Судебный акт #2 (Решение) по делу № 2-3855/2021 ~ М-2480/2021 от 02.04.2021

Производство № 2-3855/2021

УИД 28RS0004-01-2021-004000-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.

При секретаре Коваленко Е.Г.,

С участием представителя истца Ковалевой Н.В., представителя Тышкевич И.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимовой Н. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Ибрагимова Н.В. обратилась в суд с указанным заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), в обоснование заявленных требований указав, что истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 16.02.2021 года решением УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) истцу отказано в назначении пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа на дату обращения с заявлением. В подсчет специального стажа не были включены периоды отпуска по уходу за ребенком, нахождения на курсах повышения квалификации, работы в ООО ЛДЦ «Медлайн», периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. С указанным решением истец не согласна, полагала, что данные периоды подлежат включению в ее специальный стаж работы, и должны учитываться при назначении пенсии по старости.

На основании изложенного, истец Ибрагимова Н.В. просила суд признать незаконным решение УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 16.02.2021 года № 21183/2021; обязать УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить в льготный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10.07.1998 года по 30.09.2000 года, на курсах повышения квалификации с 07.09.2001 года по 22.10.2001 года, с 30.09.2006 года по 02.11.2006 года, периоды работы в должности врача в ООО «Лечебно-Диагностический Центр «Медлайн» с 16.04.2010 года по 08.11.2015 года, с 30.11.2015 года по 09.01.2020 года, с 09.11.2015 года по 29.11.2015 года; признать право на назначение пенсии; обязать УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) назначить трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью.

Будучи извещенной о месте и времени судебного заседания в него не явилась истец, сведений о причинах неявки суду не сообщила, обеспечила явку в судебное заседание своего представителя. Учитывая мнение представителя истца, представителя ответчика, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, суд определил рассматривать дело при данной явке.

В судебном заседании представитель истца на требования искового заявления настаивала, подробно указала на обстоятельства, изложенные в иске, указала, что Ибрагимова Н.В. работала официально, отчисления ее из заработной платы производились, в том числе в Пенсионный фонд, в связи с чем полагала, что решение ответчика об отказе Ибрагимовой Н.В. в назначении пенсии незаконно, просила требования искового удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика с исковыми требованиями Ибрагимовой Н.В. не согласился, в обоснование своих возражений указал, что истец 04.02.2021 года обратилась в УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) в назначении истцу пенсии было отказано, поскольку на дату подачи заявления у нее отсутствовал требуемый стаж работы. Специальный стаж работы Ибрагимовой Н.В. на дату подачи заявления составил 18 лет 02 месяца 11 дней. В специальный стаж истца не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения заработной платы и периоды работы в ООО «ЛДЦ «Медлайн». Указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж истца. Поскольку правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости не имеется, представитель ответчика просил в иске Ибрагимовой Н.В. отказать в полном объеме.

Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела до­казательства, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами, Ибрагимова Н.В. 04.02.2021 года обратилась в УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В соответствии с решением УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 16.02.2021 года № 21183/21 Ибрагимовой Н.В. в назначении пенсии было отказано, в связи отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения с заявлением. В специальный стаж истца не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения заработной платы в соответствии с п. 5 Постановления № 516, п. 5 Разъяснений Минтруда от 22.05.1996 года № 5, а также периоды работы в ООО «ЛДЦ «Медлайн», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком № 781 от 29.10.2002 года, индивидуальные сведения о периодах работы работодателем предоставлены без кода льготы.

Указанным решением установлено, что специальный стаж Ибрагимовой Н.В. на дату подачи заявления составил 18 лет 02 месяц 11 дней, в связи с чем в назначении досрочной пенсии истцу было отказано.

