Дело № 2-871/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2016 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,
при секретаре Сокол О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к войсковой части 21315 о признании незаконным и отмене приказа командира в/ч 21315 № от ДД.ММ.ГГГГ, о признании образования и квалификации ФИО1 соответствующими требованиям, предъявляемым к занимаемой должности, о признании незаконным решения аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 несоответствующей занимаемой должности, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к командиру войсковой части 21315 о признании незаконным и отмене приказа командира в/ч 21315 № от ДД.ММ.ГГГГ, о признании образования и квалификации ФИО1 соответствующими требованиям, предъявляемым к занимаемой должности, о признании незаконным решения аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 несоответствующей занимаемой должности.
В обоснование своих требований истец указала, что в настоящее время она работает в войсковой части 21315 <адрес>. Имеет диплом <адрес>1 (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ) о среднем профессиональном образовании повышенного уровня по специальности «лечебное дело» с присвоением квалификацией «фельдшер». До ДД.ММ.ГГГГ проработала в <адрес> больнице. После переезда к месту службы мужа, в связи с невозможностью трудоустройства в соответствии с полученным ранее образованием была принята с ДД.ММ.ГГГГг. в войсковую часть 21315 на должность «радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры отделения связи в/ч 21315». В июне-июле 2015 г. истец прошла обучение по повышению квалификации в КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж», по итогам которого получила сертификат специалиста с допуском к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности по специальности «скорая и неотложная помощь» со сроком действия 5 лет, №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ.
В октября 2015г. истец узнала о предстоящем увольнении, в связи с выходом на пенсию, заведующего медицинским пунктом врача - терапевта части ФИО4, а также, что других кандидатов на данную должность не имеется. Так как ранее эта должность замещалась средним медицинским персоналом, т. к. ФИО4 по образованию фельдшер, то истец подала заявление с просьбой о ее переводе на должность заведующего медицинским пунктом врача-терапевта части. Должность заведующего медицинским пунктом замещается фельдшерами с 2010 г. в виду отсутствия медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование.
После увольнения ФИО4, аттестационная комиссия части приняла решение о ходатайстве перед командиром в/ч 21315 об удовлетворении данного заявления. Был разработан проект приказа о переводе истца на данную должность с установлением тарификации в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № как заведующему структурного подразделения из числа среднего медицинского персонала с окла<адрес>.00 руб. То есть тарифицирование не как врача, а как фельдшера. При этом было принято во внимание, что лазарет штатом не предусмотрен, медицинский пункт в/ч не осуществляет лечебную деятельность, предназначен для обеспечения оказания первой медицинской помощи и определения возможности допуска водителей и персонала в/ч к исполнению обязанностей по медицинским показателям.
Данный проект приказа со всеми документами, протоколом заседания аттестационной комиссии части, положением о медицинском пункте в/ч 21315, должностными обязанностями заведующего медицинским пунктом врача -терапевта истец отвезла на согласование к начальнику отдела в УФО № по <адрес>. После положительной проверки данных документов, командир в/ч 21315 издал приказ № от ДД.ММ.ГГГГг. о переводе истицы на данную должность с ДД.ММ.ГГГГг. с установлением тарификации в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № как заведующему структурного подразделения из числа среднего медицинского персонала с окла<адрес>, 00 руб.
