УИД 65RS0011-01-2021-000672-29
Дело № 2-754/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2021 года г. Поронайск
Поронайский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Поповой Т.В., при секретаре судебного заседания Волохович Т.М., с участием прокурора Ткаченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поронайского городского прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Теплотехник-1» о возложении обязанности произвести в жилищном фонде * опресовку и промывку внутридомовых систем отопления, замену стояков системы отопления, системы водоснабжения, канализационной трубы, в жилищном фонде * замену канализационной трубы, в котельных * гидравлические испытания, опресовку и промывку котлов и теплотрассы, чистку дымоходов и труб,
УСТАНОВИЛ:
Поронайский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к муниципальному унитарному предприятию (далее МУП) «Теплотехник-1» о возложении обязанности произвести в жилищном фонде * опресовку и промывку внутридомовых систем отопления, замену стояков системы отопления, системы водоснабжения, канализационной трубы, в жилищном фонде * замену канализационной трубы, в котельных №* гидравлические испытания, опресовку и промывку котлов и теплотрассы, чистку дымоходов и труб, указав в обоснование, что во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» Поронайской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищно-коммунального законодательства. МУП «Теплотехник-1» оказывает населению * и * услуги по водоснабжению, теплоснабжению и водоотведению, в целях организации которого между администрацией Поронайского городского округа и ответчиком заключен договор аренды муниципального имущества. Согласно данному договору Администрацией передано МУП «Теплотехник-1» во временное владение и пользование муниципальное имущество, относящиеся к системе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которое предприятие обязано поддерживать в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание. В ходе проверки при обследовании жилищного фонда установлена необходимость производства в жилом фонде * опресовки и промывки внутридомовых систем отопления, замены стояков системы отопления Ду.25, стояков на системе водоснабжения Ду.20, а также канализационной трубы, в * требуется замена канализационной трубы. При обследовании котельных №* установлена необходимость проведения гидравлических испытаний, опресовки и промывки котлов, теплотрасс, чистка котлов, дымоходов и труб от сажи. Выявленные недостатки могут привести к оказанию населению Поронайского городского округа жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, что негативно скажется на охраняемых Конституцией Российской Федерации жизни, здоровья граждан, их имущества, ввиду возможности срыва, предстоящего зимнего отопительного сезона. В порядке статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор просит суд в иске возложить на МУП «Теплотехник-1» обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в жилищном фонде * опресовку и промывку внутридомовых систем отопления; по * – замену стояков системы отопления Ду.25; по * – замену стояков на системе водоснабжения Ду.20; по * – замену канализационной трубы; в жилищном фонде в с * – замену канализационной трубы; в котельной * – гидравлические испытания, опресовку и промывку котлов и теплотрассы, чистку котлов и трубы от сажи; в котельной * – гидравлические испытания, опресовку и промывку котлов и теплотрассы, чистку дымоходов и трубы; в котельной * – гидравлические испытания, опресовку и промывку котлов и теплотрассы, чистку дымоходов и трубы.
В судебном заседании участвующий прокурор Ткаченко Е.В. иск поддержала, настаивал на его удовлетворении, пояснив, что до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.
Представитель ответчика МУП «Теплотехник-1», надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не сообщалось, об отложении слушания не просили, возражений относительно заявленных требований не представили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, МУП «Теплотехник» (ОГРН 1136507000266) осуществляет теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение в *, а также управление эксплуатацией жилого фонда.
В целях осуществления ответчиком деятельности по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению администрацией Поронайского городского округа на основании постановления администрации Поронайского городского округа от дата * с последующим внесением в него дополнений постановлением администрации Поронайского городского округа от дата *, постановлением администрации Поронайского городского округа от дата * МУП «Теплотехник-1» переданы на праве хозяйственного ведения котельные * с находящимся в них оборудованием, тепловые сети протяженностью 1083 пог.м, модульная котельная на твердом топливе БМКУ-1600, а также на основании заключенных договоров аренды муниципального имущества от дата * и *, передано во временное владение и пользование МУП «Теплотехник-1» муниципальное имущество, относящееся к системе водоснабжения и водоотведения *, которое предприятие обязано поддерживать в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.
На основании договора управления многоквартирными домами МУП «Теплотехник-1» является управляющей организацией жилого фонда *.
В соответствии с решением Поронайского городского прокурора от дата в отношении МУП «Теплотехник-1» проведена в период с дата по дата проверка соблюдения требований жилищного законодательства, а также законодательства в жилищно-коммунальной сфере в связи с подготовкой к предстоящему отопительному сезону.
