Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-847/2015 от 19.11.2015

№12-847/2015

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Смоленск                                17 декабря 2015 года

Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Калинин А.В., при секретаре Шориной Ю.Г., рассмотрев жалобу заместителя генерального директора – директора по маркетингу и сбыту ОАО ПО «Кристалл» Афанасьева Н.В. на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора – директор по маркетингу и сбыту ОАО ПО «Кристалл» Афанасьев Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

Афанасьев Н.В. не согласился с указанным постановлением и подал настоящую жалобу, в которой просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление, при этом указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО ПО «Кристалл» и фирмой IDEX Ес BVBA (Бельгия) был заключен контракт -IDEX (далее - контракт), согласно которому фирма IDEX Ес BVBA в течение 2015 года обязалась оказывать услуги по размещению рекламы ОАО «ПО «Кристалл» в международном журнале «IDEX» общей стоимостью 82 600 долларов США, а ОАО «ПО «Кристалл» обязалось принимать и оплачивать услуги. Как установлено пунктом 7.5 контракта, он вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует до выполнения сторонами своих обязательств, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ОАО ПО «Кристалл» оформило и представило в Смоленский филиал ОАО АКБ «Связь-Банк» паспорт сделки к контракту (далее - паспорт сделки), в графе 2 раздела 3 которого указало дату заключения контракта - ДД.ММ.ГГГГ. Паспорт сделки подписал заявитель на основании доверенности от 11.01.2014г. /д. Согласно пункту 6 Приложения 4 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» при заполнении графы 2 раздела 3 паспорта сделки указывается наиболее поздняя по сроку одна из следующих дат - дата подписания контракта (кредитного договора) или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления. Указание в паспорте сделки даты заключения контракта, а не даты вступления его в силу, по мнению Административного органа, является нарушением установленного порядка оформления паспорта сделки, образующим состав административного правонарушения, установленного частью 6 статьи 15.25 КАП РФ. В ходе проведения Административным органом проверки ОАО «ПО «Кристалл» исправило допущенную неточность и ДД.ММ.ГГГГ оформило паспорт сделки к указанному выше контракту, указав в графе 2 раздела 3 дату вступления контракта в силу- ДД.ММ.ГГГГ. Административный орган при рассмотрении дела об административном правонарушении не учел вышеперечисленных обстоятельств, не применил установленные ст. 24.5 КоАП РФ правила, в связи с чем, вынес незаконное постановление. Представленный ОАО «ПО «Кристалл» контракт был принят уполномоченным банком (ОАО АКБ «Связьбанк») на обслуживание ДД.ММ.ГГГГ, представленный ОАО «ПО «Кристалл» паспорт сделки был оформлен банком в соответствии с пунктом 6.8 Инструкции с присвоением номера Согласно статье 22 Закона № 173-ФЗ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями. Таким образом, в пределах предоставленных законом полномочий и в соответствии с установленным порядком уполномоченный банк осуществил проверку представленного ОАО «ПО «Кристалл» паспорта сделки на предмет его соответствия установленным правилам и, не выявив оснований для отказа, принял контракт на обслуживание и оформил паспорт сделки. Неверное указание даты контракта в графе 2 раздела 3 паспорта сделки уполномоченный банк не посчитал нарушением установленных правил оформления паспорта сделки. Данный вывод подтверждается также письмом Федеральной службы финансовобюджетного надзора от 05.10.2012г. , содержащим разъяснения, какие нарушения при оформлении паспорта сделки образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Указание в паспорте сделки даты заключения контракта, а не даты вступления его в силу не является, по мнению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, административным правонарушением. Так же указывает, что работает в ОАО «ПО «Кристалл» в должности заместителя генерального глректора - директора по маркетингу и сбыту. Согласно Положению о заместителе генерального директора - директоре по маркетингу и сбыту ОАО «ПО «Кристалл» в его должностные обязанности входит организация коммерческой деятельности предприятия, направленная на эффективную реализацию готовой продукции, разработка маркетинговой политики предприятия, а также реализация программ совершенствования выпускаемого ассортимента готовой продукции. При этом, общее руководство деятельностью ОАО «ПО Кристалл», а также обеспечение финансовой деятельности общества в мою компетенцию не входит. Согласно утвержденной организационно-штатной структуре в моем подчинении находятся следующие структурные подразделения ОАО «ПО «Кристалл»: отдел внешнеэкономических связей и сбыта готовой продукции, отдел экспортно - импортных операций, отдел маркетинга, отдел технического контроля и оценки готовой продукции, обособленное подразделение ОАО «ПО «Кристалл» в Республике Саха Якутия). Оформление паспорта сделки по каждому внешнеэкономическому контракту входит в обязанности финансово-казначейского отдела, руководство которым я не осуществляю, т.е. не несу обязанностей по осуществлению контроля соблюдения законодательства при оформлении паспорта сделки и не несу ответственности за деятельность данного структурного подразделения. Организационно-штатная структура ОАО «ПО «Кристалл» включает несколько заместителей генерального директора, обеспечивающих реализацию соответствующего направления деятельности предприятия (финансового, производственного, сбытового, технического, социального и др.). Полномочия, предоставленные ему доверенностью /д от ДД.ММ.ГГГГ, имеют и другие заместители генерального директора на основании аналогичных доверенностей. Однако данные полномочия направлены на обеспечение непрерывного документооборота ОАО «ПО «Кристалл», требующего наличие подписи уполномоченного лица на соответствующих документах. При этом, согласно приказу генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ ответственность за качество и законность составления документов несут соответствующие структурные подразделения, а также заместители генерального директора, курирующие их работу. Поскольку финансово-казначейский отдел, в обязанности сотрудников которого входит оформление паспорта сделки, не находится в его подчинении, и он не обладаю властно-распорядительными полномочиями в отношении данного подразделения, не имеет возможности контролировать деятельность данного подразделения и проверять правильность выполнения им финансовых и иных операций. По этой причине он не могу нести ответственность за деятельность данного подразделения и, соответственно быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ. Действия по подписанию паспорта сделки не входят в его служебные обязанности. При таких обстоятельствах считает, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено незаконно, поскольку он не является субъектом данного административного правонарушения и не может быть привлечен к административной ответственности. Допущенная неточность указания даты контракта в паспорте сделки не повлияла на выполнение сторонами контракта своих обязательств, на изменение цены контракта и срока его действия, не привело к нарушению срока поступления валютной выручки, искажению данных, необходимых для осуществления валютного контроля. По этим причинам его действия не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не нарушают права и интересы граждан и государства. В том случае, если его действия, выразившиеся в неверном указании даты контракта в паспорте сделке, будет квалифицированы судом, как образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, считает, что имеются основания считать данное нарушение малозначительным и освободить от административной ответственности.

