Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2017 года г.Зеленокумск
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сенцова О.А.,
с участием: истца - Шкаевой Л.И.,
представителей ответчика - АМО Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края Крушинского П.С. и Шевлюга М.Е. по доверенностям,
представителя третьего лица - ГУ МЧР России по Ставропольскому краю Бойко Н.С. по доверенности,
представителя третьего лица - Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю, территориальное подразделение по вопросам миграции - Отделение по вопросам миграции отдела МВД России по Советскому району Назаровой Е.А. по доверенности,
при секретаре - Щиголевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда гражданское дело по иску Шкаевой Л.И. к администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края, министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании за нею права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Советском районе и включении в списки на оказание гражданам единовременной материальной помощи и финансовой за частично утраченное имущество,
У с т а н о в и л :
Шкаева Л.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края, министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании за нею права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Советском районе и включении в списки на оказание гражданам единовременной материальной помощи и финансовой за частично утраченное имущество, ссылаясь на то, что она постоянно проживает в домовладении по адресу: с.<адрес> собственниками которого по 1/2 доли являются она и ее супруг Шкаев А.И.
В период с 25 мая 2017 года по 28 мая 2017 года на территории Советского муниципального района Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, вызванная обильным выпадением осадков и как следствие затоплением жилых домов и приусадебных участков, в результате чего ее имущество было затоплено и повреждено. ДД.ММ.ГГГГ в целях получения единовременно материальной помощи как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации в размере 10000 рублей и финансовой помощи и в размере 50000 рублей за частичную утрату имущества она обратилась в администрацию муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района, представив необходимый пакет документов, однако ей было отказано в связи с отсутствием у неё регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, подвергшемуся затоплению. С учетом невозможности разрешения данного спора во внесудебном порядке она обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит суд признать её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место на территории муниципального образования села Солдато-Александровское Советского района Ставропольского края в период с 25 по 28 мая 2017 года, обязать администрацию муниципального образования села Солдато-Александровское Советского района Ставропольского края включить её в список граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, в список граждан на оказание гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец Шкаева Л.И. доводы, изложенные в исковом заявлении и исковые требования поддержала, просит суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что она постоянно проживает с супругом по указанному адресу, снятие с регистрационного учета и регистрация в Ленинградской области была вызвана необходимостью получения квалифицированной медицинской помощи, в связи с тяжелым заболеванием.
Представители ответчика администрации муниципального образования села Солдато-Александровское Советского района Борозенец А.Г., Крушинский П.С. и Шевлюга М.Е. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований истца.
Представитель ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, о чем имеется ходатайство, также представил отзыв на исковое заявление
Третьи лица - представитель ГУ МЧР России по Ставропольскому краю по доверенности Бойко Н.С., представитель Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю, территориальное подразделение по вопросам миграции - Отделение по вопросам миграции отдела МВД России по Советскому району Назарова Е.А. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований Шкаевой Л.И.
В соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Заслушав доводы сторон, изучив отзыв ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Шкаевой Л.И. законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7 часть, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1).
В развитие указанных Конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно преамбуле данного Федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ, установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» и постановления администрации Советского муниципального района от 24 мая 2017 года № 389 «О введении режима чрезвычайной ситуации функционирования Советского районного звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» и режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края», на территории муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок в период времени с 24 мая 2017 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению администрации МО Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края № 134 от 14.06.2017 года «Об утверждении перечня домовладений, земельных участков сельхозназначения, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации» в результате чрезвычайной ситуации часть жилых домов, расположенных на территории села с.Солдато-Александровское, включая квартиру № 3 в доме № 1 по ул.Заречной, были подтоплены и имущество лиц, в них проживающих было утрачено (повреждено).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов «а» и «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» целью которого согласно его статье 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации указанного выше краевого Закона на территории Ставропольского края разработан и утвержден приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 «Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге/супругу, детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае».
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека подпункт «г»; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100.000 рублей (пункт 2 Правил).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно главе 2 указанных Рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Таким образом, из системного толкования указанных выше нормативных предписаний следует, что, во-первых, законодатель разводит такие понятия как единовременная материальная помощь ограничивая ее размер 10000 рублей, и финансовая вызванная утратой имущества первой необходимости ограничивая ее размер 50000 рублей - за частичную утрату имущества и 100000 рублей за полную утрату такого имущества, а во-вторых вводит необходимое условие для осуществления таких выплат - постоянное проживание в жилом помещении пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и наличие в данном жилом помещении регистрации.
Причем для получения единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей - достаточно только проживания в жилом помещении и наличия по этому адресу регистрации, а для получения финансовой помощи дополнительно требуется повреждения факта утраты имущества, причем не любого, а только имущества первой необходимости перечень, которого поименован в методических рекомендациях, утвержденных МЧС № 2-4-87-24-7 от 03 октября 2014 года.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации № и № от 28.03.2008 года собственниками жилого помещения - <адрес>, являются Шкаев А.И. и Шкаева Л.И. в равных долях.
Из домовой книги, для регистрации граждан по <адрес>, следует, что истец Шкаева Л.И. в данной квартире зарегистрированной не значится.
Из Акта обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате выпадения значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края в мае 2017 года, следует, что обследован жилой дом по адресу: ул.Заречная, дом 1, кв.3, с.Солдато-Александровское, собственниками которого являются Шкаев А.С. и Шкаева Л.И., выявлено пострадавшее имущество - газовый котел.
Из материалов дела следует, что 02 июня 2017 года истец Шкаева Л.И. обратилась в администрацию села Солдато-Александровского сельсовета <адрес> с заявлением о включении её в списки лиц на оказание ей единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой в размере 50000 рублей за частично утраченное имущество, поскольку она является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в период с 25 по ДД.ММ.ГГГГ на территории села Солдато-<адрес>.
Администрацией МО Солдато-Александровского сельсовета Советского района от 14 июня 2017 года и 16 июня 2017 года было отказано Шкаевой Л.И. о включении её в списки граждан для получения единовременно материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, как лицам пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на том основании, что на момент чрезвычайной ситуации она не имела регистрации в <адрес>, подвергнувшемуся подтоплению, что подтверждается письмами администрации МО Солдато-Александровского сельсовета от 14.06.2017 года и 16.06.2017 года, исх. № 26 и № 32 соответственно.
Таким образом, судом установлено, что единственным препятствием для реализации истцом прав на включение её в списки граждан для получения материальной и финансовой помощи является отсутствие регистрации по месту постоянного проживания, то есть по адресу: <адрес>.
Однако, суд полагает, что указанный отказ не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку только отсутствие у истца регистрации по месту жительства не может являться достаточным основанием для ограничения ее права на получение государственной помощи как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
Так, Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1), в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (Постановления от 20 декабря 1995 года № 17-П, от 14 ноября 2005 года № 10-П, от 26 декабря 2005 года № 14-П, от 16 июля 2008 года № 9-П и др.).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (статья 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (пункт 1 статьи 150).
Применительно к данным положениям в статье статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абзац седьмой), а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой).
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом Российской Федерации введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая статьи 3); такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2).
При этом как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, определения от 13 июля 2000 года № 185-О, от 5 октября 2000 года № 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.).
Более того, в Постановлении от 04 октября 2016 года № 18-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что постоянное проживание лица в конкретном жилом помещении как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания, которое не всегда является помещением, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям; факт постоянного проживания, не подтвержденного регистрацией, в том числе с точки зрения отграничения такового от фактического пребывания, должен устанавливаться на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на соответствующую дату лицо выбрало жилое помещение в котором фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных, каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с таким местом жительства реальной связи.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что в силу требований статьи 2 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, включая суды, призваны минимизировать излишний формализм в подходе к оценке наличия или отсутствия именно такой связи лица с соответствующим метом жительства.
Согласно справке АМО Солдато-Александровского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной на основании похозяйственных книг, по адресу: <адрес>, проживает Шкаев А.И., который приходится супругом истицы.
Факт проживания Шкаевой Л.И. по указанному адресу подтверждается медицинской картой пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, Выписками из медицинской карты амбулаторного больного № и №, согласно которым Шкаева Л.И. обращалась за медицинской помощью в Солдато-Александровскую участковую больницу, и находилась на стационарном лечении в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 15.12.2016 года, с 28.03.2017 года по 07.04.2017 года, соответственно, в которых адрес места жительства и места регистрации указан: <адрес>.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснил, что проживает по соседству с семьей Шкаевых более 10 лет. Шкаева Л.И. проживает в <адрес> постоянно с мужем Шкаевым А.И. Иногда уезжает в гости к детям. В мае 2017 года постоянно проживала в селе.
Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснила, что также проживает по соседству со Шкаевой Л.И. с 2008 года. Шкаева Л.И. постоянно проживает с мужем по адресу: <адрес>. На момент наводнения в конце мая этого года Шкаева проживала дома и никуда не выезжала.
Таким образом, судом установлено, что на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в период с 25 по ДД.ММ.ГГГГ на территории села Солдато-<адрес>, Шкаева Л.И. действительно постоянно проживала на территории села по <адрес> в квартир №.
В этой связи отсутствие у Шкаевой Л.И. регистрации по месту жительства, не может являться в силу приведенных выше положений, основанием для отказа ей во включении в списки на получение единовременных выплат, поскольку при таком подходе право лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение социальной поддержки от государства оказалось бы теоретическим и иллюзорным, а не практическим и эффективным, что противоречило бы требованиям статей 2, 7, 18 и 19 Конституции Российской Федерации и является недопустимым ни при каких обстоятельствах.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в результате чрезвычайной ситуации истец полностью утратила имущество первой необходимости, и имеет право на включение её в список лиц на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей - как лицо пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, а также в список на получение единовременной материальной (финансовой) помощи в размере 50000 рублей - как лицо частичноутратившее имущество первой необходимости.
В связи с изложенным, суд удовлетворяет исковые требования Шкаевой Л.И. с возложением на администрацию муниципального образования села Солдато-<адрес> обязанности включить её в соответствующие списки лиц на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Шкаевой Л.И. к администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района, министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании за нею права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Советском районе и включении в списки на оказание гражданам единовременной материальной помощи и финансовой за частично утраченное имущество - удовлетворить.
Признать за Шкаевой Л.И. право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Советском районе.
Обязать администрацию муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края включить Шкаеву Л.И. в списки на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей - как лицо, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации и в список на получение финансовой помощи в размере 50000 рублей - как лицо, частично утратившее имущество первой необходимости.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд.
Судья О.А. Сенцов