РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2016 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ситкиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Дорошенко Е.А. к Муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Вихоревская средняя общеобразовательная школа ***», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация МО «Братский район», о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указала, что с **.**.**** по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ответчиком МКОУ «Вихоревская СОШ ***» в должности <данные изъяты>. Кроме оклада по должности ей установлены районный коэффициент (40%), надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%), что подтверждается расчетными листками, копией трудового договора, справкой о размере заработной платы. До настоящего времени обязательства работодателя по оплате труда за **.**.**** в полном объеме не выполнены; задолженность составляет <данные изъяты> (за **.**.**** - <данные изъяты>; за **.**.**** - <данные изъяты>; за **.**.**** - <данные изъяты>). В соответствии со ст. 1 Федерального закона №82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 установлен в размере 7 500 руб. в месяц.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Статьей 316 ТК РФ определен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Оплата труда указанных работников должна осуществляться в повышенном размере путем применения районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Братский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. Предельный размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, для Братского района составляет 1,4 (статьи 2 и 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 №123-03 «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области».).
В соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства размер начисленной работодателем заработной платы истца, если им в спорный период отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке в месяц с 01.07.2016 не может быть менее 14 250 руб. - гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий - районного коэффициента (40%) и процентной (северной надбавки - максимально 50%).
Из справки работодателя о размере начисленной ей заработной платы за спорный период усматривается, что механизм исчисления заработной платы, примененный работодателем, противоречит требованиям закона. Согласно представленному расчету сумма недоначисленной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** составляет <данные изъяты>
Просит суд взыскать с МКОУ «Вихоревская СОШ ***» в пользу Дорошенко Е.А. недоначисленную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в размере <данные изъяты>
В судебное заседание истец Дорошенко Е.А. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно исковому заявлению просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик - МКОУ «Вихоревская СОШ ***» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация МО «Братский район» в лице представителя Явкина А.А., действующего на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, а также просил суд в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Статьей 129 ТК РФ определено понятие заработной платы. В соответствии со ст. 129 ТК РФ в заработную плату истца включены: вознаграждение за труд (оклад по тарифной ставке), стимулирующие и компенсационные выплаты.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Согласно ст. 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области устанавливается размер минимальной заработной платы с 1 июля 2016 года - в сумме 10 122 руб., с 1 октября 2016 года - 10 754 руб. В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 издано постановление мэра Братского района от 11.07.2016 №194. Согласно данному постановлению работникам муниципальных учреждений муниципального образования «Братский район», сумма фактически начисленной заработной платы, которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 10 122 руб., установить доплату в размере образовавшейся разницы.
Заработная плата без учета районного коэффициента и процентной надбавки не может быть ниже общероссийского минимального размера оплаты труда, а после начисления районного коэффициента и процентной надбавки должна превышать минимальную заработную плату в регионе.
Расчет, представленный истцом, путем начисления на МРОТ северных надбавок и районного коэффициента не основан на законе, так как это привело к отождествлению такого понятия как «минимальный размер оплаты труда» и «тарифная ставка (оклад)», что противоречит ст. ст. 129, 133, 133.1. ТК РФ, согласно которым не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно заработная плата, а не тарифная ставка (оклад).
Из смысла статей 129, 133 ТК РФ (в редакции, действовавшей после 06.10.2006) следует, что законодатель приравнял понятия «размер тарифных ставок (окладов)» и «минимальный размер оплаты труда», установив, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. С 01.09.2007 данная норма утратила силу. Считает, что с 01.09.2007 органы власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда. При этом размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда, следовательно, ответчик выплачивал заработную плату истцу в полном объеме в соответствии с требованиями закона.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что согласно трудовому договору *** от **.**.****, приказу (распоряжению) о приеме работника на работу *** от **.**.****, срочному трудовому договору *** от **.**.****, выписке из приказа о приеме на работу *** от **.**.****, срочному трудовому договору *** от **.**.****, приказу (распоряжению) о приеме работника на работу *** от **.**.****, срочному трудовому договору *** от **.**.****, приказу (распоряжению) о приеме работника на работу *** от **.**.****, Дорошенко Е.А. с **.**.**** по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ответчиком МКОУ «Вихоревская СОШ ***» в должности <данные изъяты> на 1 ставку с окладом <данные изъяты> руб. и с **.**.**** согласно выписке из приказа *** от **.**.**** в должности <данные изъяты> на 0,15 ставки с окладом <данные изъяты> руб., а также работала с **.**.**** по **.**.**** в должности уборщика служебных помещений на 1 ставку с окладом - <данные изъяты> (на время очередного отпуска основного работника Пугачевой О.А.), с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты> на 1 ставку с окладом - <данные изъяты> (на время очередного отпуска основного работника Пугачевой О.А.); кроме оклада по должности ей установлены надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%), районный коэффициент (40%) и стимулирующие выплаты, что также подтверждается финансовой справкой работодателя и сторонами не оспаривается.
Также в судебном заседании установлено, что МКОУ «Вихоревская СОШ ***» является юридическим лицом и находится по адресу: ... (п.п. 1.1, 1.4 Устава МКОУ «Вихоревская СОШ ***»).
Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
В соответствии со ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Согласно ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с **.**.**** по **.**.****, ссылаясь на то, что в указанный период работодателем были допущены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в исчислении заработной платы путем включения в размер месячной минимальной заработной платы компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
По мнению истца, размер ежемесячной заработной платы должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, который с 01.07.2016 установлен в размере 7 500 руб. в месяц, а районный коэффициент и северная надбавка должны начисляться сверх выплачиваемой истцу ежемесячной заработной платы, в связи с чем, размер начисленной работодателем заработной платы истцу, если им в спорный период отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке в месяц с 01.07.2016 не может быть менее 14 250 руб.
Вместе с тем, действовавшее до 01.09.2007 правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в редакции ФЗ от 30.06.2006 №90-ФЗ).
Федеральным законом от 20.04.2007 №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2007, из ст. 129 ТК РФ исключена часть вторая. С 01.09.2007 также признана утратившей силу часть четвертая ст. 133 ТК РФ.
Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ, Федерального закона от 20.04.2007 №54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно ст. 129 ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 №164-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 установлен в размере 7 500 руб. в месяц.
В Иркутской области принято Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016. Согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области, с 1 июля 2016 года устанавливается в сумме 10 122 руб., с 1 октября 2016 года - 10754 руб. (ст. 1). Постановлением мэра Братского района №194 от 11.07.2016
работникам муниципальных учреждений муниципального образования «Братский район», сумма фактически начисленной заработной платы которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 10 122 руб., установлена доплата в размере образовавшейся разницы.
В судебном заседании установлено, что Дорошенко Е.А. работала в МКОУ «Вихоревская СОШ ***»:
- с **.**.**** по **.**.**** на 1 ставку в должности <данные изъяты> и с **.**.**** по **.**.**** на 1 ставку в должности <данные изъяты> (на время очередного отпуска основного работника Пугачевой О.А.);
- с **.**.**** по **.**.**** на 1 ставку в должности <данные изъяты> и с **.**.**** по **.**.**** на 1 ставку в должности <данные изъяты> (на время очередного отпуска основного работника Пугачевой О.А.);
- с **.**.**** по **.**.**** на 1,15 ставки в должности <данные изъяты>.
Учитывая, что размер заработной платы Дорошенко Е.А., полностью отработавшей месячную норму рабочего времени по одной ставке за период с **.**.**** по **.**.**** не может быть менее <данные изъяты> (размер минимальной заработной платы в субъекте по региональному соглашению); по 1,15 ставке за период с **.**.**** по **.**.**** не может быть менее <данные изъяты> (<данные изъяты> х 1,15), суд приходит к выводу, что расчет истцу заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** должен быть следующим.
"расчет обезличен"
"расчет обезличен"
"расчет обезличен"
Таким образом, в судебном заседании установлено, что установленные Дорошенко Е.А. размеры окладов по занимаемым должностям за июль, август, сентябрь 2016 года меньше минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что с учетом установленных Дорошенко Е.А. окладов по занимаемым должностям, а также начисленных районного коэффициента и северной надбавки размер выплачиваемой с 01.07.2016 ежемесячно заработной платы Дорошенко Е.А. не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области. Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которой обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Дорошенко Е.А. о взыскании с МКОУ «Вихоревская СОШ ***» недоначисленной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в размере <данные изъяты> не подлежат удовлетворению.
Ссылка истца в обоснование исковых требований на ст. ст. 315, 316 ТК РФ, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента (40%) и северной надбавки (50%). Таким образом, право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ***» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ **.**.**** ░░ **.**.**** ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░