Мотивированное решение составлено 15.10.2019 Дело № 2-590/2019
66RS0050-01-2019-000825-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск 10 октября 2019 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Аксёнова А.С.,
при секретаре судебного заседания Кулагиной Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгова А. А.ича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Североуральску о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Долгов А.А. обратился в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что его родители умерла и ДД.ММ.ГГГГ над ним установлено попечительство. Он проживал по адресу: <адрес> В семнадцатилетнем возрасте попал в места лишения свободы, в воспитательной колонии право на получение жилье ему не разъясняли. Узнав о данном праве, он обращался в органы социальной политики, но ему было отказано, поскольку на момент обращения достиг возраста 23-х лет. Жилья на праве собственности, по договору социального найма, пригодного для проживания не имеет. В настоящее время отбывает наказание. Просит возложить на ответчика обязанность принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Истец Долгов А.А. о месте, времени и дате разбирательства дела извещен в установленном порядке, отбывает наказание по приговору Североуральского городского суда. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит специального положения об осуществлении права на личное участие в рассмотрении гражданского дела лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, содержащихся в местах содержания под стражей. Действующее законодательство не предусматривает доставку (этапирование) осужденных в судебное заседание по рассмотрению гражданского иска в гражданском процессе. Представителя в судебное заседание истец не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры свердловской области, извещенное надлежащим образом о месте, времени и дате рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило. Представлен отзыв, из которого следует, что впервые Долгов А.А. обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Североуральску после достижения возраста 23 лет. В качестве основной причины, воспрепятствовавшей встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, называет отбывание наказания в воспитательной колонии. Однако отбывание истцом наказания с 2005 года по настоящее время не являлось непрерывным и не исключало возможности обращения его с заявлением в установленном порядке о принятии на учет в качестве нуждающегося. Нормативные акты носят публичный характер и доступны для ознакомления всем гражданам. Просит в иске отказать и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчик государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» извещенное надлежащим образом о месте, времени и дате рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило. Представлен отзыв, из которого следует, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Истцом не названо объективных и исключительный причин, препятствовавших ему обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренные законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет. Просит в иске отказать и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчик Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Североуральску, извещенный надлежащим образом о месте, времени и дате рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил. Представлен отзыв, из которого следует, что в 2013 году Управлению из Администрации Североуральского городского округа переданы функции по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Учетного дела истца в числе переданных учетных дел, из Администрации Североуральского городского, не было.
До 04.04.2019 постановка на учет осуществлялась на основании Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», в соответствии с которым, Долгов А.А. не мог обратиться в Управление с заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как в 2013 году Долгову А.А. исполнилось 25 лет. С 04.04.2019, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, включаются в список в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397, в соответствии с которым истец имеет право на обращение в Управление с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приложив к заявлению необходимый пакет документов, указанный в п. 7 Порядка.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив доводы иска и возражений на него, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы муниципального образования город Североуральск № 801 от 05.07.2004 установлено попечительство над несовершеннолетним Долговым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также за Долговым А.А. закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес> до достижения им 18-летнего возраста. Из постановления следует, что родители истца ФИО2 и ФИО3 умерли ДД.ММ.ГГГГ.
01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ).
На основании пунктов 1-3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Согласно п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Соответственно, порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 15-ФЗ) действие положений ст. 8 Закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая была введена в действие с 01.01.2013, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее по тексту – Правила).
Согласно п. 2 Правил, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее – орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил, в список, в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно п. 4 Правил, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают, в том числе, лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 года, не были обеспечены жилыми помещениями по Закону № 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Законом № 15-ФЗ с 1 января 2013 года, независимо от возраста указанных лиц.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП, обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложена на Управление социальной политики.
По смыслу положений части 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
Доказательства, подтверждающие факт обращения истца с заявлением в орган социальной политики в деле отсутствуют. Управлением социальной политики в отзыве на иск указано, что учетного дела истца в числе переданных учетных дел из Администрации Североуральского городского не было.
В соответствии с п. 7 Правил, к заявлению о включении в список заявителем прилагаются следующие документы: копия свидетельства о рождении, копия паспорта гражданина Российской Федерации, копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии), копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя, копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя), копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренный законом заявительный характер обращения по спорному вопросу истцом не соблюден, вследствие чего основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Истец не лишен права обратиться в Управление социальной политики по г. Североуральску с соответствующим заявлением для реализации своих жилищных прав, если полагает их нарушенными, с учетом положений, предусмотренных вышеназванными Правилами.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.