<данные изъяты>
Дело №2-3783/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шумейко Е.С.,
при секретаре Дегтяревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарапат Виктории Анатольевны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже:
- о признании незаконным решения от 30.11.2018 об отказе в установлении пенсии,
- о включении в специальный трудовой стаж периодов работы,
- о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости досрочно,
- о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию,
у с т а н о в и л :
Истец Тарапат В.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, просила признать незаконным решение от 30.11.2018 об отказе в установлении пенсии, включить в специальный трудовой стаж периоды работы, признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости досрочно, возложить на пенсионный орган обязанность назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию с 01.10.2018.
Обосновывая заявленные требования, указывала, что она проживала на территории <адрес>, где ей была назначена пенсия по выслуге лет на основании ст. 52, пункт «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» с 16.06.2015. Выплата пенсии была прекращена 30.09.2018 в связи с переездом на постоянное место жительства в Россию.
30.08.2018 Тарапат В.А. обратилась в УПФ РФ (РУ) в г. Воронеже и просила назначить страховую пенсию по старости.
УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже запросило пенсионное дело из пенсионного органа Украины.
Пенсионное дело поступило 18.10.2018.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже Воронежской области от 30.11.2018 истцу в назначении страховой пенсии по старости было отказано, поскольку не выполнены условия, необходимые для назначения пенсии по старости, а именно, специальный стаж работы составляет 13 лет 1 день, что является недостаточным для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Кроме того, из решения следует, что в соответствии с нормами Соглашения стран СНГ от 13.03.1992, участниками которого являются Российская Федерация и Украина, выплата пенсии продолжается тем государством, откуда выехал пенсионер до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству государства переселения.
В судебном заседании истец Тарапат В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца Тарапат В.А., действующий на основании доверенности, Киселев П.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просит суд их удовлетворить.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности, Байбакова М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 100-101). В судебном заседании пояснила, что Соглашение от 13.03.1992 предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения осуществляется по законодательству того государства, на территории которого они проживают. Статья 7 Соглашения прямо не предусматривает безусловное назначение пенсии, которая была установлена пенсионеру по законодательству государства по прежнему месту жительства. Настаивает на том, что по прибытию в Российскую Федерацию право на пенсию подлежит установлению в соответствии с законодательством РФ. С учетом периодов работы, предоставленных доказательств, у истца недостаточно специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Тарапат В.А. проживала на территории <адрес>, где ей назначена пенсия по выслуге лет на основании ст. 52, пункт е ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» с 16.06.2015.
Из материалов пенсионного дела видно, что выплата пенсии истцу по прежнему месту жительства в <адрес> была прекращена 30.09.2018.
В судебном заседании установлено, что в 2018 году истец получила гражданство Российской Федерации, документирована паспортом гражданина РФ серии №, выданным 05.07.2018 ГУ МВД России по Воронежской области.
Тарапат В.А. встала на учет на территории Российской Федерации по месту жительства.
В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию Тарапат В.А. 30.08.2018 обратилась в УПФ РФ (РУ) в г. Воронеже с заявлением, в котором просила назначить страховую пенсию по старости.
УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже запросило пенсионное дело из пенсионного органа Украины.
Пенсионное дело поступило в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже 18.10.2018.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 30.11.2018 отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием по состоянию на 30.08.2018 специального стажа работы с учётом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Кроме того, из решения следует, что в соответствии с нормами Соглашения стран СНГ от 13.03.1992, участниками которого являются Российская Федерация и Украина, выплата пенсии продолжается тем государством, откуда выехал пенсионер до возникновения права на пенсионное обеспечения по законодательства государства переселения.
Суд считает указанное решение ответчика незаконным по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Из приведенных положений международного соглашения следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства-участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
Согласно ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
В соответствии с п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых государств Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.
Как указано в решении N 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ, содержащего толкование применения Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что "при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера". В указанном решении Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:
- статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;
- гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);
- условия назначения пенсии не пересматриваются.
Абзацем 6 пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 г. N 1-369-18 предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
В судебном заседании установлено, что истцу Тарапат В.А. назначена пенсия по выслуге лет на основании ст. 52, пункт е ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» с 16.06.2015.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок назначения пенсии по старости досрочно лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в Украине.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия по старости (ст. 6 Закона), учитывая, что по прежнему месту жительства выплата пенсии по старости прекращена, на ответчике в силу Соглашения от 13.03.1992 лежит обязанность продолжить истцу выплату пенсии.
