Дело № 2- 293/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2021 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Свиридовой И.Г.,
с участием прокурора Пограничного района Приморского края Вторушина С.Ю.,
при секретаре Федореевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пограничного района Приморского края к администрации Пограничного муниципального округа, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Пограничная средняя общеобразовательная школа №2 имени Байко Варвары Филипповны Пограничного муниципального округа» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пограничного района Приморского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пограничного муниципального района, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Пограничная средняя общеобразовательная школа №2 имени Байко Варвары Филипповны Пограничного муниципального округа» (далее МБОУ « ПСОШ №2 ПМО ») об обязании администрации Пограничного муниципального округа Приморского края в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ « ПСОШ №2 ПМО» по адресу: <адрес> муниципального округа.
Обязании МБОУ « ПСОШ №2 ПМО» обеспечить здание МБОУ «ПСОШ №2 ПМО» в течение 3 (трех) месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Пограничного муниципального округа, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ « ПСОШ №2 ПМО»:
-охраной объектов (территорий ) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оснастить здания ручным или стационарным металлоискателем.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения установлено, что в МБОУ « ПСОШ №2 ПМО »не обеспечено следующее требование антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 3 категории, предусмотренное пп. «б», «д» п. 25 Требований: б) не обеспечена охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
д) объект (территория) не оснащена стационарными или ручными металлоискателями.
27.05.2021 прокуратурой района в адрес директора МБОУ « ПСОШ №2 ПМО »и главы администрации Пограничного муниципального округа внесены представления об устранении требований законодательства в рассматриваемой сфере, до настоящего времени нарушения антитеррористической защищенности объектов не устранены.
Выявленные факты влекут нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на обеспечение безопасности во время пребывания в учреждении, а также прав на охрану жизни и здоровья.
В судебном заседании истец прокурор района поддержал требования по доводам и обстоятельствам, указанным в иске.
Представитель администрации Пограничного муниципального округа по доверенности Ульянова Н.В. исковые требования признала в полном объеме, при этом просила суд предоставить администрации Пограничного МО осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений не в течении 6( шести), как просит истец, а в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления в законную сиу решения суда по уважительным причинам:
- бюджет Пограничного муниципального округа на 2021 год и плановый период 2022, 2023 гг уже утвержден в декабре 2020 года;
-бюджет Пограничного муниципального округа сформирован с учетом обеспечения действующих расходных обязательств и ограничения принятия новых обязательств;
-бюджет округа утвержден с дефицитом в 71, 5 млн. рублей, поэтому запланировать средства на мероприятия по охране общеобразовательных учреждений в данное время нет возможности из-за отсутствия дополнительных доходных источников;
- рассмотреть вопрос о включении в проект бюджета Пограничного муниципального округа на20232 год и плановый период 2012, 2024 гг расходов на антитеррористические мероприятия администрация МО может только в мае 2022 при распределении остатков средств бюджета округа на начало года.
Представитель МБОУ «Пограничная средняя общеобразовательная школа № 2 имени Байко Варвары Филипповны Пограничного муниципального округа» директор на основании прав по должности Жалнина И.А. исковые требования признала частично, также просила суд увеличить срок для исполнения решения с шести до девяти месяцев, при этом указав, что согласно договора розничной купли –продажи № 6 от 16 августа 2021 школа закупила у ИП Медведева металлодетектор стоимостью 5 000 руб. на спонсорские средства, что подтверждается Договором, Спецификацией и счет-фактурой, следовательно, по второму требованию соответчик фактически самостоятельно обеспечил здание школы стационарным металлоискателем.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации: устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно п. 24 и 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; по оборудованию на 1 -м этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию основных входов в здание, входящих в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями.
Пунктом 32 вышеназванных Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Как следует их п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения установлено, что в МБОУ « ПСОШ №2 ПМО » частично не обеспечено следующее требование антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 3 категории, предусмотренное пп. «б», «д» п. 25 Требований: б) не обеспечена охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в то время, как объект (территория) школы с 16 августа 2021 оснащена стационарными, ручными металлоискателями.
27.05.2021 прокуратурой района в адрес директора МБОУ « ПСОШ №2 ПМО »и главы администрации Пограничного муниципального округа внесены представления об устранении требований законодательства в рассматриваемой сфере, до настоящего времени нарушения антитеррористической защищенности объектов не устранены.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ч. 1 ст. 37 вышеназванного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
МБОУ « ПСОШ №2 ПМО »по организационно-правовой форме относится к бюджетным учреждениям 3 категории, по типу - к общеобразовательным учреждениям. Учредителем Образовательной организации и собственником её имущества является администрация Пограничного муниципального округа.
Принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения, при установленных фактах допущенных нарушений, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, руководствуясь приведенными выше нормами суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд находит приведенный довод ответчика об увеличении срока исполнения решения с шести до девяти месяцев заслуживающим внимания, на случай необоснованного неисполнения судебного акта, на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения ответчика, тем более что истец не возражал против увеличения срока для исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Пограничного района Приморского края удовлетворить частично.
Обязать администрацию Пограничного муниципального округа Приморского края в течение 9 (девяти ) месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ « ПСОШ №2 ПМО »по адресу: <адрес> муниципального округа.
Обязать МБОУ « ПСОШ №2 ПМО »обеспечить здание МБОУ « ПСОШ №2 ПМО »в течение 3 (трех) месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Пограничного муниципального округа, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ « ПСОШ №2 ПМО »:
-охраной объектов (территорий ) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судом 17 августа 2021.
Судья И.Г. Свиридова