложена обязанность обеспечения устранения нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществления проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Указанным пунктом ППР на руководителя организации не возложено обязанности обеспечения огнезащитной обработки сгораемых конструкций. Обжалуемое постановление содержит указание на то, что в подвальном помещении используется временная электропроводка, что нарушает п. 42 ППР. При вынесении обжалуемого постановления не было учтено, что временная электропроводка, обнаруженная им в подвальных помещениях используется именно для аварийных и других временных работ, все остальное время она находится в нерабочем состоянии.
При рассмотрении жалобы Исаков В.А. ее доводы поддержал, просил постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, и исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 20.4. КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, директор ООО «Режевская управляющая компания» Исаков В.А. привлечен к административной ответственности за выявленные в ходе проведения в период с 24.07.2013 г. по 07.08.2013 г. проверки отделением надзорной деятельности Режевского городского округа нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирных домах по адресам: г.Реж, ул. Ленина, 30, 74/3, 35, 20, 74/2, 76/3, 33, как должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность.
С данным выводом должностного лица - государственного инспектора Режевского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Свердловской области согласиться нельзя.
Административной ответственности по смыслу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судом установлено, что Исаков В.А. является директором ООО «Режевская управляющая компания».
Согласно Устава ООО «Режевская управляющая компания» (л. д. №), в обязанности директора ООО «Режевская управляющая компания» входит соблюдение требований действующего законодательства РФ, действовать в интересах Общества добросовестно и разумно и т.д.
В соответствии с п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Статья 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:
1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
Таким образом, требования, введенные в связи с изменением СНиП и введением новых Правил пожарной безопасности, могут предъявляться к управляющей компании только в переделах ее компетенции, то есть как к организации, обязанной надлежащим образом содержать многоквартирный дом.
То же предусматривает и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации: по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Следовательно, Жилищным кодексом Российской Федерации обязанность обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, установленная Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", за рамками перечня работ и услуг, определенных указанным договором, на управляющую компанию не возлагается.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" такая обязанность возложена на собственника имущества или лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности, однако государственный инспектор Режевского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Свердловской области ошибочно посчитал что директор ООО "Режевская управляющая компания" Исаков В.А. является указанным лицом, поскольку материалами дела данное обстоятельство не подтверждается.
Не содержится такого установления и в договорах управления многоквартирными домами, поскольку управляющей компании ООО «РУК», как видно из названных договоров, не делегированы никакие права собственника - пользования, владения и распоряжения имуществом, как это предполагается по смыслу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управляющая организация обязана соблюдать требования пожарной безопасности при эксплуатации и содержании общего имущества, но не наделена правами и обязанностями по обеспечению выполнения таковых. Не входят работы по обеспечению огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачного помещения в многоквартирных домах по адресам: г.Реж, ул. Ленина, 30, 74/3, 35, 20, 74/2, 76/3, 33 в перечень услуг, которые ООО «РУК» обязано оказывать собственникам жилых помещений в указанных многоквартирных домах по содержанию их имущества.
Именно собственники жилых помещений в указанных домах наделены полномочиями принятия решений о проведении таких работ, их объеме, стоимости и оплате.
Таким образом, из содержания Устава ООО «РУК», договоров управления многоквартирными домами и других материалов дела не следует, что Исаков В.А. как директор ООО «РУК», является должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ООО «РУК», в связи с чем он не может быть признан виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Принимая во внимание, что директор ООО «Режевская управляющая компания» Исаков В.А. не является субъектом административного правонарушения, постановление должностного лица - государственного инспектора Режевского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Свердловской области Гладких А.С. от 20.08.2013 г.подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6.-30.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу директора Общества с ограниченной ответственность «Режевская управляющая компания» Исакова Владимира Анатольевича удовлетворить.
Отменить постановление государственного инспектора Режевского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Свердловской области Гладких А.С. от 20.08.2013 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4. ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушений в отношении директора Общества с ограниченной ответственность «Режевская управляющая компания» Исакова Владимира Анатольевича, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Изготовлено решение судьей лично в совещательной комнате.
Судья Быков А.Н.