При этом, ответчиком может быть пересмотрен только размер выплачиваемой пенсии, продолжительность страхового стажа, установленная при первоначальном назначении истцу пенсии по прежнему месту жительства пересмотрена быть не может.
Из материалов дела видно, что выплата пенсии истцу по прежнему месту жительства в <адрес> была прекращена 30.09.2018, что не оспаривается сторонами, пенсионное дело истца поступило ответчику 18.10.2018, в связи с запросом его УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, истец в установленном законом порядке обратилась с заявлением о назначении пенсии, следовательно, решение УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 30.11.2018 отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в части отказа в установлении пенсии нельзя признать законным, поскольку, оно принято с нарушением норм действующего законодательства РФ и норм международного права, которые в силу ч. 1 ст. 7 ГК РФ, являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
При разрешении требований истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости суд учитывает следующее.
Вопросы назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентируются Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 и Соглашением "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.
Письмо как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.
Истец приобрела гражданство Российской Федерации в 2018 году и зарегистрирована по месту жительства в Российской Федерации.
За назначением пенсии в УПФР в г. Воронеже Воронежской области истец обратилась 30.08.2018.
Согласно Письму при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Учитывая изложенное, требования истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости являются законными и обоснованными, при этом, выплата пенсии истцу должна производиться с 01.10.2018.
По указанным основаниям исковые требования о признании права на получение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 01.10.2018 подлежат удовлетворению, а на ответчика суд возлагает обязанность назначить и выплачивать Тарапат Виктории Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 01.10.2018.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Тарапат Виктории Анатольевны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже частично удовлетворить.
Признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 30.11.2018 об отказе в установлении пенсии Тарапат Виктории Анатольевне.
Признать за Тарапат Викторией Анатольевной право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 01.10.2018.
Возложить на УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обязанность назначить и выплачивать Тарапат Виктории Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 01.10.2018.
Исковые требования Тарапат Виктории Анатольевны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в остальной части оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 30.12.2019.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
Дело №2-3783/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шумейко Е.С.,
при секретаре Дегтяревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарапат Виктории Анатольевны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже:
- о признании незаконным решения от 30.11.2018 об отказе в установлении пенсии,
- о включении в специальный трудовой стаж периодов работы,
- о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости досрочно,
- о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию,
у с т а н о в и л :
Истец Тарапат В.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, просила признать незаконным решение от 30.11.2018 об отказе в установлении пенсии, включить в специальный трудовой стаж периоды работы, признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости досрочно, возложить на пенсионный орган обязанность назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию с 01.10.2018.
Обосновывая заявленные требования, указывала, что она проживала на территории <адрес>, где ей была назначена пенсия по выслуге лет на основании ст. 52, пункт «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» с 16.06.2015. Выплата пенсии была прекращена 30.09.2018 в связи с переездом на постоянное место жительства в Россию.
30.08.2018 Тарапат В.А. обратилась в УПФ РФ (РУ) в г. Воронеже и просила назначить страховую пенсию по старости.
УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже запросило пенсионное дело из пенсионного органа Украины.
Пенсионное дело поступило 18.10.2018.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже Воронежской области от 30.11.2018 истцу в назначении страховой пенсии по старости было отказано, поскольку не выполнены условия, необходимые для назначения пенсии по старости, а именно, специальный стаж работы составляет 13 лет 1 день, что является недостаточным для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Кроме того, из решения следует, что в соответствии с нормами Соглашения стран СНГ от 13.03.1992, участниками которого являются Российская Федерация и Украина, выплата пенсии продолжается тем государством, откуда выехал пенсионер до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству государства переселения.
В судебном заседании истец Тарапат В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца Тарапат В.А., действующий на основании доверенности, Киселев П.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просит суд их удовлетворить.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности, Байбакова М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 100-101). В судебном заседании пояснила, что Соглашение от 13.03.1992 предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения осуществляется по законодательству того государства, на территории которого они проживают. Статья 7 Соглашения прямо не предусматривает безусловное назначение пенсии, которая была установлена пенсионеру по законодательству государства по прежнему месту жительства. Настаивает на том, что по прибытию в Российскую Федерацию право на пенсию подлежит установлению в соответствии с законодательством РФ. С учетом периодов работы, предоставленных доказательств, у истца недостаточно специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Тарапат В.А. проживала на территории <адрес>, где ей назначена пенсия по выслуге лет на основании ст. 52, пункт е ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» с 16.06.2015.