С указанным решением УПФР в г. Благовещенске (межрайонное) Ибрагимова Н.В. в части не включения в специальный стаж перечисленных периодов работы не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что данные периоды подлежат включению в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Рассматривая вопрос о правомерности не включения ответчиком в специальный стаж истца спорных периодов, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 года № 310-0, согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей ив иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Как следует из материалов дела, подтверждается трудовой книжкой Ибрагимовой Н.В. серии АТ-VII № ***, заполненной 01.09.1994 года, Ибрагимова Н.В. с 16.04.2010 года по 09.01.2020 года осуществляла трудовую деятельность в ООО «Лечебно-Диагностический Центр «Медлайн».

Рассматривая обоснованность исключения из специального стажа периодов работы в ООО «Лечебно-Диагностический Центр «Медлайн» с 16.04.2010 года по 08.11.2015 года, с 30.11.2015 года по 09.01.2020 года, суд приходит к следующим выводам.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066); Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464); Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее - Перечень N 1397).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Статьей 87 ГК РФ установлено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» под обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что указанные общества созданы в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», их основной целью является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

То обстоятельство, что указанные организации имели право осуществлять медицинскую деятельность, имели на это лицензию, правового значения не имеет, поскольку в рассматриваемом случае на законность оспариваемого решения влияет лишь организационно-правовая форма и (или) наименование соответствующего учреждения.

Поскольку Ибрагимова Н.В. в спорные периоды работала в ООО «Лечебно-Диагностический Центр «Медлайн», предметом деятельности которого является осуществление предпринимательской деятельности, в этой связи в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой.

Между тем, исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Ибрагимовой Н.В. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периода ее работы в указанном обществе, поскольку ООО «Лечебно-Диагностический Центр «Медлайн» по своей организационно-правовой форме являются коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Кроме того, согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов отказного пенсионного дела следует, что страховать ООО Лечебно-Диагностический Центр «Медлайн» представило сведения о стаже работы Ибрагимовой Н.В. без кода особых условий труда, при этом доказательств обратного стороной истца не приведено, материалы дела таковых не содержат.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО «Лечебно-Диагностический Центр «Медлайн» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, не отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также, принимая во внимание, что сведения о стаже работы Ибрагимовой Н.В. страхователем предоставлены без кода особых условий труда, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые оснований для включения в специальный стаж Ибрагимовой Н.В. периодов ее работы в должности врача в ООО «Лечебно-Диагностический Центр «Медлайн» с 16.04.2010 года по 08.11.2010 года, с 30.11.2015 года по 09.01.2020 года для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в связи с чем в данной части требований Ибрагимовой Н.В. надлежит отказать.

Рассматривая обоснованность не включения ответчиком в специальный стаж Ибрагимовой Н.В. времени отпуска без сохранения заработной платы в период с 09.11.2015 года по 29.11.2015 года, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются: время фактической работы; время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха; время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе; период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине; время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Судом установлено, стороной истца не оспаривалось и подтверждается материалами дела, что Ибрагимова Н.В. в период с 09.11.2015 года по 29.11.2015 года находилась в отпуске без сохранения заработной платы, что подтверждается справкой ГАУЗ АО «Детская городская клиническая больница» от 08.02.2018 года № 05.

Между тем, спорный период в специальный стаж засчитан быть не может, поскольку являлся отпуском без сохранения заработной платы, страховые взносы за этот период не уплачивались.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что у УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) имелись законные основания для не включения в специальный стаж периода, когда истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы, а, значит, исковые требования Ибрагимовой Н.В. в данной части удовлетворению не подлежат.

Рассматривая обоснованность исключения из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд приходит к следующему.

В соответствии со справкой, уточняющей занятость ГАУЗ Амурской области «Амурская областная клиническая больница», Ибрагимова Н.В. в периоды с 07.09.2001 года по 22.10.2001 года, с 30.09.2006 года по 02.11.2006 года находилась на курсах повышения квалификации.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 30, 31 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.ст. 3, 11, 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. пенсия назначается лицам, имеющим определенный страховой стаж, в течение которого им уплачивались страховые взносы.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы в силу п. 2 ст. 30 данного Федерального закона устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на до-срочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего, когда истец находилась на курсах повышения квалификации в период с 07.09.2001 года по 22.10.2001, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ, действовавшего, когда истец находилась на курсах повышения квалификации с 30.09.2006 года по 02.11.2006 года, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Постановлением Минтруда РФ от 15 июня 1995 года № 31 предусматривается, что за работниками предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности за время их обучения (профессиональной подготовки, переподготовки кадров, обучение вторым профессиям, повышение квалификации) с отрывом от работы сохраняется заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, усовершенствования являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В связи с изложенным суд полагает, что периоды работы, когда Ибрагимова Н.В. находилась на курсах повышения квалификации с 07.09.2001 года по 22.10.2001 года, с 30.09.2006 года по 02.11.2006 года, подлежат зачету в стаж работы по специальности при досрочном назначении истцу пенсии по старости и неправомерно не включены ответчиком в указанный стаж.

Рассматривая обоснованность исключения из специального стажа периода отпуска по уходу за детьми, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из справки, уточняющей занятость ГАУЗ Амурской области «Амурская областная клиническая больница», в период с 25.10.1988 года по 15.04.2010 года истец работала в ГАУЗ Амурской области «Амурская областная клиническая больница» в различных должностях, в период с 10.07.1998 года по 16.09.1999 года, с 17.09.1999 года по 16.03.2001 года находилась в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии до старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Статья 8 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определяет виды обеспечения по обязательному социальному страхованию, к которым относит и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выдаваемое в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком рассматривается как период получения пособия по уходу за ребенком в период временной нетрудоспособности и включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Однако, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 22.10.2009 г. N 49-В09-14, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".

Как следует из п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Учитывая, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Ибрагимовой Н.В. с 10.07.1998 года по 30.09.2000 года приходится на дату после 06 октября 1992 года, то зачету в специальный стаж истца, необходимый для назначения ей досрочной пенсии по старости, не подлежат по изложенным выше основаниям.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайоное) об отказе в назначении пенсии от 16.02.2021 года № 21183/21 в части включения в специальный стаж для назначения пенсии по льготным основаниям в связи с лечебной деятельностью периодов нахождения Ибрагимовой Н.В. на курсах повышения квалификации с 07.09.2001 года по 22.10.2001 года, с 30.09.2006 года по 02.11.2006 года, является незаконным, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность включить указанные периоды работы истца в ее специальный стаж.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку специального стажа Ибрагимовой Н.В. с учетом необоснованно не включенных в него ответчиком вышеуказанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, как на момент обращения в пенсионный орган, так и на момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом, не достаточно, оснований для признания за Ибрагимовой Н.В. права на назначение пенсии и, как следствие, возложения на ответчика обязанности назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ не имеется, в связи с чем суд полагает, что в удовлетворении исковых требований Ибрагимовой Н.В. о признании за ней права на назначение пенсии, возложении на УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) обязанности назначить страховую пенсию по старости надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ибрагимовой Н. В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 16.02.2021 года № 21183/21 об отказе в установлении (выплате) пенсии в части невключения Ибрагимовой Н. В. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 07.09.2001 года по 22.10.2001 года, с 30.09.2006 года по 02.11.2006 года.

Обязать УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить Ибрагимовой Н. В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07.09.2001 года по 22.10.2001 года, с 30.09.2006 года по 02.11.2006 года.

Ибрагимовой Н. В. в удовлетворении иска к УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) в остальной части о признании незаконным решения от 16.02.2021 года № 21183/21 в части невключения в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10.07.1998 года по 30.09.2000 года, работы в ООО Лечебно-Диагностический Центр «Медлайн» в должности врача с 16.04.2010 года по 08.11.2015 года, с 30.11.2015 года по 09.01.2020 года, с 09.11.2015 года по 29.11.2015 года, признании права на назначение пенсии, обязании назначить трудовую пенсию отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Фирсова

Решение изготовлено в окончательной форме 24 мая 2021 года.

2-3855/2021 ~ М-2480/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ибрагимова Наталья Викторовна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное)
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Фирсова Е.А.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #2 (Решение)
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее