Дело № 2-915/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Смоленск 10 февраля 2016 года
Промышленный районный суд г. Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е., при секретаре Косорыгиной И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой С.Г. к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска», Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области о признании права на досрочное назначение пенсии, понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Козлова С.Г. обратилась в суд с иском к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска», Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области о признании права на досрочное назначение пенсии, понуждении к совершению действий, который поддержала в судебном заседании, сославшись на то, что с ДД.ММ.ГГГГ она признана безработной, состоит на учете в центре занятости, получает пособие. До настоящего времени она не трудоустроена, хотя сама активно искала работу, посещала ярмарку вакансий, обращалась к работодателям по направлению службы занятости. Ее страховой стаж составляет 32 года, возраст 53 года, в связи с чем она согласна выйти досрочно на пенсию. На ее заявление о выдаче предложения о назначении пенсии досрочно, СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» ей ответил отказом. Считает отказ незаконным. Просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии, и обязать надлежащего ответчика выдать ей предложение о назначении пенсии досрочно.
Представитель ответчика СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» – Каранденков Н.П., в судебном заседании иск не признал, поддержал представленные письменные возражения, дополнительно указав, что выдача предложения о назначении пенсии является правом, а не обязанностью. Считают, что возможность трудоустройства истицы еще не утрачена. Кроме того, они не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку предложение выдает Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области. Просит к ним в иске отказать.
Представитель ответчика Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области – Курова Н.Г., в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истица к ним с целью получения предложения о направлении безработного на пенсию досрочно, не обращалась. Из материалов личного дела Козловой С.Г., каких-либо недобросовестных действий с ее стороны, не усматривается. Просит к ним в иске отказать.
Выслушав стороны, представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Из анализа вышеуказанной нормы следует, что основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются: признание граждан в установленном порядке безработными; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; достижение безработными гражданами определенного возраста; увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
Судом установлено, что Козлова С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была уволена по сокращению штата п.2 ст. 81 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ года. Страховой стаж составляет более 32 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Козлова С.Г. обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» с заявлением о предоставлении услуги содействия в поисках подходящей работы.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Козлова С.Г. была признана безработной, ей назначено пособие, до настоящего времени не трудоустроена. Первоначально пособие истице было назначено на 1 год, а затем выплата продлена до ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из представленных документов и доводов сторон, Козловой С.Г. неоднократно предлагались многочисленные варианты работы, однако, по большому количеству вакансий истице было отказано работодателями в трудоустройстве, от трех вакансий истица отказалась сама из-за предлагаемой заработной платы, что не может ставиться ей в вину. При этом представители ответчиков подтвердили, что недобросовестности со стороны истицы при рассмотрении предложенных ей вариантов работы, а также необоснованных отказов от трудоустройства, не имелось. Истица ссылалась на то, что она была заинтересована в трудоустройстве, самостоятельно активно искала работу, и данные доводы ничем не опровергнуты.
ДД.ММ.ГГГГ Козлова С.Г. обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» с заявлением о выходе досрочно на пенсию, ссылалась на достижение возраста 53-х лет, наличие необходимого страхового стажа.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, со ссылкой на то, что ее случай не является исключительным, не исчерпаны все возможности для трудоустройства, а выдача такого предложения является правом, а не обязанностью органа службы занятости.
Действительно в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" выдача предложения о досрочном назначении пенсии, является правом, а не обязанностью службы занятости, представляет собой одну из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства.
Указанный подход к реализации права, предусмотренного пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 400-О.
ДД.ММ.ГГГГ истице были предложены две вакансии, по одной из которых она не прошла собеседование, а по второй штат уже был укомплектован. После ДД.ММ.ГГГГ подходящие вакансии истице не предлагались, и в судебном заседании представители ответчиков на наличие таких вакансий не указывали.
В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Козлова С.Г. состоит на учете как безработная уже более 1 года 3 месяцев, и все предложенные ей вакансии либо не соответствуют ее заявленным требованиям, либо ее кандидатура не подходит работодателю.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время отсутствуют должности, являющиеся подходящими истице в силу п. 1 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", и в силу статьи 32 она подпадает под категорию лиц, которые имеют право получить от органов службы занятости предложение для назначения пенсии по старости досрочно.
Доводы представителя ответчика о том, что возможности для трудоустройства истицы не исчерпаны, выдача предложения для назначения досрочной пенсии по старости является преждевременной, суд считает необоснованными.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.11.2004 г. N 400-О, норма права, содержащаяся в п. 2 ст. 32 Закона, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. И из содержания данной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя свои полномочия, могут действовать произвольно.
Поскольку все условия оформления истице пенсии по старости досрочно соблюдены, в том числе у органов занятости на протяжении длительного времени, в том числе и после ДД.ММ.ГГГГ отсутствует возможность для трудоустройства Козловой С.Г., суд считает необходимым обязать надлежащего ответчика Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области выдать Козловой С.Г. предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно.
Оснований для удовлетворения требований истицы в остальной части, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Козловой С.Г. удовлетворить частично.
Обязать Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области выдать Козловой С.Г. предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно.
В остальной части иска и в иске к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская