№а-2309/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 10 октября 2016 года
Боровичский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Григорьевой Т.Ю.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя административного истца – прокурора ФИО3,
представителя заинтересованного лица ФИО1 – ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Боровичского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Ёгольского сельского поселения, неопределенного круга лиц к Совету депутатов Ёгольского сельского поселения об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ненормативного правового акта – решения Совета депутатов Ёгольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О досрочном сложении полномочий депутата Совета депутатов Егольского сельского поселения ФИО1», указав при этом следующее:
Межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения депутатами Совета депутатов Волокского сельского поселения законодательства о противодействии коррупции. Установлено, что ФИО1 на основании постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах выборов депутатов Совета депутатов Ёгольского сельского поселения <адрес> второго созыва по десятимандатному избирательному округу» является депутатом Совета депутатов Ёгольского сельского поселения, срок ее полномочий - с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ. При предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год депутат ФИО1 не указала в своей справке о доходах сведения о том, что она является учредителем ООО «Ритуал», и в дальнейшем, в установленный законом месячный срок, не предоставила уточненных сведений.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении депутатами законодательства о противодействии коррупции, выразившимся в предоставлении недостоверных (неполных) сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в адрес Совета депутатов Волокского сельского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором прокурором поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Ёгольского сельского поселения третьего созыва ФИО1 в связи с неисполнением обязанности, установленной федеральными законами.
Представление прокурора рассмотрено Советом депутатов Волокского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения принято несоответствующее закону решение № об отказе в удовлетворении требований Боровичской межрайонной прокуратуры в части досрочного прекращения полномочий депутатов Ёгольского сельского поселения ФИО1 в связи с неисполнением обязанности, установленной федеральными законами.
Указанный факт подтверждается протоколом заседания Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, решением Совета депутатов Ёгольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О досрочном сложении полномочий депутата Совета депутатов Егольского сельского поселения ФИО1», из которого следует, что Совет депутатов решил отказать в удовлетворении представления межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение Совета депутатов Ёгольского сельского поселения по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата Ёгольского сельского поселения третьего созыва ФИО1 не соответствует действующим нормативным правовым актам.
Прокурор просит признать решение Совета депутатов Ёгольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О досрочном сложении полномочий депутата Совета депутатов Егольского сельского поселения ФИО1» не законным. Обязать Совет депутатов Ёгольского сельского поселения на ближайшем заседании повторно рассмотреть представление Боровичского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Ёгольского сельского поселения третьего созыва ФИО1.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала.
Административный ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск признал.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 иск не признала.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Российская Федерация присоединилась к международной Конвенции ООН против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ) и признала за собой обязательства в целях поощрения честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов; устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц, а также дисциплинарные или другие меры в отношении публичных должностных лиц, которые нарушают эти нормы (статьи 1, 2, 8). Российская Федерация обязалась принять надлежащие меры по усилению прозрачности и обеспечению для населения эффективного доступа к информации в сфере противодействия коррупции (статья 13).
Во исполнение международных обязательств в Российской Федерации принята и действует часть 7.1 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязывающая депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие лица, замещающего муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Частью 4 ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» установлено, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Согласно положениям ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается в числе прочего на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Положениями статьи 6 вышеуказанного Закона в число мер по профилактике коррупции включено установление в качестве основания применения в отношении лиц мер юридической ответственности за непредставление ими сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.44 Федерального закона №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определятся виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Полномочия депутата Совета депутатов сельского поселения прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Частью 7.1 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с п.1.6 Порядка представления лицами, замещающими муниципальные должности в Ёгольском сельском поселении, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного решением Совета депутатов Ёгольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в случае непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений лицо, замещающее муниципальную должность в Ёгольском сельском поселении, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения, полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования в соответствии с ч.11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3. Основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о нарушении депутатом ограничений, установленных законом.
Согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления представительный орган муниципального образования при наличии соответствующих оснований обязан - досрочно прекратить полномочия своего депутата в срок, установленный ч.11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ. При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Аналогична ситуация по сути и с остальными основаниями досрочного прекращения полномочий (смерти, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным и т.д.). Наличие объективного юридического факта, по сути, императивно связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию.
Судом установлено, что решением Совета депутатов Ёгольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № отклонено представление Боровичского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутатов Ёгольского сельского поселения третьего созыва ФИО1
Вместе с тем, согласно п.6 ст.33 Устава Ёгольского сельского поселения, депутат Совета депутатов сельского поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Таким образом, требования Боровичского межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов Ёгольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении представления Боровичской межрайонной прокуратуры от 27.06.2016г. № о досрочном сложении полномочий депутата Совета депутатов Ёгольского сельского поселения ФИО1, опубликовании данного решения в бюллетене «Официальный вестник Ёгольского сельского поселения» не законным.
Обязать Совет депутатов Ёгольского сельского поселения на ближайшем заседании повторно рассмотреть представление Боровичского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата Ёгольского сельского поселения третьего созыва ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Т.Ю. Григорьева