Из материалов пенсионного дела видно, что выплата пенсии истцу по прежнему месту жительства в <адрес> была прекращена 30.09.2018.
В судебном заседании установлено, что в 2018 году истец получила гражданство Российской Федерации, документирована паспортом гражданина РФ серии №, выданным 05.07.2018 ГУ МВД России по Воронежской области.
Тарапат В.А. встала на учет на территории Российской Федерации по месту жительства.
В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию Тарапат В.А. 30.08.2018 обратилась в УПФ РФ (РУ) в г. Воронеже с заявлением, в котором просила назначить страховую пенсию по старости.
УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже запросило пенсионное дело из пенсионного органа Украины.
Пенсионное дело поступило в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже 18.10.2018.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 30.11.2018 отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием по состоянию на 30.08.2018 специального стажа работы с учётом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Кроме того, из решения следует, что в соответствии с нормами Соглашения стран СНГ от 13.03.1992, участниками которого являются Российская Федерация и Украина, выплата пенсии продолжается тем государством, откуда выехал пенсионер до возникновения права на пенсионное обеспечения по законодательства государства переселения.
Суд считает указанное решение ответчика незаконным по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Из приведенных положений международного соглашения следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства-участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
Согласно ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
В соответствии с п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых государств Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.
Как указано в решении N 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ, содержащего толкование применения Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что "при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера". В указанном решении Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:
- статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;
- гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);
- условия назначения пенсии не пересматриваются.
Абзацем 6 пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 г. N 1-369-18 предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
В судебном заседании установлено, что истцу Тарапат В.А. назначена пенсия по выслуге лет на основании ст. 52, пункт е ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» с 16.06.2015.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок назначения пенсии по старости досрочно лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в Украине.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия по старости (ст. 6 Закона), учитывая, что по прежнему месту жительства выплата пенсии по старости прекращена, на ответчике в силу Соглашения от 13.03.1992 лежит обязанность продолжить истцу выплату пенсии.
При этом, ответчиком может быть пересмотрен только размер выплачиваемой пенсии, продолжительность страхового стажа, установленная при первоначальном назначении истцу пенсии по прежнему месту жительства пересмотрена быть не может.
Из материалов дела видно, что выплата пенсии истцу по прежнему месту жительства в <адрес> была прекращена 30.09.2018, что не оспаривается сторонами, пенсионное дело истца поступило ответчику 18.10.2018, в связи с запросом его УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, истец в установленном законом порядке обратилась с заявлением о назначении пенсии, следовательно, решение УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 30.11.2018 отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в части отказа в установлении пенсии нельзя признать законным, поскольку, оно принято с нарушением норм действующего законодательства РФ и норм международного права, которые в силу ч. 1 ст. 7 ГК РФ, являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
При разрешении требований истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости суд учитывает следующее.
Вопросы назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентируются Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 и Соглашением "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.
Письмо как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.
Истец приобрела гражданство Российской Федерации в 2018 году и зарегистрирована по месту жительства в Российской Федерации.
За назначением пенсии в УПФР в г. Воронеже Воронежской области истец обратилась 30.08.2018.
Согласно Письму при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Учитывая изложенное, требования истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости являются законными и обоснованными, при этом, выплата пенсии истцу должна производиться с 01.10.2018.
По указанным основаниям исковые требования о признании права на получение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 01.10.2018 подлежат удовлетворению, а на ответчика суд возлагает обязанность назначить и выплачивать Тарапат Виктории Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 01.10.2018.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Тарапат Виктории Анатольевны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже частично удовлетворить.
Признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 30.11.2018 об отказе в установлении пенсии Тарапат Виктории Анатольевне.
Признать за Тарапат Викторией Анатольевной право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 01.10.2018.
Возложить на УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обязанность назначить и выплачивать Тарапат Виктории Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 01.10.2018.
Исковые требования Тарапат Виктории Анатольевны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в остальной части оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 30.12.2019.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко