Дело № 2-298/2020
44RS0001-01-2019-005648-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Евтюшкина И.А., при секретаре судебного заседания Резавенковой Я.А., с участием помощника прокурора Сусанинского района Костромской области Громовой В.А., представителя ответчика Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Хотулевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сусанинского района Костромской области к Департаменту здравоохранения Костромской области в интересах ФИО1 об обязании организовать обеспечение средствами диагностики – тест полосками для определения сахара в крови,
установил:
Прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в интересах ФИО1 в суд с настоящим иском. С учетом уточнений просил обязать Департамент здравоохранения Костромской области (далее Департамент) организовать обеспечение средствами диагностики – тест-полосками к глюкометру «Сателлит плюс» для определения содержания уровня глюкозы в крови ФИО1 по медицинским показаниям в необходимом количестве. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1, в ходе которой установлено, что последняя состоит на учете в ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» с диагнозом сахарный диабет 2 типа. Схема лечения больной предполагает контроль уровня сахара в крови. ОГБУЗ «Сусанинская РБ» в августе 2018 году в Департамент здравоохранения Костромской области направлялась заявка на обозначенные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения па 2019 год, в которых указана реальная потребность, в том числе, и тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс, являющиеся медицинскими изделиями. Однако, указанными медицинскими изделиями ФИО1 в течение всего 2019 года бесплатно обеспечена не была. На 2020 год тест-полоски ОГБУЗ «Сусанинская РБ» также не заказаны.
В судебном заседании помощник прокурора Сусанинского района Костромской области Громова В.А. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, указанным в иске.
Материальный истец Смирнова А.М., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не приняла.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Хотулева Л.В., исковые требования не признала, пояснила, что региональной программой, утвержденной Постановлением Администрации Костромской области от <дата> №-а предусмотрено бесплатное обеспечение спорным препаратом только для несовершеннолетних.
ОГБУЗ «Сусанинская районная больница», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебное заседание не направило.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Но данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).
Согласно ст. 4 Федерального закона от <дата> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закона № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение нрав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 43 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому заболевание «сахарный диабет» включено в перечень социально значимых заболеваний.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Право на получение бесплатных лекарств установлено Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» действующее в редакции Постановления от 14.02.2002 № 103, согласно которому граждане, страдающие диабетом имеют право на получение всех лекарственных средств, средств диагностики бесплатно.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).
В силу и. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Постановлением Администрации Костромской области от <дата> №-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
В соответствии с подп. 7 п. 32 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Из изложенных норм следует, что препараты для лечения сахарного диабета, а также средства его диагностики относятся к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» с диагнозом сахарный диабет 2 типа.
ОГБУЗ «Сусанинская РБ» в августе 2018 году в Департамент здравоохранения Костромской области направлялась заявка на обозначенные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения па 2019 год, в которых указана реальная потребность, в том числе, и тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс, являющиеся медицинскими изделиями.
В нарушение положений нормативных актов, приведенных выше, ФИО1 не обеспечена средствами диагностики имеющегося заболевания.
В этой связи она вынуждена самостоятельно за счет собственных средств приобретать средства диагностики.
В возражениях на исковые требования ответчик ссылается на то, что региональной программой, утвержденной Постановлением Администрации Костромской области от <дата> №-а не предусмотрено бесплатное обеспечение спорным средством диагностики материального истца.
Суд не принимает возражения представителя ответчика, так как диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики) отпускаются бесплатно.
Таким образом, судом установлена необходимость обеспечения ФИО5 указанным средством диагностики заболевания и неисполнение данного обязательства ответчиком.
В силу п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546 Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.
К полномочиям Департамента относятся переданные Российской Федерацией полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществление следующих полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (п.1 1); Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесилатно и с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению но рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п.26).
В силу п. 59 Положения, Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
При таких обстоятельствах, исковые требования об обязании Департамента здравоохранения Костромской области организовать обеспечение ФИО1 средствами диагностики – тест полосками к глюкометру «Сателлит плюс» для определения содержания уровня глюкозы по медицинским показаниям в необходимом количестве подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сусанинского района Костромской области заявленные к Департаменту здравоохранения Костромской области в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение средствами диагностики – тест полосками к глюкометру «Сателлит плюс» для определения содержания уровня глюкозы в крови ФИО1 по медицинским показаниям в необходимом количестве.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Евтюшкин
Полный (мотивированный) текст решения изготовлен <дата>.
Судья И.А. Евтюшкин