УИД 36RS0006-01-2021-003193-52
№ 2а-2455/2021
Строка 3.022а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«8» июля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
административного истца Сергеева С.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Востриковой М.Н.,
представителя заинтересованного лица ООО «ВК» - директора Кущенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергеева Сергея Валерьевича к администрации Верхнехавского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов истца путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка,
установил:
Административный истец Сергеев С.В. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 10.02.2021 он направил в администрацию Верхнехавского муниципального района Воронежской области заявление, в котором просил предоставить ему в аренду для ведения огородничества земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 401595 кв.м по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала №, на основании пп. 19 п.2 ст. 39.6, ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответом административного ответчика от 02.04.2021 № 06-11/956, полученным Сергеевым С.В. 05.04.2021, административному истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что участок обременен правами третьих лиц.
Полагая, что данный ответ нарушает права административного истца, поскольку в выписке из ЕГРН отсутствует регистрация зарегистрированного права, либо ограничения права, обременения на данный земельный участок, Сергеев С.В. обратился в суд и просит:
- признать незаконным, не соответствующим ст. 39.17 Земельного кодекса РФ решение администрации Верхнехавского муниципального района Воронежской области от 02.04.2021 № 06-11/956 об отказе в предоставлении административному истцу в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 401595 кв.м, адрес: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала №;
- обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером № в трех экземплярах и их подписания, и направления проектов указанных договоров для подписания административному истцу.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью по внедрению в народное хозяйство перспективных разработок и изобретений «ВК» (ООО «ВК»).
В судебном заседании административный истец Сергеев С.В. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности Вострикова М.Н. считала требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ООО «ВК» - директор Кущенко В.А. пояснил, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка ране предоставленного в бессрочное пользование подсобному сельскому хозяйству «МПВК», правопреемником которого является ООО «ВК»; представил подтверждающие документы.
По ходатайству административного истца судом в судебном заседании был объявлен перерыв, после окончания которого лица участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и реализации законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
На основании ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципаольного района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Как следует из материалов дела, 10.02.2021 Сергеев С.В. по средствам почты обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему в аренду для ведения огородничества земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 401595 кв.м по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала № на основании пп. 19 п.2 ст. 39.6, ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, что не оспаривалось ответчиком.
Данное заявление было зарегистрировано за входящим номером 06-10/1431 от 10.03.2021, что следует из оспариваемого ответа.
Ответом администрации Верхнехавского муниципального района Воронежской области от 02.04.2021 № 06-11/956 Сергееву С.В. было отказано в
предоставлении в аренду для ведения огородничества земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 401595 кв.м по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала № на основании п.п. 19 п. 2 ст. 39,6 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку было установлено, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, в связи с чем, передача этого земельного участка в аренду не предоставляется возможным (л.д.13).
Указанное решение Сергеев С.В. считает незаконным, лишающим его права на приобретение данного участка в аренду, поскольку в выписке из ЕГРН отсутствует регистрация зарегистрированного права, либо ограничения права, обременения на данный земельный участок.
Требования административного истца, связанные с оспариванием решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для ведения огородничества, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Уполномоченный орган, решение которого оспаривается по настоящему административному делу, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении административного истца.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 19 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (п.6 ст. 39.17 ЗК РФ).
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (п.7 ст. 39.17 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации Верхнехавского района Воронежской области от 19.10.1992 №599, подсобному сельскому хозяйству «МПВК» (Малое предприятие по внедрению в народное хозяйство перспективных разработок и изобретений – «ВК») был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок с ранее установленным учетным номером №, что подтверждается свидетельством на право пользования землей.
Как следует из выписки из ЕГРН, представленной административным истцом в отношении испрашиваемого земельного участка (л.д.14-17), номер земельного участка с кадастровым номером № имеет ранее присвоенный государственный - №.
ООО «ВК» является правопреемником подсобного сельского хозяйства «МПВК», что подтверждается п. 1 устава ООО «ВК».
Довод административного истца о том, что в выписке из ЕГРН отсутствует сведения о зарегистрированном праве, либо ограничении права, обременения на спорный участок, суд считает, не может служить основанием для удовлетворения требований исходя из следующего.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Единой государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В настоящее время (14.06.2021) директор ООО «ВК» обратился с заявлением к главе Верхнехавского района Воронежской области с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером №
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что при принятии решения об отказе в предоставлении административному истцу в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, административным ответчиком как органом, наделенным соответствующими полномочиями, были соблюдены требования нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, а, следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Требования истца о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером № в трех экземплярах и их подписания, и направления проектов указанных договоров для подписания административному истцу, не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых истцу отказано.
Кроме того, суд полагает, что не может быть возложена на ответчика обязанность подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, поскольку это будет подменять полномочия административного ответчика по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, и при удовлетворении первоначальных требований, устранением нарушенных прав административного истца могло быть возложение обязанности на ответчика повторно рассмотреть поданное истцом заявления.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Сергеева Сергея Валерьевича к Сергеева Сергея Валерьевича к администрации Верхнехавского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов истца путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2021.
