дело №2-1843 / 2012
Решение
Именем Российской Федерации
22 мая 2012 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
При секретаре Скворцовой Н.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коц Ю.И. к Военному комиссариату Смоленской области, Комиссии Западного военного округа Минобороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о присвоении звания «Ветеран боевых действий»,
У С Т А Н О В И Л:
Коц Ю.И. обратился в суд с требованием о присвоении звания «Ветеран боевых действий», в обоснование которого указал, что в период с 09.08.2008 по 29.08.2008 принимал участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защиты граждан РФ, проживающих на территории Республики Абхазия в составе летного экипажа в качестве бортового инженера самолета ИЛ-76 МД №, что в соответствии с изменениями в ФЗ «О ветеранах», является основанием для присвоения ему статуса ветерана боевых действий и предоставления соответствующих льгот и компенсаций. В связи с чем, 30.05.2011 он обратился в Комиссию Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, однако решением вышеназванной комиссии от 30.08.2011 в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» ему было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственного участие истца в боевых действиях. Данный отказ считает незаконным, поскольку полагает, что представленных на рассмотрение комиссии документов достаточно для присвоения ему звания «Ветеран боевых действий».
Просит суд признать незаконным решение Комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 30.08.2011 об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий»; наделить его статусом ветерана боевых действий; обязать Комиссию Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать ему соответствующее удостоверение.
В судебном заседании истец, представитель истца иск поддержали и подтвердили вышеизложенные обстоятельства. Дополнительно пояснили, что период службы истца с 09.08.2008 по 29.08.2008 был засчитан ему как один месяц военной службы за три месяца. Такой зачет выслуги лет устанавливается именно для участников боевых действий. Также отметил, что для выполнения задач по обеспечению безопасности и защиты граждан РФ, проживающих на территории Абхазия, он в составе летного экипажа 08.08.2008 выбыл из в/ч № на военный аэродром в <адрес>, откуда был направлен в <адрес>, для загрузки боеприпасов и посадки личного состава, выгрузка происходила в аэропорте <адрес>. После выгрузки летный экипаж возвращался на аэродром в <адрес> с дозаправкой в <адрес>. Полеты по такой схеме продолжались до окончания вооруженного конфликта.
Представители Военного комиссариата Смоленской области - Чернышев А.Г., Овчинникова Н.А., иск не признали и пояснили суду, что, представленные истцом в Комиссию Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий документы, не подтверждают факт непосредственного его участия в боевых действиях, в связи с чем, решение названной Комиссии от 30.08.2011 считают законным и обоснованным, просят суд в иске отказать.
Представитель ответчика - Комиссия Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем, на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившего представителя ответчика. В представленных суду письменных возражениях представитель ответчика сослался на факт отсутствия документов, бесспорно свидетельствующих об участии истца в боевых действиях по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республика Абхазия. Кроме того, войсковая часть, в которой служил истец, отсутствует в списке войсковых частей, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Коц Ю.И. на основании приказа командира войсковой части № от 11.08.2008 убыл в служебную командировку в <адрес> с 09.08.2008 по 12.08.2008 (л.д. 5).
Как следует из справки, выданной Объединенным штабом группы коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта от 29.08.2008 №, Коц Ю.И. в период с 09.08.2008 по 29.08.2008 принимал участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии (л.д. 7), указанные обстоятельства также подтверждаются копией командировочного удостоверения (л.д. 4), копией благодарности «За отвагу и самоотвержденность» от 18.08.2008 (л.д. 8), копией полетного листа № (л.д. 9-10), копией летной книжки (л.д. 11-12).
30.08.2012 заключением комиссии Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, Коц Ю.И. отказано в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» в связи с отсутствием приказов командира в/ч №, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях (л.д. 14).
Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что принимал участие в боевых действиях в Республике Абхазии в указанный период времени, и выполнял задачи, которые возлагались на него в связи с прохождением военной службы. Считает, что отсутствие приказа командира части, указывающего на непосредственное его участие в боевых действиях не может влиять на права и льготы, которые должны быть предоставлены ему в соответствии с ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 311-ФЗ) указано выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года.
Согласно ст. 28 ФЗ от 12.01.1995 N 5 «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
Во исполнение указанных положений Закона, Правительством РФ издано Постановление от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, п. 2 которого предписано, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п.1 Инструкции, является документально подтвержденный факт получения подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ от 12 января 1995 г. N 5 «О ветеранах»).
В Постановлении Правительства Российской Федерации N 280 от 31 марта 1994 года «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено, что установленные Законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются (помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан) военнослужащим, выполняющим задачи:
- по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
- в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба (пункт 1).
Согласно пункту 5 этого Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п.2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии п.2 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных силах РФ, утв. Приказом МО РФ от 02.11.2009 г. № 1177, в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ образовываются комиссии военных округов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, которые обязаны в течение 30 дней рассмотреть поступившее обращение (п.10-12 Порядка).
Согласно п.7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177, в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения, в частности, выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
Согласно п.8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации подтверждающими являются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР, в качестве которых рассматриваются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) о непосредственном участии военнослужащих в боевых действиях или реализованный наградной материал.
Как следует из ст.2 Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1 (ред. от 08.11.2011) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
По смыслу вышеприведенных норм закона, основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» является факт непосредственного участия лица в боевых действиях на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 29 августа 2008 года.
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля ФИО1 следует, что он (свидетель) являлся командиром войсковой части №, в которой проходил службу Коц Ю.И. в качестве <данные изъяты>. Указанная войсковая часть была привлечена к участию в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, начиная с 08.08.2008 на 5 суток и далее. В задачи части входила погрузка на территории Российской Федерации боеприпасов и личного состава и доставка его, в том числе, в Абхазию (<адрес>). Истец входил в списки военнослужащих привлеченных к участию в операции. Боевые задачи выполнялись в условиях сложной боевой обстановки, под усиленным контролем грузинских войск ПВО. Также отметил, что в период военных действий сложно надлежащим образом оформить документы. В указанный период в Сухуми не было надлежащим образом функционировавших органов государственной власти, в силу чего, подтверждающих документов о прибытии экипажа в <адрес> требовать было не у кого. При этом, выход членов экипажа самолета с территории аэродрома был строго запрещен. И лишь созданный позднее объединенный штаб группы коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта фиксировал факт участия того или иного военнослужащего, выполнявшего спецзадачи, выдавая, в том числе, и соответствующие справки. Спецзадание военнослужащие получали на аэродроме в <адрес>. Приказы об убытии издавало командование, однако, отразить в них реальные намерения и задачи командирования военнослужащих можно было только задним числом. Сведения о спецзаданиях в личные дела не вносятся. Под непосредственным участием в боевых действиях подразумеваются любые действия военнослужащего, который направляется в интересах РФ участвовать в вооруженном конфликте. Полагает, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран боевых действий». Лично он (свидетель) данное звание получил. Кроме того, по его представлению, как командира войсковой части, те военнослужащие, которые участвовали в вооруженном конфликте были представлены к различным наградам и поощрениям.
Из материалов дела усматривается, что Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ Президентом РФ Медведевым Д. майору Коц Ю.И. за отвагу и самоотверженность, проявленные при выполнении задач по восстановлению мира и безопасности в зоне грузино-осетинского конфликта объявлена благодарность.
Анализируя представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Коц Ю.И. в период с 09.08.2008 по 22.08.2008 принимал участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазии.
На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
По смыслу Закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», установленные в нем льготы должны предоставляться военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. При этом каких-либо ограничений в предоставлении льгот и компенсаций в зависимости от видов выполняемых военнослужащими задач Закон не устанавливает. Из этого следует, что Закон предоставляет данные льготы и компенсации военнослужащим, выполняющим любые задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть те задачи, которые на них возлагаются в связи с прохождением военной службы.
Непредставление же истцом документов, на основании которых выдана справка о праве на льготы не является основанием для отказа в иске, поскольку обязанности по оформлению приказов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, на истца законом не возложено.
Таким образом, факт выполнения истцом в период с 09.08.2008 по 29.08.2008 задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Следовательно, отказ в присвоении звания ветерана боевых действий и как следствие, отказ в выдаче соответствующего удостоверения является незаконным, а нарушенные права истца подлежат восстановлению путем присвоения ему статуса ветерана боевых действий и возложения на Комиссию Западного военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий обязанности выдать Коцу Ю.И. соответствующее удостоверение.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░..
░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 08.08.2008 ░░ 29.08.2008 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░