За период работы в данной должности выполняет должностные обязанности в полном объеме, необходимые документы и донесения исполняет вовремя, по работе характеризуется только с положительной стороны, не имеет ни одного взыскания и замечания от администрации части, приказом командира в/ч 21315 № от ДД.ММ.ГГГГг ей была объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку. Однако ДД.ММ.ГГГГг., по возвращению из отпуска, истец узнала, что на имя командира части поступило предписание прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона на основании жалобы из УФО № по ПК из которого следует, что она по уровню образования и квалификации не соответствует занимаемой должности и была назначена на нее незаконно. В этот же день состоялась аттестационная комиссия части и был издан приказ командира в/ч 21315 № от ДД.ММ.ГГГГг., утвердивший решение аттестационной комиссии и истец была уведомлена о предстоящем увольнении по ст. 81 п.3 ТК РФ как несоответствующая занимаемой должности. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала и пояснила суду, что в в/ч 21315 появилась вакантная должность заведующей медицинским пунктом врач - терапевт. Ее приняли на работу в соответствии с приказами, затем в процессе ее трудовой деятельности УФО предъявило требование к командованию части, что она не может занимать эту должность, так как отсутствует высшее образование. Бухгалтер части написала в военную прокуратуру обращение, они направили представление в <адрес> о том, что она незаконно занимает эту должность, но фактически никакой проверки не проводилось, в часть прокуратура не приезжала и не обращалась, личное дело не проверяли и не запрашивали. В адрес командира в/ч пришла телеграмма, чтобы он принял меры. В это время она находилась в отпуске, в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., а ДД.ММ.ГГГГ в понедельник вышла на работу. В это же день была проведена аттестационная комиссия. От нее объяснений никаких не требовали, не предупреждали, вручили только итоговое уведомление об увольнении. Аттестационные листы ей заполнить никто не предлагал, в ходе проведения аттестации ее деловые, личные качества никто не проверял, сами аттестационные листы она не видела.
Представитель ответчика - и.о. командира войсковой части ФИО5 исковые требования признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ у командира части 21315 вышестоящее командование из <адрес> в связи с тем, что пришло представление из 33 военной прокуратуры, затребовали объяснение по факту занятия должности ФИО1 Командир части предоставил рапорт вместе с выписками из приказа и копиями дипломов о квалификации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг., все было отправлено. ДД.ММ.ГГГГг. телеграммой пришел приказ командующего об устранении нарушений и объявлении выговора командиру части. При приеме на работу ФИО1 аттестация проводилась, в ее личном деле имеется диплом об образовании, сертификат. Замечаний по ее работе не было, заработную плату она получала как фельдшер. О проведении аттестации на соответствие занимаемой должности, ФИО1 предупредил по телефону командир части, но когда, пояснить не может. Аттестационный лист составляется непосредственно начальником для аттестационной комиссии, ознакомлена ли истец с данным аттестационным листом, он пояснить также не может.
Выслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1, в соответствии с приказом командира в/ч 21315 от ДД.ММ.ГГГГг. № со ДД.ММ.ГГГГг. была переведена на вакантную должность заведующего медицинским пунктом - врача терапевта с установлением тарификации в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № как заведующему структурного подразделения из числа среднего медицинского персонала с окла<адрес>.00 руб. Данный приказ был издан в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №н «Об утверждении порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты», в связи с тем, что в/ч базируется в сельской местности и должность врача длительное время вакантна.
Решение о назначении ФИО1 было принято по ходатайству аттестационной комиссии в/ч, при рассмотрении ее кандидатуры учитывалось, что лазарет штатом не предусмотрен, медицинский пункт в/ч не осуществляет лечебную деятельность, предназначен для обеспечения оказания первой медицинской помощи и определения возможности допуска водителей и персонала в/ч к исполнению обязанностей по медицинским показателям.
ДД.ММ.ГГГГг. командиру в/ч 21315 поступило устное сообщение, что в адрес Командующего армией поступило представление об устранении нарушений закона из 33 военной прокуратуры. В этот же день копия данного представления была направлена командиру в/ч для дачи объяснений. ДД.ММ.ГГГГг. командир в\ч направил рапорт в адрес командующего 11 армией ВВС и ПВО.
При этом, проверка сотрудниками 33 военной прокуратуры исполнения должностными лицами в/ч 21315 трудового законодательства, не проводилась, что следует из текста представления. Объяснения командира в/ч 21315, ФИО1 и других работников части в военную прокуратуру не предоставлялись и не истребовались.
ДД.ММ.ГГГГг. состоялось заседание аттестационной комиссии части, которая дала заключение, что в соответствии с представлением об устранении нарушений закона 33 Военной прокуратуры гарнизона признать ФИО1 несоответствующей занимаемой должности заведующего медицинским пунктом врача-терапевта, вследствие недостаточной квалификации, в виду того, что не имеет высшего образования, диплома врача-терапевта и соответствующего сертификата.
В этот же день ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ командира в/ч 21315 № об утверждении решения аттестационной комиссии и предупреждении об увольнении ФИО1 по п.3 ст. 81 ТК РФ, вручено письменное предупреждение о предстоящем увольнении.
Согласно п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в силу пункта 3 части первой и части второй статьи 81 ТК РФ увольнение по пункту 3 части первой статьи 81 Кодекса допустимо при условии, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Учитывая это, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии с положением «Об аттестационной комиссии войсковой части 21315» при рассмотрении вопросов в отношении конкретного лица, они аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов, которые не позднее, чем за две недели до проведения аттестации представляются в аттестационную комиссию в/ч на подлежащего аттестации его непосредственным начальником, а на начальников подразделений - начальником отделения кадров.
Из представленных доказательств сторонами видно, что командиру части ДД.ММ.ГГГГг. была предоставлена копия представления 33 военной прокуратуры гарнизона «Об устранении нарушений закона». ДД.ММ.ГГГГг. уже состоялась аттестационная комиссия части в ненадлежащем составе, которая дала заключение, что ФИО1 не соответствует занимаемой должности.
Сведений о том, были ли аттестационные листы, представлялись ли они для ознакомления истице, в суд не представлено.
Так же, согласно этому же положению, аттестуемый должен быть ознакомлен с содержанием аттестационного листа (аттестации), о чем расписывается в аттестационном листе.
Вместе с тем установлено, что ФИО1 с аттестационными листами не знакомили. Кроме того, она в период подготовке к аттестации находилась в отпуске, о чем имеется приказ № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Понедельник ДД.ММ.ГГГГ явился ее первым рабочим днем. В этот день она была уведомлена о решении аттестационной комиссии и ознакомлена с приказом о предстоящем увольнении.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела, судом установлено и подтверждено материалами дела нарушение ответчиком порядка проведения аттестации, следовательно, решение аттестационной комиссии войсковой части 21315 от ДД.ММ.ГГГГ о «признании ФИО1 несоответствующей занимаемой должности заведующего медицинским пунктом врача-терапевта, вследствие недостаточной квалификации» и приказ командира войсковой части 21315 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении решения аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и предупреждении об увольнении ФИО1», нельзя признать законными.
В силу ст. ст. 69, 100 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ, право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
В силу ст. 72 указанного закона медицинские работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.03.2010г. №н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.
Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 252н утвержден Порядок возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты
Так, согласно Положению о медицинском пункте войсковой части 21315, данный медицинский пункт не осуществляет лечебную деятельность и предназначен для обеспечения оказания первой медицинской помощи и определения возможности допуска водителей и персонала в/ч к исполнению обязанностей по медицинским показаниям.
В материалах дела имеются сведения, что истица имеет диплом <адрес>1 (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ) о среднем профессиональном образовании повышенного уровня по специальности «лечебное дело» с присвоением квалификацией «фельдшер». Также ФИО1 прошла обучение во Владивостокском базовом медицинском колледже по специальности «Скорая и неотложная помощь» и получила сертификат специалиста № от ДД.ММ.ГГГГг. сроком действия по 2020 год.
Истец была принята на должность ДД.ММ.ГГГГ заведующей медицинским пунктом врача-терапевта с установлением тарификации как заведующему структурного подразделения из числа среднего медицинского персонала с окла<адрес>.00 руб.
Таким образом, учитывая изложенное, истица на момент принятия на должность имела соответствующее образование и квалификацию. В связи с чем, ее требования являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к войсковой части 21315, удовлетворить.
Признать незаконным решение аттестационной комиссии войсковой части 21315 от ДД.ММ.ГГГГ о «признании ФИО1 несоответствующей занимаемой должности заведующего медицинским пунктом врача-терапевта, вследствие недостаточной квалификации».
Признать незаконным и подлежащим отмене приказ командира войсковой части 21315 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении решения аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и предупреждении об увольнении ФИО1», а образование и квалификацию ФИО1 соответствующими занимаемой должности заведующего медицинским пунктом врача-терапевта войсковой части 21315.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья: С.Б.Хрещатая