Дело № 2-1368/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Петропавловск-Камчатский городской суд <адрес> в составе
Председательствующего судьи Барышевой Т.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителей истца ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социального развития и труда <адрес> к ФИО2 о взыскании денежных средств по социальному контракту, пени за просрочку выполнения обязательства,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство социального развития и труда <адрес> (далее – Министерство) обратилось в суд с иском (с учетом уточнения) к ФИО2 о взыскании денежных средств в размере 72600 руб. в счет возврата социальной выплаты, полученной по социальному контракту, на развитие личного подсобного хозяйства, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2575 руб. 48 коп.
В обоснование исковых требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства в размере 72600 руб., денежные средства переведены на лицевой счет ФИО2 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № 1495056, контракт заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с условиями социального контракта ответчик обязан предоставить в Министерство платежные документы, подтверждающие расходование денежной выплаты по социальному контракту. На основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ срок социального контракта продлен до ДД.ММ.ГГГГ, а срок предоставления ответчиком отчета по нему до ДД.ММ.ГГГГ. По окончанию оговоренного срока отчет о расходовании денежной выплаты ответчиком представлен не был. Направленные ФИО2 письма о необходимости предоставления отчета о расходовании денежной выплаты в установленный срок ответчиком не исполнены. В связи с чем Министерством принято решение о расторжении с ФИО2 социального контракта, о чем ответчик уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени указанные требования ответчиком не исполнены. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ период просрочки возврата в краевой бюджет денежной выплаты по социальному контракту, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составлял 129 дней, на основании произведенного расчета сумма пени составляет 2575 руб. 48 коп.
Представители истца Министерства социального развития и труда <адрес> ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения периода образования задолженности по пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик ФИО2 о времени и месте судебного заседания извещен, участия в судебном заседании не принимал, возражения на исковое заявление, ходатайства в суд не представил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта», а также Распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 484-РП утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта (далее – Порядок).
В соответствии с п. 4 Порядка государственная социальная помощь малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) на основе социального контракта) выделяется из средств краевого бюджета.
Оказание государственной социальной помощи малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) на основе социального контракта осуществляется в виде материальной помощи: 1) ежемесячного социального пособия; 2) единовременной материальной помощи (п. 5 Порядка).
Согласно п. 13 Порядка социальный контракт между получателем государственной социальной помощи на основе социального контракта и Министерством заключается после принятия Комиссией по социальным вопросам Министерства социального развития и труда <адрес>, утвержденная Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № 217-п (далее – Комиссия) решения об оказании малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) государственной социальной помощи на основе социального контракта. Обязательным приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации, которая разрабатывается Министерством в целях повышения качества жизни малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), преодоления трудной жизненной ситуации и выхода на самообеспечение, в каждом случае индивидуально.
Государственная социальная помощь, полученная малоимущей семьей (малоимущим одиноко проживающим гражданином), заключившей (заключившему) социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту, в том числе на развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и др.); организацию индивидуальной предпринимательской деятельности; расходы на ремонт жилища, хозяйственных построек; иные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом (п. 16 Порядка).
В силу п. 15 Порядка государственная социальная помощь предоставляется малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину), заключившей (заключившему) социальный контракт, краевым государственным казенным учреждением «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», подведомственным Министерству, на лицевой счет в кредитном учреждении, указанном в заявлении об оказании материальной помощи.
Пунктом 18 Порядка установлено, что государственная социальная помощь должна быть использована малоимущей семьей (малоимущим одиноко проживающим гражданином), заключившей (заключившим) социальный контракт, не позднее шести месяцев с момента ее получения. Срок социального контракта может быть продлен по решению Комиссии в случае невыполнения мероприятий программы по социальной адаптации по независящим от малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) причинам (болезнь, иные заслуживающие внимания обстоятельства).
В случае нарушения обязанностей по социальному контракту полученная сумма возмещается малоимущей семьей (малоимущим одиноко проживающим гражданином), заключившей (заключившим) социальный контракт, в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу положений пункта 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно ч. 1 чт. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В судебном заседании установлено, что на заседании Комиссии по социальным вопросам Министерства социального развития и труда <адрес>, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № 5/1, принято решение об оказании социальной государственной помощи на основе социального контракта ФИО2 в размере 72600 руб. на развитие личного подсобного хозяйства (л.д. 8, 9).
ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа Министерства социального развития и труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 32-п, между Министерством и ФИО2 (Заявитель) заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи, предметом которого является сотрудничество между Министерством и Заявителем по реализации программы социальной адаптации в целях развития подсобного хозяйства (строительство сарая для содержания скота) и выхода на самообеспечение (л.д. 10-11, 15).
В соответствии с п. 4.1 социального контракта размер государственной социальной помощи составляет 72600 руб.
Пунктом 7 социального контракта определен срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продленный дополнительным соглашением по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14, 17-20).
Согласно программе социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, в План мероприятий по социальной адаптации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ входит приобретение строительных материалов и строительство сарая для содержания скота (л.д. 12).
Денежная сумма в размере 72600 руб. перечислена на лицевой счет ФИО2, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16).
Условиями социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Заявитель взял на себя обязательства предоставить в Министерство: отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации; в срок до 3-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расходы, – чеки, счета, квитанции, договоры и другие документы, подтверждающие расходование денежной выплаты по социальному контракту; в течение 10 календарных дней после даты окончания реализации программы социальной адаптации – итоговый отчет о расходовании денежной выплаты по социальному контракту (пп. 3 п. 3.2 социального контракта).
Подпунктом 6 пункта 3.2 социального контракта предусмотрено, что в случае, если Министерством установлено нецелевое расходование денежных средств, полученных по договору, несоблюдение сроков предоставления отчетов о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и иных отчетных документов, расторжение социального контракта по инициативе получателя социальной помощи, Заявитель обязан в 10-дневный срок возвратить в краевой бюджет денежные средства, полученные по договору.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Министерство уведомило ФИО2 о необходимости представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчет о расходовании денежной выплаты (чеки, квитанции, счета и иные документы, подтверждающие расходование денежной выплаты по социальному контракту). Согласно отметкам на уведомлении о вручении, указанные письма вручены ФИО2 лично ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно (л.д. 21, 22).
В силу статей 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО2 представлены документы, подтверждающие расходование денежной выплаты по социальному контракту в размере 72600 руб., суду не представлено.
Принимая во внимание положения вышеназванных норм материального права, а также конкретные обстоятельства по делу, учитывая, что свои обязательства по социальному контракту ФИО2 в установленный социальным контрактом и дополнительным соглашением срок не исполнил, суд приходит к выводу, что требования Министерства социального развития и труда <адрес> о взыскании денежных средств в размере 72600 руб. в счет возврата социальной выплаты, полученной по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 5.2 социального контракта в случае непредоставления в оговоренные сроки отчета о расходовании денежной выплаты, установлении нецелевого расходования выплаты по социальному контракту, Министерство вправе потребовать уплату неустойки (пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки возврата в краевой бюджет денежной выплаты по социальному контракту, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства, установленного социальным контрактом, в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от суммы выделенной денежной выплаты на день ее уплаты.
Поскольку ответчик не предоставил в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчет о расходовании денежной выплаты, полученной по социальному контракту, то неустойка (пени) подлежит начислению со дня окончания срока исполнения обязательства – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с представленным истцом расчетом пени, размер подлежащей взысканию в пользу истца неустойки за период просрочки в осуществлении денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (129 дней) составил 2575 руб. 48 коп. из расчета установленной указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № 2873-у процентной ставки рефинансирования в размере 8,25 % годовых.
Проверив представленный истцом расчет пени, суд находит его правильным, поскольку он произведен в соответствии с законодательством и условиями договора, не содержит арифметических ошибок.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд, удовлетворяя требования Министерства на сумму 75175 руб. 48 коп. (72600 + 2575,48), на основании ст. 103 ГПК РФ, 61.2 БК РФ взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в размере 2455 руб. 26 коп.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Министерства социального развития и труда <адрес> удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства социального развития и труда <адрес> денежные средства в размере 72600 руб. в счет возврата социальной выплаты, полученной по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2575 руб. 48 коп., а всего взыскать 75175 руб. 48 коп.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 2455 руб. 26 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.В. Барышева
Оригинал решения находится в материалах дела Петропавловск-Камчатского городского суда <адрес> № 2-1368/2015.
Копия верна
Председательствующий Т.В. Барышева