В ходе проводимой старшим помощником Поронайского городского прокурора Неволиным Д.Е. с участием директора МУП «Теплотехник-1» *5 проверки установлено, что в жилищном фонде * по: * требуется опресовка и промывка внутридомовых систем отопления; по * необходима замена стояков системы отопления Ду.25; по * необходима замена стояков на системе водоснабжения Ду.20; по * необходима замена канализационной трубы; в жилищном фонде с * требуется замена канализационной трубы; в котельной * необходимо проведение гидравлических испытаний, опресовки и промывки котлов и теплотрассы, чистка котлов и трубы от сажи; в котельной * требуется проведение гидравлических испытаний, опресовки и промывки котлов и теплотрассы, чистка дымоходов и трубы; в котельной * необходимо проведение гидравлических испытаний, опресовки и промывки котлов и теплотрассы, чистка дымоходов и трубы. Выявленные недостатки отражены в акте проверки от дата , с которым ознакомлен директор МУП «Теплотехник-1» без указания в нем каких-либо замечаний, возражений.
Жилищным законодательством закреплено право граждан, организаций (потребителей) на бесперебойное и постоянное получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В указанных Правилах используются, в том числе следующие понятия:
«коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
«потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктом 31 данных Правил предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», им же определяют полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности – обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (часть 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Требования безопасности в сфере теплоснабжения установлены в статье 23.2 Федерального закона «О теплоснабжении», согласно которой под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (часть 1).
Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования (часть 2).
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения (часть 3).
В соответствии с пунктами 6.2.1 и 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо, в том числе: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности.
Требования к технической эксплуатации тепловых сетей и сооружений на них, выполнение которых необходимо для обеспечения надежной и экономичной работы систем коммунального теплоснабжения, бесперебойного отпуска тепловой энергии и теплоносителей установлены Типовой инструкцией по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13 декабря 2000 года № 285.
Типовая инструкция предназначена для теплоснабжающих организаций жилищно-коммунального хозяйства независимо от организационно-правовой формы, имеющих в собственности или на ином законном основании тепловые сети и тепловые пункты.
В основные обязанности организации эксплуатирующей тепловые сети входит содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии (пункт 2.1 Типовой инструкции).
В соответствии с пунктами 2.27, 2.29, 2.30, 2.31 Типовой инструкции организацией эксплуатирующей тепловые сети должны быть организованы техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей. Объем технического обслуживания и ремонта должен определяться необходимостью поддержания работоспособного состояния тепловых сетей. При техническом обслуживании следует проводить операции контрольного характера (осмотр, надзор за соблюдением эксплуатационных инструкций, технические испытания и проверки технического состояния) и технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладка, очистка, смазка, замена вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение различных мелких дефектов). Основными видами ремонтов тепловых сетей являются капитальный и текущий ремонты. Система технического обслуживания и ремонта должна носить предупредительный характер.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с понятиями используемыми для целей указанного Федерального закона:
водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;
водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, предусмотрено, что текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.
Согласно договору управления многоквартирными домами управляющая организация обязана выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме благоустроенного жилого фонда, предоставлять коммунальные услуги собственникам и лицам, принявшим помещения, в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правительством Российской Федерации, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу.
Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах, исходя из анализа приведенных норм права, учитывая выявленные прокурором в ходе проверки недостатки в нарушение требований жилищно-коммунального законодательства и их не устранение на момент рассмотрения дела, принимая во внимание, что они могут повлечь оказание населению * и * жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению с возложением в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ на ответчика обязанности исполнить решение суда с момента вступления в законную силу в течение двух месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Поронайского городского прокурора, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Теплотехник-1» о возложении обязанности произвести в жилищном фонде * опресовку и промывку внутридомовых систем отопления, замену стояков системы отопления, системы водоснабжения, канализационной трубы, в жилищном фонде * замену канализационной трубы, в котельных №* гидравлические испытания, опресовку и промывку котлов и теплотрассы, чистку дымоходов и труб удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Теплотехник-1» обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в жилищном фонде * – опресовку и промывку внутридомовых систем отопления; по * – замену стояков системы отопления Ду.25; по * – замену стояков на системе водоснабжения Ду.20; по * – замену канализационной трубы;
- в жилищном фонде в с * – замену канализационной трубы;
- в котельной * – гидравлические испытания, опресовку и промывку котлов и теплотрассы, чистку котлов и трубы от сажи;
- в котельной * – гидравлические испытания, опресовку и промывку котлов и теплотрассы, чистку дымоходов и трубы;
- в котельной * – гидравлические испытания, опресовку и промывку котлов и теплотрассы, чистку дымоходов и трубы.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательном виде.
Мотивированное решение суда постановлено 11 августа 2021 года.
Судья Т.В. Попова