Представитель заявителя Котова И.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что указание в договоре даты вступления в законную силу является технической ошибкой, указала, что материале проверки ТУ ФСФБН также допущены технические ошибки, в том числе и в наименовании проверяемой организации. На вопросы судьи пояснила, что при подписании контракта на основании доверенности, заявителю в данном случае делегировались полномочия генерального директора ОАО ПО «Кристалл».

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Смоленской области – Антонюк А.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения жалобы, поддержала доводы, изложенные в возражениях на жалобу, полагала не подлежащими применению положения о малозначительности правонарушения, указав, что на основании представляемых данных о паспорте сделки формируется статистическая отчетность и в конечном итоге макрофинансовые показатели экономики РФ в целом. На вопросы судьи о конкретном влиянии на указанные показатели допущенного нарушения в указании даты контракта представить пояснения затруднилась. Не оспаривала факт того, что при проведении проверки недостаток был устранен, соответствующе изменения должны быть внесены во все формы отчетности.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему.

Часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной статьей, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании). Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В силу части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным бан: Российской Федерации.

Инструкцией Банка России от ДД.ММ.ГГГГ -И установлен Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банках документов и информации, связанных с проведением валютных операций порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением (далее - Инструкция -И).

В соответствии с пунктом 6.1 Инструкции -И резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 настоящей Инструкции, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту и по форме 2 при осуществлении валютных операций по кредитному договору) (далее - ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в главе 12 настоящей Инструкции.

В соответствии с приложением 4 к Инструкции -И раздела 3 «Общие сведения о контракте» (форма 1 ПС) и подраздела 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» (форма 2 ПС, лист 1) заполняются следующим образом.

В графе 2 в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается наиболее поздняя по сроку одна из следующих дат: дата подписания контракта (кредитного договора) или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении заместителя генерального директора – директора по маркетингу и сбыту ОАО ПО «Кристалл» Афанасьева Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому, Афанасьев Н.В. совершил административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленных правил оформления паспортов сделок, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в присутствии Афанасьева Н.В. вынесено обжалуемое постановление.

Из материалов дела следует, что ОАО «ПО «Кристалл» при оформлении паспорта сделки в графе 2 раздела 3 ПС указало дату заключения контракта (ДД.ММ.ГГГГ), а не дату вступления его в силу (ДД.ММ.ГГГГ).

Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что Афанасьев Н.В., допустив вышеприведенное нарушение установленных правил оформления паспорта сделки обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

При этом, судьей отклоняются доводы заявителя о том, что Письмом ФСФБН РФ от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено указанное нарушение, поскольку приведенный в упомянутом письме перечень нарушений не является исчерпывающим, а само нарушение не противоречит общему правилу квалификации деяний по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, установленному абз. 1 и 2 п. 2 Письма. Кроме того, судья отмечает, что названное письмо не может быть безусловным разъяснением порядка и оснований применения ст. 15.25 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя о том, что последний является ненадлежащим субъектом судьей отклоняются ввиду следующего.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, ДД.ММ.ГГГГ настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно положению о заместителе генерального директора - директора по маркетингу и сбыту ОАО ПО «Кристалл», последний относится к категории руководителей; в своей деятельности руководствуется законодательными и нормативными актами регламентирующими производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность Общества (п. 1.5); на последнего возложены задачи организации коммерческой деятельность общества с целью эффективной реализации готовой продукции и алмазного сырья (п. 2.1), организация работы и осуществление контроля за деятельностью подчиненного ему персонала; обязанности по организации разработки стратегии проведения рекламной кампании в средствах массовой информации и специализированных изданиях, предоставлены право подготовки документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью общества (п. 4.4).

Согласно приказу ОАО ПО «Кристалл» от ДД.ММ.ГГГГ заместителю генерального директора - директору по маркетингу и сбыту предоставлено право первой подписи всех первичных учетных документов.

Согласно паспорту сделки от ДД.ММ.ГГГГ , последний подписан от лица ОАО ПО «Кристалл» Афанасьевым Н.В., как руководителем организации.

Согласно представленной в материалы дела доверенности /Д от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО ПО «Кристалл» доверяет Афанасьеву Н.В. право осуществления от имени общества действий по всем направлениям деятельности, включая осуществление от имени общества сделок с иностранными юридическими лицами и контроля за их исполнением, распоряжения денежными средствами, с правом первой подписи финансовых (расчетных и денежных документов), подписания кадровых документов, документов бухгалтерской отчетности и иных отчетных документов.

При таких обстоятельствах, судья считает, что Афанасьевым Н.В. правонарушение совершено в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в ОАО ПО «Кристалл», а в данном случае - переданных ему на основании специального полномочия - доверенности полномочий и функций единоличного исполнительного органа Общества, что также в целом не противоречило и его основным служебным обязанностям.

Каких-либо нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих признание протокола об административном правонарушении недопустимыми доказательствами в судебном заседании не установлено.

Также не имеется существенных нарушений процессуальных требований закона, которые могли бы повлиять на правильное установление фактических обстоятельств по делу.

Вместе с тем оценивая обстоятельства совершенного противоправного деяния и доводы представителя заявителя о его малозначительности, судья исходит из следующего.

Согласно п. 3 ч. 1 Статья 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как следует из материалов дела, в последних отсутствуют сведения о конкретных общественно опасных последствиях ошибочного указания даты в паспорте сделки, при этом судья отмечает, что указанная дата была отражена с нарушением на 8 дней, а кроме того была исправлена ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки, до окончания срока действия и исполнения контракта, а также текущего финансового года начала его действия, что также до окончательного исполнения внешнеэкономической сделки в финансовом году начала ее исполнения позволило внести необходимые изменения в соответствующие статистические показатели. То есть, указанные действия фактически не повлекли общественно опасных последствий.

Поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, сконструирован, как формальный, фактическое отсутствие общественно опасных последствий само по себе не исключает наличие в действиях юридического лица административного правонарушения. Однако, учитывая вышеприведенные положения ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснения по их применению, судья считает, что в данном случае описанное действие, содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения отсутствия причинения конкретного вреда и отсутствия последствий таких действий, в связи с исправлением в том же финансовом году и до исполнения сделки даты контракта путем его переоформления в установленном порядке, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а производство по делу подлежит прекращению ввиду малозначительности административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заместителя генерального директора – директора по маркетингу и сбыту ОАО ПО «Кристалл» Афанасьева Н.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора – директора по маркетингу и сбыту ОАО ПО «Кристалл» Афанасьева Н.В. прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в смоленской областной суд в течении 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья             А.В. Калинин

12-847/2015

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Афанасьев Николай Валерьевич
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Калинин Андрей Владимирович
Статьи

ст. 15.25 ч.6 КоАП РФ

Дело на странице суда
prom--sml.sudrf.ru
19.11.2015Материалы переданы в производство судье
17.12.2015Судебное заседание
29.12.2015Вступило в законную силу
19.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2016Дело оформлено
17.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее