Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1710/2015 ~ М-513/2015 от 23.01.2015

№ 2-1710/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    31 марта 2015 года Центрального районный суд г. Воронежа в составе

председательствующего судьи Васиной В.Е.

при секретаре Хапиловой М.А.

с участием истца Чабановой Е.В.

представителя истца по устному заявлению Павловой В.Н.

представителя ответчика по доверенности Сафоновой А.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чабанова ФИО13, Чабановой ФИО14, Чабанова ФИО15, Чабановой ФИО16, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чабанова ФИО17, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г. Воронеж, обязании устранить допущенные нарушения и возложении обязанности провести инструментальное обследование,

УСТАНОВИЛ:

Чабанов В.П., Чабанова М.И., Чабанов И.В., Чабанова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чабанова П.В., обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г. Воронеж по признанию жилого дома <адрес> аварийным, а жилого помещения квартиры в указанном доме - непригодным для дальнейшего проживания, обязании устранить допущенные нарушения по поводу признания <адрес> аварийным, решения вопроса о пригодности (непригодности) его для дальнейшего проживания, возложении обязанности провести инструментальное обследование жилого <адрес> силами специализированной организации и проектно-изыскательской организации по поводу признания дома аварийным, пригодности (непригодности) его для постоянного проживания и передать материалы для рассмотрения на заседании Городской межведомственной комиссии для проведения оценки на предмет соответствия помещения установленным Положением требований, указав, что их семья проживает по договору социального найма в <адрес>Б по <адрес>. Жилье является муниципальным. <адрес> года постройки, является ветхим сооружением, дом непригоден для проживания. При обращении заявителей в ГМВК, им было предложено представить заключение проектно-изыскательской организации. Считая, что заявители как наниматели муниципального жилья не должны предоставлять такое заключение, Чабановы обратились в суд.

Чабанов В.П., Чабанова М.И., Чабанов И.В. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просят рассмотреть заявление в их отсутствие.

Чабанова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чабанова П.В., и ее представитель по устному заявлению Павлова В.Н. в судебном заседании заявление поддержали.

ФИО5 Администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО10 в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель государственной жилищной инспекции Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц. Исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ граждане и организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно пунктов 1, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, от 10.02.2009 г. № 2 (в ред. от 09.02.2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ). Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Судом установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Чабанов В.П., Чабанова Е.В., Чабанова М.И., Чабанов И.В. и Чабанов П.В. проживают в <адрес> Б по <адрес>. Квартира является имуществом муниципальной казны с 2008 года.

Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дом находится в управлении ООО УК «<данные изъяты>», дома включены в реестр муниципального имущества (жилые помещения).

ДД.ММ.ГГГГ Чабанова Е.В. обратилась в ГМВК с заявлением о признании <адрес> непригодной для проживания.

Как следует из протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ решение вопроса о признании <адрес> непригодной для проживания отложено до предоставления заключения проектно-изыскательской организации с указанием данных согласно п. 35 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.

Согласно п. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Постановлением Правительства от 28.01.2006 г. № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

В силу п. 7 указанного Постановления орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Пунктом 33 Постановления установлено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно пункту 43 Постановления от 28.01.2006 г. № 47 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в вышеназванном Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с 45 Постановления для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Согласно п. 47 действующего Постановления по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 постановлением администрации городского округа город Воронеж от 28.06.2012 г. № 514 создана городская межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и утверждено Положение о городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В связи с изданием постановления администрации городского округа город Воронеж от 28.06.2012 г. № 514 утратило силу постановление главы городского округа город Воронеж от 03.04.2006 г. № 342 «О городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (вместе с «Положением о городской межведомственной комиссии»).

Согласно п. п. 3.5-3.8 постановления администрации городского округа город Воронеж № 514 от 28.06.2012 г. комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает, в том числе, определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям, определенным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, в том числе, заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если представление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 3.12 постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что по результатам рассмотрения представленных документов комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии муниципального помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик муниципального жилого помещения в соответствие установленным действующим законодательством требованиям и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии муниципального помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым муниципальное помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома муниципального жилищного фонда аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома муниципального жилищного фонда аварийным и подлежащим реконструкции.

Учитывая вышеназванные требования действующего законодательства, которым на администрацию городского округа город Воронеж и городскую межведомственную комиссию не возлагается обязанность за счет средств бюджета города провести экспертизу по инженерному обследованию дома, а напротив, эта обязанность возлагается на заявителя, обратившегося с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, суд считает законными действия администрации городского округа город Воронеж в части предложения Чабановым представить на рассмотрение комиссии заключения специализированной организации, имеющей лицензию на проведение соответствующих работ, проводящей обследование дома, в связи с чем на администрацию городского округа город Воронеж не может быть возложена обязанность провести инструментальное обследование жилого <адрес> силами специализированной организации и проектно-изыскательской организации по поводу признания дома аварийным, пригодности (непригодности) его для постоянного проживания и передать материалы для рассмотрения на заседании Городской межведомственной комиссии для проведения оценки на предмет соответствия помещения установленным Положением требований. При этом суд учитывает, что заключение специализированной организации не может быть получено комиссией на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в порядке межведомственного электронного взаимодействия, определенного в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010г. № 697.

При этом суд не может принять во внимание ссылку заявителей на п. 45(1) постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 о том, что в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения, так как основанием для рассмотрения вопроса о пригодности <адрес> являлось заявление Чабановой Е.В.

При этом суд учитывает, что требования заявителей о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г. Воронеж по признанию жилого <адрес> аварийным, а жилого помещения <адрес> указанном доме - непригодным для дальнейшего проживания, обязании устранить допущенные нарушения по поводу признания <адрес> аварийным, решения вопроса о пригодности (непригодности) его для дальнейшего проживания, не подлежат удовлетворению, так как по смыслу действующего законодательства вопрос о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания подлежит рассмотрению на ГМВК, на которую суд не может возложить обязанность по принятию конкретного решения.

Документы, представленные в суд заявителями, якобы подтверждающие невозможность проживания в данной квартире, могут быть в дальнейшем рассмотрены в числе прочих документов на заседании ГМВК, в случае представления заявителями соответствующего заключения.

Доводы заявителя о наличии заболеваний у членов семьи Чабановых в связи с плохими жилищно-бытовыми условиями не имеет отношения к существу рассматриваемого дела.

Руководствуясь ст.ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Чабанова ФИО18, Чабановой ФИО19, Чабанова ФИО20, Чабановой ФИО21, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чабанова ФИО22, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г. Воронеж по признанию жилого <адрес> аварийным, а жилого помещения <адрес> указанном доме - непригодным для дальнейшего проживания, обязании устранить допущенные нарушения по поводу признания <адрес> аварийным, решения вопроса о пригодности (непригодности) его для дальнейшего проживания, возложении обязанности провести инструментальное обследование жилого <адрес> силами специализированной организации и проектно-изыскательской организации по поводу признания дома аварийным, пригодности (непригодности) его для постоянного проживания и передать материалы для рассмотрения на заседании Городской межведомственной комиссии для проведения оценки на предмет соответствия помещения установленным Положением требований, оставить без удовлетворения.

       На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

    Судья                                                         Васина В.Е.

    Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.

№ 2-1710/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    31 марта 2015 года Центрального районный суд г. Воронежа в составе

председательствующего судьи Васиной В.Е.

при секретаре Хапиловой М.А.

с участием истца Чабановой Е.В.

представителя истца по устному заявлению Павловой В.Н.

представителя ответчика по доверенности Сафоновой А.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чабанова ФИО13, Чабановой ФИО14, Чабанова ФИО15, Чабановой ФИО16, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чабанова ФИО17, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г. Воронеж, обязании устранить допущенные нарушения и возложении обязанности провести инструментальное обследование,

УСТАНОВИЛ:

Чабанов В.П., Чабанова М.И., Чабанов И.В., Чабанова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чабанова П.В., обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г. Воронеж по признанию жилого дома <адрес> аварийным, а жилого помещения квартиры в указанном доме - непригодным для дальнейшего проживания, обязании устранить допущенные нарушения по поводу признания <адрес> аварийным, решения вопроса о пригодности (непригодности) его для дальнейшего проживания, возложении обязанности провести инструментальное обследование жилого <адрес> силами специализированной организации и проектно-изыскательской организации по поводу признания дома аварийным, пригодности (непригодности) его для постоянного проживания и передать материалы для рассмотрения на заседании Городской межведомственной комиссии для проведения оценки на предмет соответствия помещения установленным Положением требований, указав, что их семья проживает по договору социального найма в <адрес>Б по <адрес>. Жилье является муниципальным. <адрес> года постройки, является ветхим сооружением, дом непригоден для проживания. При обращении заявителей в ГМВК, им было предложено представить заключение проектно-изыскательской организации. Считая, что заявители как наниматели муниципального жилья не должны предоставлять такое заключение, Чабановы обратились в суд.

Чабанов В.П., Чабанова М.И., Чабанов И.В. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просят рассмотреть заявление в их отсутствие.

Чабанова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чабанова П.В., и ее представитель по устному заявлению Павлова В.Н. в судебном заседании заявление поддержали.

ФИО5 Администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО10 в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель государственной жилищной инспекции Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц. Исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ граждане и организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно пунктов 1, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, от 10.02.2009 г. № 2 (в ред. от 09.02.2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ). Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Судом установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Чабанов В.П., Чабанова Е.В., Чабанова М.И., Чабанов И.В. и Чабанов П.В. проживают в <адрес> Б по <адрес>. Квартира является имуществом муниципальной казны с 2008 года.

Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дом находится в управлении ООО УК «<данные изъяты>», дома включены в реестр муниципального имущества (жилые помещения).

ДД.ММ.ГГГГ Чабанова Е.В. обратилась в ГМВК с заявлением о признании <адрес> непригодной для проживания.

Как следует из протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ решение вопроса о признании <адрес> непригодной для проживания отложено до предоставления заключения проектно-изыскательской организации с указанием данных согласно п. 35 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.

Согласно п. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Постановлением Правительства от 28.01.2006 г. № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

В силу п. 7 указанного Постановления орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Пунктом 33 Постановления установлено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно пункту 43 Постановления от 28.01.2006 г. № 47 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в вышеназванном Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с 45 Постановления для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Согласно п. 47 действующего Постановления по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 постановлением администрации городского округа город Воронеж от 28.06.2012 г. № 514 создана городская межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и утверждено Положение о городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В связи с изданием постановления администрации городского округа город Воронеж от 28.06.2012 г. № 514 утратило силу постановление главы городского округа город Воронеж от 03.04.2006 г. № 342 «О городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (вместе с «Положением о городской межведомственной комиссии»).

Согласно п. п. 3.5-3.8 постановления администрации городского округа город Воронеж № 514 от 28.06.2012 г. комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает, в том числе, определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям, определенным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, в том числе, заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если представление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 3.12 постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что по результатам рассмотрения представленных документов комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии муниципального помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик муниципального жилого помещения в соответствие установленным действующим законодательством требованиям и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии муниципального помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым муниципальное помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома муниципального жилищного фонда аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома муниципального жилищного фонда аварийным и подлежащим реконструкции.

Учитывая вышеназванные требования действующего законодательства, которым на администрацию городского округа город Воронеж и городскую межведомственную комиссию не возлагается обязанность за счет средств бюджета города провести экспертизу по инженерному обследованию дома, а напротив, эта обязанность возлагается на заявителя, обратившегося с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, суд считает законными действия администрации городского округа город Воронеж в части предложения Чабановым представить на рассмотрение комиссии заключения специализированной организации, имеющей лицензию на проведение соответствующих работ, проводящей обследование дома, в связи с чем на администрацию городского округа город Воронеж не может быть возложена обязанность провести инструментальное обследование жилого <адрес> силами специализированной организации и проектно-изыскательской организации по поводу признания дома аварийным, пригодности (непригодности) его для постоянного проживания и передать материалы для рассмотрения на заседании Городской межведомственной комиссии для проведения оценки на предмет соответствия помещения установленным Положением требований. При этом суд учитывает, что заключение специализированной организации не может быть получено комиссией на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в порядке межведомственного электронного взаимодействия, определенного в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010г. № 697.

При этом суд не может принять во внимание ссылку заявителей на п. 45(1) постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 о том, что в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения, так как основанием для рассмотрения вопроса о пригодности <адрес> являлось заявление Чабановой Е.В.

При этом суд учитывает, что требования заявителей о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г. Воронеж по признанию жилого <адрес> аварийным, а жилого помещения <адрес> указанном доме - непригодным для дальнейшего проживания, обязании устранить допущенные нарушения по поводу признания <адрес> аварийным, решения вопроса о пригодности (непригодности) его для дальнейшего проживания, не подлежат удовлетворению, так как по смыслу действующего законодательства вопрос о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания подлежит рассмотрению на ГМВК, на которую суд не может возложить обязанность по принятию конкретного решения.

Документы, представленные в суд заявителями, якобы подтверждающие невозможность проживания в данной квартире, могут быть в дальнейшем рассмотрены в числе прочих документов на заседании ГМВК, в случае представления заявителями соответствующего заключения.

Доводы заявителя о наличии заболеваний у членов семьи Чабановых в связи с плохими жилищно-бытовыми условиями не имеет отношения к существу рассматриваемого дела.

Руководствуясь ст.ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Чабанова ФИО18, Чабановой ФИО19, Чабанова ФИО20, Чабановой ФИО21, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чабанова ФИО22, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г. Воронеж по признанию жилого <адрес> аварийным, а жилого помещения <адрес> указанном доме - непригодным для дальнейшего проживания, обязании устранить допущенные нарушения по поводу признания <адрес> аварийным, решения вопроса о пригодности (непригодности) его для дальнейшего проживания, возложении обязанности провести инструментальное обследование жилого <адрес> силами специализированной организации и проектно-изыскательской организации по поводу признания дома аварийным, пригодности (непригодности) его для постоянного проживания и передать материалы для рассмотрения на заседании Городской межведомственной комиссии для проведения оценки на предмет соответствия помещения установленным Положением требований, оставить без удовлетворения.

       На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

    Судья                                                         Васина В.Е.

    Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.

1версия для печати

2-1710/2015 ~ М-513/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чабанов Виктор Павлович
Другие
Администрация гродского округа г. Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Васина Валерия Евгеньевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
23.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2015Передача материалов судье
28.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.02.2015Предварительное судебное заседание
19.02.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.03.2015Предварительное судебное заседание
31.03.2015Судебное заседание
01.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2015Дело оформлено
24.09.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее