Гр.дело № 2-545/2021
61RS0053-01-2021-000793-62
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2021 года г. Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохорова И.Г.
при секретаре Угловой М. Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Новозолотовского сельского поселения, третье лицо Администрация Семикаракорского района Ростовской области, об обязыва- нии устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопас- ности дорожного движения-разработать и утвердить проект организации дорожного движения на дорогу по пер.Северный в станице Новозолотов- ской, в течении 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу, разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию дороги по переулку Северный в станице Новозолотовская Семикаракорского района, в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Семикаракорского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Адми- нистрации Новозолотовского сельского поселения, об обязывании устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения-разработать и утвердить проект организации дорожного движения на дорогу по пер.Северный в станице Новозолотовской, в течении 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу, разработать проектно-смет- ную документацию на реконструкцию дороги по переулку Северный в ста- нице Новозолотовская Семикаракорского района, в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обосновав заявленные требования следующим образом.
Прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области по коллективному обращению жителей станицы Новозолотовской о ненадле- жащем содержании дороги по переулку Северный проведена проверка. В ходе проверки было установлено, что на территории станицы Новозолотов- ской по пер.Северный находится автомобильная дорога протяженностью 1270 метров находящаяся в безвозмездном пользовании Администрации Новозолотовского сельского поселения. Соглашением от 7 декабря 2020 года, Администрацией Семикаракорского района Администрации Новозоло- товского сельского поселения переданы полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Новозолотовского сельского поселения. В рамках данного соглашения к администрации поселения перешли полномочия по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Новозолотовского сельского поселения, в том числе в отношении дороги по пер.Северный в станице Новозолотовской. Протяженность дороги по переулку Северный составляет 1270 метров, на всем протяжении дорога не имеет твердого покрытия (грунтовая автомобильная дорога), в связи с выпадением осадков –в виде дождя, а также от проезда транспортных средств по автомобильной дороге в зимнее-весенний период на дороге образовались колеи глубиной 20—30 см., также имеют место многочисленные просадки грунта, что противоречит требова- ниям п.5.2.4 ГОСТ Р 50 597-2017 и свидетельствует о том, что дорога не соответствует требованиям безопасности; на данной дороге отсутствуют технические средства организации дорожного движения ( дорожные знаки, ограждения и т.д.). Выявленные недостатки, а также отсутствие проекта организации дорожного движения по данному переулку может привести к дезорганизации автомобильного движения, что в свою очередь может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий, и соответственно создает угрозу жизни и здоровью граждан. По результатам проведенной проверки, 29 марта 2021 года прокуратурой района Главе администрации поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Однако, несмотря на меры прокурорского реагирования, Администрацией Новозолотовского сельского поселения не разработана проектно-сметная документация на реконструкцию дороги по переулку Северный в станице Новозолотовская Семикаракорского района, а также не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения на дорогу пол данному переулку, в связи с чем, прокурор Семикаракорского района обратился в суд.
Представитель прокуратуры Семикаракорского района-Мельник Д.М. в судебном заседании, состоявшемся 12 июля 2021 года, требования проку- рора поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила суд об обязывании Администрации Новозолотовского сельского поселения устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения-разработать и утвердить проект организации дорожно- го движения на дорогу по пер.Северный в станице Новозолотовской, в течении 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу, а также разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию дороги по переулку Северный в станице Новозолотовская Семикаракорского района, в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика- Администрации Новозолотовского сель- ского поселения-Копанцева Л.И. исковые требования прокурора района признала в полном объеме. Пояснив, что дорога по переулку Северный в станице Новозолотовская Семикаракорского района, находится в границах поселения, и администрация поселения осуществляет полномочия по дорожной деятельности в отношении этой дороги. По результатам проведенной прокуратурой района проверки в её адрес было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Администрацией Новозоло- товского сельского поселения, предприняты меры направленные на устра- нение выявленных прокуратурой нарушений, так, на сегодняшний день заключен договор на проектно-изыскательские работы для определения стоимости реконструкция автодороги по пер.Северный, заключен муниципальный контракт на разработку проектов организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования, в том числе и на дорогу по пер.Северный, в силу чего администрации будет достаточно 4 месяца для разработки и утверждения проекта организации дорожного движения достаточно, и 8 месяцев для разработки проектно-сметной документации на реконструкцию дороги по переулку Северный в станице Новозолотовская Семикаракорского района.
Представитель третьего лица-Администрация Семикаракорского района Ростовской области в судебное заседание, состоявшееся 12 июля 2021 года, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени его проведения, не прибыл, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем, в силу требований части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца- прокуратуры Семикаракорского района-Мельник Д.М., представителя ответчика Администрации Новозоло- товского сельского поселения-Копанцеву Л.И., исследовав материалы дела приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В пункте 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность – это деятельность по проекти- рованию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятель- ности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В пункте 5 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17,19 (за исключением исполь- зования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с граждан- ским законодательством Российской Федерации решения о сносе самоволь- ной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требования- ми), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи)
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов ( части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Как следует из требований пункта 6 части 1 статьи 2 Устава Муниципального образования "Новозолотовское сельское поселение" к вопросам местного значения Новозолотовского сельского поселения отно- сится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Ново- золотовского сельского поселения (л.д.85-88).
В судебном заседании из выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования "Семикаракорский район", установлено, что правообладателем дорога протяженностью 1270 м., начало объекта пер. Северный 6,конец -пер.Северный, 38 ст-ца Новозолотовская Семикаракорского района Ростовской области является муниципальное образование "Семикаракорский район" (л.д.69).
24 декабря 2018 года, между Администрацией Семикаракорского района и Администрацией Новозолотовского сельского поселения заключен договор безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Семикаракор- ский район", по которому в безвозмездное пользование Администрации Новозолотовского сельского поселения переданы дороги, в том числе дорога протяженностью 1270 м., начало объекта пер.Северный 6, конец -пер. Северный,38 ст-ца Новозолотовская Семикаракорского района Ростовской (л.д.42-52).
10 января 2019 года, Администрацией Семикаракорского района представителю Администрации Новозолотовского сельского поселения по акту приема -передачи переданы дороги и земельные участки в границах Новозолотовского сельского поселения, в том числе дорога протяжен- ностью 1270 м., начало объекта пер.Северный 6, конец-пер.Северный, 38 ст-ца Новозолотовская Семикаракорского района Ростовской (л.д.53-59).
В дальнейшем, 7 декабря 2020 года, между Администрацией Семикара- корского района и Администрацией Новозолотовского сельского поселения подписано соглашение о передачи части полномочий по осуществлению вопросов местного значения по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Новозолотовского сельского поселения.
В силу требований пункта 1.1 соглашения Администрация района передает, а Администрация поселения принимает и осуществляет полномо- чия, перечисленные в пункте 2 Настоящего соглашения, а именно полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (л.д.91-93).
1февраля 2021 года, между Администрацией Семикаракорского района и Администрацией Новозолотовского сельского поселения подписано дополнительное соглашение, которым пункт 2.1.1 Соглашения от 7 декабря 2020 года изложен в следующей редакции: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, проведение инженерных изысканий, специального обследования, разработка проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт, прохождение экспертизы проектной документации, межевание земельных участков, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законо- дательством Российской Федерации (л.д.94-95).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что дорога протяженностью 1270 м., начало объекта пер.Северный 6, конец-пер. Северный, 38 ст-ца Новозолотовская Семикаракорского района Ростовской находится в безвозмездном пользовании Администрации Новозолотовского сельского поселения, как следствие этого, с учетом требований действующего законодательства, соглашений подписанных Администрацией района и Администрацией поселения, именно администрация Новозоло- товского сельского поселения осуществляет дорожную деятельность в отношении данной дороги.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу требований части 1статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог,а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается норматив-ными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами ( часть 2 статьи 17 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно требований части 3 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В п.2 Квалификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 указано, что классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
При проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений могут выполняться отдельные работы по ремонту и содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние (п.2.1 Квалификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог)
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Квалификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в прочие работы по содержанию входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
В силу требований части 1 статьи 21Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ ) мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осу- ществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
Согласно требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В пункте 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 указано, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В силу требований п.6.2.1. ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Письма МВД РФ от 02 августа 2006 года № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07 августа 2006 года № 01-29/5313) ( далее Порядок).
В силу требований пункта 1.1 указанного Порядка проект организации дорожного движения (далее - ПОДД) разрабатывается на основании пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года.
Заказчиком проект организации дорожного движения являются: для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами ( п.1.4 Порядка).
Согласно требований пункта 2.2 Порядка техническое задание на проектирование составляется и утверждается заказчиком.
Проект организации дорожного движения должен содержать:
титульный лист; введение; схемы расстановки технических средств органи- зации дорожного движения; эскизы знаков индивидуального проекти- рования; схемы расстановки оборудования на светофорных объектах; ведомость размещения средств организации дорожного движения; ведомость устройства электроосвещения, автобусных остановок, пешеходных дорожек и пешеходных переходов в разных уровнях (п.3.2 Порядка).
Проект организации дорожного движения подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России: для автомобильных дорог ниже V категории субъектов Российской Федерации, ведомственных и частных автомобильных дорог муниципального значения - службой дорожной инспекции отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел городов, районов ( пункт 5 Порядка)
Таким образом, с учетом требований пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, с частью 3 статьи 15, пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вопрос о разработке Проекта организации дорожного движения на территориях муниципальных образованиях относится к компетенции администрации сельского поселения.
Постановлением Правительства Ростовской области № 945 от 4 октября 2012 года утвержден Порядок организации и финансирования из областного бюджета работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, выполнению мероприятий по благоустройству террито- рии, а также ремонту автомобильных дорог, который устанавливает единые условия организации работ, определения стоимости и расчетов за выполненные работы, предоставленные услуги по строительству, рекон- струкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, проектированию объектов, за выполнение мероприятий по благоустройству территории, финансируемых из областного бюджета, включая субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам, средства резервного фонда Правительства Ростовской области, а также субсидий, предоставляемых из федерального бюджета и Инвестиционного фонда Российской Федерации на осуществление бюджетных инвестиций (далее – средства областного бюджета).
Настоящим Порядком определено, что главный распорядитель средств областного бюджета – это орган исполнительной власти Ростовской области, на который в установленном порядке возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета; заказчик – это орган местного самоуправления (муниципальный заказчик), министерство транспорта Ростовской области (для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения), предприятие (учреждение), обеспечивающие осуществление проведения строительного контроля и другие функции, связанные с организацией строительства, реконструкции, капитального ремонта, выполнения мероприятий по благоустройству территории и ремонта автомобильных дорог, финансируемых из областного бюджета.
В силу требований п. 2.1 Порядка разработка проектной (сметной – для капитального ремонта, при котором не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, а также для выполнения мероприятий по благоустройству территории, в случаях, если подготовка проектной документации не является обязательной и не разрабатывалась по инициативе заказчика) документации осуществляется на: строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, выполнение мероприятий по благоустройству территории и ремонт автомобильных дорог областной собственности за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете; строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, выполнение мероприятий по благоустройству территории и ремонт объектов муниципальной собственности за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах муниципальных образований Ростовской области, за счет субсидий для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам, а также за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области.
Проектная документация должна соответствовать требованиям законодательства в области градостроительной деятельности, нормативным актам в области проектирования и строительства, а также заданию на проектирование ( п.2.2 Порядка).
Как следует из материалов дела, на основании письменного обращения жителей станицы Новозолотовской Семикаракорского района по вопросу осуществления ремонта аварийного участка дороги, расположенной по переулку Северный в станице Новозолотовской ( л.д.12-13), прокуратурой Семикаракорского района была проведена проверка состояния улично-дорожной сети по переулку Северный в станице Новозолотовской, с привлечением сотрудников Отдела МВД России по Семикаракорскому району, в ходе проведения которой было установлено, что на всем протяжении ( 1270 метров) автомобильная дорога не имеет твердого покрытия ( грунтовая автомобильная дорога), в связи с выпадением осадков в виде дождя, а также от проезда транспортных средств по автомобильной дороге в зимне-весенний период на дороге образовались колеи глубиной 20-0 см., а также многочисленные просадки грунта, что затрудняет движение транспортных средств. Технические средства органи- зации дорожного движения отсутствуют (дорожные знаки, ограждения и т.д.). На автомобильной дороге требуется принятие мер для ликвидации недостатков в виде грейдирование дорожного покрытия проезжей части дороги (л.д.18).
Недостатки выявленные в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги отражены в акте от 23 марта 2021 года, составленном Государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Семикаракорскому району Тимченко А.Р. (л.д.20), а также в фототаблице к данному акту (л.д.21-22).
Как следует из сообщения главы администрации Новозолотовского сельского поселения на требование прокурора, по состоянию на 23 марта 2021 года отсутствует проект организации дорожного движения на дорогу протяженностью 1270 м., по пер.Северный в ст-це Новозолотовская Семикаракорского района Ростовской, администрацией поселения плани- руется направление на согласование в Министерство Ростовской области запроса на проведение аукциона по разработке проектно-сметной докумен- тации на реконструкцию внутрипоселковых дорог, в том числе по пер. Северный (л.д.75-76).
29 марта 2021 года, прокурором района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, выявленных в ходе проведенной проверки, содержа- щее требование о принятии мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства ( л.д.60-66).
В судебном заседании, из пояснений представителя ответчика Адми- нистрации Новозолотовского сельского поселения –Копанцевой Л.И. установлено, что на дату судебного разбирательства проектно-сметная документация на реконструкцию дороги по переулку Северный в станице Новозолотовская Семикаракорского района также не разработана, проект организации дорожного движения на дорогу по пер.Северный в станице Новозолотовской также не разработан и не утвержден.
При этом, в судебном заседании установлено, что 21 июля 2021 года, Администрацией Новозолотовского сельского поселения заключен муници- пальный контракт на изготовление расчета стоимости реконструкции внутрипоселковой автомобильной дороги по пер.Северный в станице Новозолотовской, срок выполнения работ- 2 августа 2021 года (л.д.114-117); 9 июля 2021 года, Администрацией поселения заключен муниципальный контракт на разработку проектов организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования местного значения станицы Новозолотовской Семикаракорского района Ростовской области, срок выполнения работ- 30 сентября 2021 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что нарушения требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, выявленные в ходе проверки проведенной прокуратурой района, администрацией Новозолотовского сельского поселения в полном объеме не устранены.
Отсутствие проекта организации дорожного движения на дорогу по пер. Северный в станице Новозолотовской, а также не проведение реконструкции данной дороги может привести к нарушению безопасности дорожного движения и угрозе жизни и здоровью граждан, является нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, что противоречит интересам государства и общества, т.к. создают реальную угрозу для здоровья и безопасности неопределенного круга лиц. В силу вышеизложенного, требования прокурора района об обязывании Админист- рации Новозолотовского сельского поселения устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно разработать и утвердить проект организации дорожного движения на дорогу по пер.Северный в станице Новозолотовской, а также разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию данной дороги подлежат удовлетворению.
Рассматривая вопрос об установлении сроков необходимых для разработки проектно-сметной документации на реконструкцию дороги, для разработки и утверждения проекта организации дорожного движения суд исходит из следующего.
Проект организации дорожного движения разрабатывается и утверждается в установленном порядке на основании пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федеральным законом от 10 января 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пункта 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160.
Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта организации дорожного движения, проекта строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений вытекает также из содержания пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правитель- ства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2009 года № 928 "Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения" и других нормативных правовых актов.
Письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 августа 2006 года № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07 августа 2006 года № 1-29/5313 утвержден порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах; Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Указанные документы не являются нормативными правовыми актами и носят рекомендательный характер.
Вместе с тем, при возложении законом на органы местного самоуправления поселения вопросов организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, при отсутствии нормативного регулирования сроков и порядка разработки и утверждения Проектов, по мнению суда, при совершении указанных действий целесообразно придерживаться рекомендаций, содержащихся в выше приведенных документах, из содержания которого следует, что разработка Проекта организации дорожного движения осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки; Проектная документация и результаты инженерных изысканий при реконструкции подлежат государственной (негосударственной) экспертизе в соответствии с действующим законодательством, проверке на достоверность определения сметной стоимости в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Ростовской области от 20.10.2011 № 70 "О достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства"
Рекомендательный характер вышеуказанных разъяснений и отсутствие четко установленных нормативными правовыми актами сроков разработки Проекта организации дорожного движения, проектно -сметной документации на реконструкцию дороги, не освобождает ответчиков от исполнения возложенной на них законом обязанности в разумный срок.
Вопросы обеспечения, в том числе, безопасности населения не могут быть поставлены в зависимость от наличия достаточного финансирования. В частности, в силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом отсутствие проекта организации дорожного движения на дорогу по пер. Северный в станице Новозолотовской, а также не проведение реконструкции данной дороги создает условия для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных статьей 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а именно, принципов приоритета жизни и здоровья граждан, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, что недопустимо.
Прокурор Семикаракорского района просит суд предоставить Адми- нистрации Новозолотовского сельского поселения предоставить 4 месяца со дня вступления решения в законную силу для разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на дорогу по пер.Северный в станице Новозолотовской, и 8 месяцев- для разработки проектно-сметной документации на реконструкцию данной дороги.
При отсутствии возражений со стороны представителя ответчика относительно заявленных прокурором сроков, суд исходя из требований разумности и объективной возможности исполнения решения суда, учитывая, что исполнение решения суда должно осуществляться в рамках действующего законодательства, с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", считает возможным установить ответчику 4 месячный срок со дня вступления решения в законную силу- для разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на дорогу по пер.Северный в станице Новозолотовской, 8 месячный срок со дня вступления решения в законную силу- для разработки проектно-сметной документации на реконструкцию дороги по переулку Северный в станице Новозолотовская Семикаракорского района.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок, в том числе доказательства отсутствия у ответчика необходимых денежных средств. При этом ответчик не лишен возможности поставить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому правовых оснований, который подлежит разрешению в порядке статей 203 и 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Семикаракорского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Новозолотовского сельского поселения, третье лицо Администрация Семикаракорского района Ростовской области, об обязывании устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения-разработать и утвердить проект организации дорожного движения на дорогу по пер.Северный в станице Новозолотовской, в течении 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу, разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию дороги по переулку Северный в станице Новозолотовская Семикаракорского района, в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу- удовлетворить в следующем объеме.
Обязать Администрацию Новозолотовского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области разработать и утвердить проект организации дорожного движения на дорогу по пер.Северный в станице Новозолотовской, в течении 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию Новозолотовского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию дороги по переулку Северный в станице Новозолотовская Семикаракорского района, в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2021 года