ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2021 года г.о. Тольятти
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре Лариной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4116/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области к Калиновскому А.С. о взыскании задолженности по налоговым сборам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с вышеуказанным административным иском, согласно которому просит взыскать с Калиновского Алексея Станиславовича недоимку по: транспортному налогу с физических лиц: за период ДД.ММ.ГГГГ год, налог в размере <данные изъяты> рублей, пеня в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, за период ДД.ММ.ГГГГ, налог в размере <данные изъяты> рублей, пеня в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, на общую сумму <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
По смыслу ч. 6 ст. 289 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 32 КАС РФ, является исполнение административным истцом обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени и штрафов, а также соблюдения сроков обращения в суд.
Нормы Налогового кодекса РФ предусматривают обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации налоговыми органами своих административных властных требований к физическим лицам и организациям в сфере налоговых правоотношений, предусматривая обязательный досудебный порядок разрешения таких споров.
Исследовав материалы дела, суд установил, что в адрес административного ответчика Калиновского А.С. направлено налоговое требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Исходя из этого суд относительно заявленных Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области требований приходит к выводу о том, что досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в силу императивных норм федерального закона, однако, в нарушение приведенных законоположений в материалах дела отсутствуют сведения о соблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования административного спора.
Частью 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Пунктом 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 данного Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Приложение уведомления о вручении или иных документов, подтверждающих вручение административному ответчику копий административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций и приложенных к нему документов является обязательным в силу прямого указания, содержащегося в части 2 статьи 287 и в пункте 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из положений приведенных норм административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обращаясь в суд с административным иском в силу части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен представить документы, подтверждающие направление копий административного искового заявления и приложенных к нему документов участвующим в деле лицам, а также уведомление о вручении этой корреспонденции.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что при разрешении вопроса об исполнении административным истцом соответствующей процессуальной обязанности судье необходимо исходить из того, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов считаются доставленными (врученными) и, соответственно, требования изложенной нормы права соблюденными и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», и содержащей толкование положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (пункт 67).
Приложенная к административному иску копия почтового реестра о направлении административному ответчику его копии с приложенными документами ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о факте вручения административному ответчику копии административного искового заявления с документами.
Документов, свидетельствующих об уклонении административного ответчика от получения корреспонденции в отделении связи, Межрайонная ИФНС № 15 России по Самарской области не представлено.
Налоговый орган, осуществляющий в соответствии с федеральным законом функции контроля за уплатой обязательных платежей, относится к числу административных истцов, наделенных государственными полномочиями, которые в силу императивной нормы части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязаны представить в суд доказательства о вручении этим лицам копии административного иска и приложенных к нему документов. Таких доказательств Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области не представила.
Кроме того, в административном исковом заявлении указаны общие основания предъявления иска и нормы Налогового Кодекса, предусматривающие основания для взыскания. Однако не указаны конкретные сведения в отношении административного ответчика: вид имущества, на которое начислен налог, расчет суммы налога по каждому объекту налогообложения и пени, не указана формула расчета налога, что не позволяет проверить правильность исчисления и применяемую налоговую базу, не представлены сведения о наличии (отсутствии) льгот у административного ответчика. Приложенное к административному исковому заявлению требование не содержит сведений о налоговом периоде, а сумму недоимки отличается от заявленной в иске, вместе с тем, сведений о частичном погашении недоимки не представлено, не возможно установить в отношении какого имущества выставлено требование и за какой налоговый период.
Приложенное к административному иску определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения об отмене судебного приказа о взыскании недоимки по налогу по иску МИ ФНС РФ № 19 по Самаркой области, не указан налоговый период и сумма заявленная ко взысканию, копия заявления о выдаче судебного приказа не представлена в связи с чем не возможно установить порядок взыскания, сведений о правопреемстве не содержится ни в административном исковом заявлении ни в приложенных документах.
Кроме того, определением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Калиновскому А.С. о взыскании недоимки по налогам и пени было оставлено без движения, на основании указанных выше недостатков. Поскольку недостатки не были устранены, определением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Калиновскому А.С. было возвращено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В силу ч. 3 ст. 197 КАС РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196, 197 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области к Калиновскому А.С. о взыскании задолженности по налоговым сборам оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней с момента вынесения в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области.
Председательствующий: А.В. Сураева