№ 2-856/2015
Решение
Именем Российской Федерации
18 марта 2015 года город Оренбург
Промышленный районный суд города Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е. Манушиной,
при секретаре К.В. Рябовой,
с участием истца Кривошеевой Т.А. и её представителя Гонышевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривошеевой Т.А. к администрации города Оренбурга о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
Кривошеева Т.А. обратилась в суд с иском к администрации города Оренбурга, указав, что согласно данным ГУП <данные изъяты> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> состоит из литера АА1, записан за Е. , которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ вступила в наследство на часть наследственного имущества. Выдать свидетельство о праве на наследство на дом не представилось возможным, поскольку дом не был надлежаще оформлен. После смерти Е. ухаживала за домом, засыпала шлак и золу в стены дома, штукатурила и обшивала стены строительным материалом, укрепляла фундамент дома, частично заменила кровлю, делала ремонт в доме: переклеила обои, покрасила полы, потолки, стены, окна и дом снаружи. Оплачивает все расходы, связанные с содержанием и отоплением дома, пользуется земельным участком.
Для признания права собственности обратилась в администрацию города Оренбурга, где был дан ответ, что по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенного индивидуального жилого дома литер АА1, расположенного по адресу: <адрес>, принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном ст. 222 ГК РФ, при наличии положительных заключений о соответствии указанной постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам, при согласовании границ земельного участка со смежными землепользователями.
Домовладение соответствует санитарным и строительным нормам и правилам.
Согласно решению исполкома Чкаловского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> под индивидуальное жилищное строительство рабочих регенераторного завода закреплена территория <адрес>.
Кривошеева Т.А. просит суд признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из литера АА1.
Истец Кривошеева Т.А. и её представитель Гонышева Н.М., действующая по устной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель администрации города Оренбурга в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о времени и месте его проведения. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что возможность узаконения самовольной постройки была предметом рассмотрения комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства. Признание права собственности на самовольную постройку возможно в порядке, установленном ст. 222 ГК РФ при наличии положительных заключений о соответствии указанной постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам при условии согласования границ земельного участка со смежными землепользователями. Просил суд принять решение с учетом всех обстоятельств дела и в соответствии с действующим законодательством, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Форафонтова Т.Н., Чечко В.А., Курлаева Н.Н. в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте его проведения, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
На основании изложенного суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика и третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью.
По справке ГУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по адресу: <адрес>, расположен жилой дом литер АА1, одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м. Домовладение записано за Е. без предъявления документов, подтверждающих право собственности. По сведениям Управления Росреестра по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах на спорный жилой дом, отсутствуют. Согласно кадастровому паспорту, жилой дом имеет кадастровый №.
По градостроительному заключению о функциональном назначении земельного участка, земельный участок примерной площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №. Разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по указанному адресу находится в государственной собственности и имеет разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
ДД.ММ.ГГГГ Е. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти. По завещанию, Е. всё своё имущество завещала Кривошеевой Т.А. В соответствии со Свидетельством о праве на наследство по завещанию наследницей указанного в завещании имущества Е. , умершей ДД.ММ.ГГГГ, является Кривошеева Т.А.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав» (п. 27), учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
На основании п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст.1112 ГК РФ).
В соответствии со ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Оренбурга был дан ответ Кривошеевой Т.А. о том, что по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенного индивидуального жилого дома литер АА1, расположенного по адресу: <адрес>, принято решение о том, что у администрации города Оренбурга отсутствуют правопритязания на земельный участок, занятый самовольно возведенным объектом капитального строительства. Право собственности на такой объект может быть признано судом в совокупности с другими доказательствами только при наличии правоустанавливающих документов на землю, положительных заключений о соответствии указанной постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам. При несоблюдении требований п. 5.3.4 СП. 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», необходимо представить согласие смежных землепользователей.
Право пользования земельным участком подтверждается решением исполкома Чкаловского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, в соответствии с которым под индивидуальное жилищное строительство рабочих регенераторного завода закреплена территория <адрес>. Границы земельного участка определены на местности, что подтверждается межевым планом, актом согласования местоположения границы земельного участка и Выпиской из постановления главы города Оренбурга № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из экспертного заключения по обследованию жилого дома литер АА1, расположенного по адресу: <адрес>, ООО <данные изъяты> установлено, что размещение жилого дома соответствует градостроительным нормам и требованиям; техническое состояние строительных конструкций жилого дома литер АА1 в целом соответствует строительным нормам и правилам. Техническое состояние жилого дома литер АА1 не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не представляет опасности для жизни и здоровья лиц, находящихся в указанном объекте и в непосредственной близости от него.
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, одноэтажный жилой дом литер АА1 по адресу: <адрес> соответствует основным требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно письму Отдела надзорной деятельности по г. Оренбургу МЧС России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом литер АА1, расположенный по адресу: <адрес> не противоречит требованиям действующих норм и правил пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требование и возражения сторон. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена Ф., которая пояснила, что ранее в спорном доме проживает Е. , которая (с её слов) сама строила дом, родственников у неё не видела, о претензиях на дом со стороны других лиц неизвестно. Кривошееву Т.А. знает как соседку, она ухаживала за Е. . Кривошеева Т.А. в настоящее время ухаживает за домом, делает ремонт, обрабатывает земельный участок.
Таким образом, судом установлено, что самовольный жилой дом литер АА1 по адресу: <адрес>, соответствует санитарным, и строительным и пожарным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает.
С учетом собранных по делу письменных и устных доказательств, учитывая отсутствие возражений со стороны смежных землепользователей, суд приходит к выводу, что исковые требования Кривошеевой Т.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кривошеевой Т.А. удовлетворить.
Признать за Кривошеевой Т.А. право собственности на жилой дом литеры АА1, расположенный по адресу: <адрес>, обшей площадью <данные изъяты> кв.м.
Право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 20.03.2015.
Судья М.Е. Манушина