УИД 36RS0006-01-2021-003193-52
№ 2а-2455/2021
Строка 3.022а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«8» июля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
административного истца Сергеева С.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Востриковой М.Н.,
представителя заинтересованного лица ООО «ВК» - директора Кущенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергеева Сергея Валерьевича к администрации Верхнехавского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов истца путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка,
установил:
Административный истец Сергеев С.В. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 10.02.2021 он направил в администрацию Верхнехавского муниципального района Воронежской области заявление, в котором просил предоставить ему в аренду для ведения огородничества земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 401595 кв.м по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала №, на основании пп. 19 п.2 ст. 39.6, ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответом административного ответчика от 02.04.2021 № 06-11/956, полученным Сергеевым С.В. 05.04.2021, административному истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что участок обременен правами третьих лиц.
Полагая, что данный ответ нарушает права административного истца, поскольку в выписке из ЕГРН отсутствует регистрация зарегистрированного права, либо ограничения права, обременения на данный земельный участок, Сергеев С.В. обратился в суд и просит:
- признать незаконным, не соответствующим ст. 39.17 Земельного кодекса РФ решение администрации Верхнехавского муниципального района Воронежской области от 02.04.2021 № 06-11/956 об отказе в предоставлении административному истцу в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 401595 кв.м, адрес: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала №;
- обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером № в трех экземплярах и их подписания, и направления проектов указанных договоров для подписания административному истцу.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью по внедрению в народное хозяйство перспективных разработок и изобретений «ВК» (ООО «ВК»).
В судебном заседании административный истец Сергеев С.В. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности Вострикова М.Н. считала требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ООО «ВК» - директор Кущенко В.А. пояснил, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка ране предоставленного в бессрочное пользование подсобному сельскому хозяйству «МПВК», правопреемником которого является ООО «ВК»; представил подтверждающие документы.
По ходатайству административного истца судом в судебном заседании был объявлен перерыв, после окончания которого лица участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и реализации законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
На основании ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципаольного района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Как следует из материалов дела, 10.02.2021 Сергеев С.В. по средствам почты обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему в аренду для ведения огородничества земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 401595 кв.м по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала № на основании пп. 19 п.2 ст. 39.6, ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, что не оспаривалось ответчиком.
Данное заявление было зарегистрировано за входящим номером 06-10/1431 от 10.03.2021, что следует из оспариваемого ответа.
Ответом администрации Верхнехавского муниципального района Воронежской области от 02.04.2021 № 06-11/956 Сергееву С.В. было отказано в
предоставлении в аренду для ведения огородничества земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 401595 кв.м по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала № на основании п.п. 19 п. 2 ст. 39,6 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку было установлено, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, в связи с чем, передача этого земельного участка в аренду не предоставляется возможным (л.д.13).
Указанное решение Сергеев С.В. считает незаконным, лишающим его права на приобретение данного участка в аренду, поскольку в выписке из ЕГРН отсутствует регистрация зарегистрированного права, либо ограничения права, обременения на данный земельный участок.
Требования административного истца, связанные с оспариванием решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для ведения огородничества, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Уполномоченный орган, решение которого оспаривается по настоящему административному делу, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении административного истца.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 19 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (п.6 ст. 39.17 ЗК РФ).
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (п.7 ст. 39.17 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации Верхнехавского района Воронежской области от 19.10.1992 №599, подсобному сельскому хозяйству «МПВК» (Малое предприятие по внедрению в народное хозяйство перспективных разработок и изобретений – «ВК») был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок с ранее установленным учетным номером №, что подтверждается свидетельством на право пользования землей.
Как следует из выписки из ЕГРН, представленной административным истцом в отношении испрашиваемого земельного участка (л.д.14-17), номер земельного участка с кадастровым номером № имеет ранее присвоенный государственный - №.
ООО «ВК» является правопреемником подсобного сельского хозяйства «МПВК», что подтверждается п. 1 устава ООО «ВК».
Довод административного истца о том, что в выписке из ЕГРН отсутствует сведения о зарегистрированном праве, либо ограничении права, обременения на спорный участок, суд считает, не может служить основанием для удовлетворения требований исходя из следующего.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Единой государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В настоящее время (14.06.2021) директор ООО «ВК» обратился с заявлением к главе Верхнехавского района Воронежской области с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером №
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что при принятии решения об отказе в предоставлении административному истцу в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, административным ответчиком как органом, наделенным соответствующими полномочиями, были соблюдены требования нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, а, следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Требования истца о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером № в трех экземплярах и их подписания, и направления проектов указанных договоров для подписания административному истцу, не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых истцу отказано.
Кроме того, суд полагает, что не может быть возложена на ответчика обязанность подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, поскольку это будет подменять полномочия административного ответчика по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, и при удовлетворении первоначальных требований, устранением нарушенных прав административного истца могло быть возложение обязанности на ответчика повторно рассмотреть поданное истцом заявления.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Сергеева Сергея Валерьевича к Сергеева Сергея Валерьевича к администрации Верхнехавского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов истца путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2021.