Гр. дело № 2- 22/12
Строка №9
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
23 января 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербининой Г.С.,
при секретаре Барыгине Д.В.,
с участием:
помощника прокурора Центрального района г.Воронежа Скрынникова А.Л.,
истца Р¤РРћ10.,
представителей истца, действующего РЅР° основании ордера адвоката Сажина Р.Р¤.,
представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующей на основании доверенности Швецовой Т.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ11 Рє ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рѕ признании решения аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу РѕС‚ 18 июля 2011 РіРѕРґР° недействительным, признании увольнения СЃ должности незаконным Рё восстановлении РЅР° службе, взыскании заработной платы Р·Р° время вынужденного прогула Рё компенсации морального вреда,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј, РІ котором указывает, что 30.09.2011 РіРѕРґР° РѕРЅ был уволен СЃ должности оперативного дежурного дежурной части отдела милиции в„–1 Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу РїРѕ Рї. «е» СЃС‚. 58 ФЗ «О полиции» (РїРѕ сокращению штатов) РЅР° основании приказа РїРѕ личному составу ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области в„–2394 Р»/СЃ РѕС‚ 26.09.2011 РіРѕРґР°. Основанием для увольнения послужили выводы аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу РѕС‚ 18 июля 2011 РіРѕРґР°, которой РѕРЅ РЅРµ был рекомендован для прохождения службы РІ полиции. РџРѕ мнению истца РїСЂРё решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ дальнейшем прохождении РёРј службы РІ органах внутренних дел аттестационная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу преждевременно пришла Рє выводу Рѕ его непригодности, РїСЂРёРЅСЏРІ Рє сведению устное сообщение начальника РћРџ в„–1 Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу Рѕ его привлечении Рє уголовной ответственности. РџРѕРјРёРјРѕ изложенного, РѕРЅ РЅРµ был уведомлен Рѕ предстоящем увольнении Р·Р° РґРІР° месяца, письменного согласия РЅР° увольнение РЅРµ давал, СЃ РЅРёРј РЅРµ проводилась беседа РѕР± основаниях увольнения Рё возможности дальнейшего трудоустройства. Работодателем РЅРµ было соблюдено требование закона Рѕ направлении представленного Рє увольнению сотрудника для освидетельствования РЅР° военно-врачебную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ СЃ целью установления степени годности Рє военной службе, РЅРµ предпринята попытка трудоустроить его РЅР° вакантную должность.
На основании изложенного истец просит (с учетом уточненных исковых требований л.д.20-23, 97-102) признать решение аттестационной комиссии Управления МВД России по г.Воронежу от 18 июля 2011 года недействительным, признать увольнение незаконным и восстановить его в должности оперативного дежурного ОП №1 УМВД России по г.Воронежу с 30.09.2011года, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере 129 547 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Р’ судебном заседании истец Р¤РРћ1 РїСЂРѕСЃРёР» исковые требования удовлетворить РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ.
Представитель истца, действующий РЅР° основании ордера адвокат Сажин Р.Р¤., исковые требования поддержал, привел правовое обоснование заявленных требований.
Представитель ответчика ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, действующая РЅР° основании доверенности Швецова Рў.Р’., исковые требования РЅРµ признала, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ СЃСѓРґСѓ, что 18.07.2011 РіРѕРґР° РЅР° основании Рї.3 СЃС‚.54 ФЗ Р Р¤ РѕС‚ 07.02.2011 в„–3-ФЗ «О полиции» была проведена внеочередная аттестация Р¤РРћ1 РџРѕ результатам рассмотрения кандидатуры истца аттестационная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ сделала вывод: «не рекомендовать для прохождения службы РІ полиции, предложить продолжить службу РІ РёРЅРѕРј подразделении органов внутренних дел Р Р¤ РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№, РІ том числе нижестоящей должности». РЈ ответчика отсутствовала возможность трудоустройства истца РІРІРёРґСѓ отсутствия соответствующих вакансий. Р’ рамках реорганизации органов внутренних дел стало невозможным использование сотрудника внутренних дел Р¤РРћ1РЅР° службе. РџРѕ этой причине Р¤РРћ1был уволен РїРѕ сокращению штатов.
Допрошенный РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля инспектор отдела кадров отдела РїРѕ работе СЃ личным составом РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу Колупаева Р.Рњ. пояснила, что истец - старший лейтенант милиции Р¤РРћ1 РїСЂРѕС…РѕРґРёР» службу РІ органах внутренних дел СЃ февраля 2001 РіРѕРґР°, РІ занимаемой должности оперативного дежурного дежурной части отдела милиции в„–1 РЈР’Р” - СЃ апреля 2010 РіРѕРґР°. Рстец Р¤РРћ1 РїСЂРѕС…РѕРґРёР» аттестацию 18.07.2011 РіРѕРґР°, СЃ текстом аттестации был ознакомлен заблаговременно. Начальник РћРџ в„–1 Голиков Р’.РЎ. настоял РЅР° том, чтобы Р¤РРћ1 присутствовал РїСЂРё обсуждении своей кандидатуры. Аттестационной комиссией Р¤РРћ1 РЅРµ был рекомендован для службы РІ полиции, РЅРѕ рекомендован для службы РІ РґСЂСѓРіРёС… подразделениях - внутренней службе Рё юстиции. 01.08.2011 РіРѕРґР° истец был выведен РІ распоряжение управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу. 07 Рё 14 сентября 2011 РіРѕРґР° СЃ сотрудниками, зачисленными РІ распоряжение управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу СЃ 01.08.2011 РіРѕРґР°, были проведены встречи, РІ С…РѕРґРµ которых, сотрудникам был разъяснен РїРѕСЂСЏРґРѕРє дальнейшего прохождения службы. Рстец был ознакомлен СЃРѕ справкой РѕР± отсутствии вакантных должностей 07 сентября 2011 РіРѕРґР°. Приказ РѕР± увольнении Р¤РРћ1 РёР· органов внутренних дел был изготовлен 26.09.2011 РіРѕРґР°, трудовую РєРЅРёР¶РєСѓ истец получил 03.10.2011 РіРѕРґР°.
Прокурор Скрынников А.Л. в заключении указал, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Рсследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон Рё заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, СЃСѓРґ находит РёСЃРє РЅРµ подлежащим удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
На основании пояснений сторон, копии трудовой книжки (л.д.7), выписок из приказов (л.д.33-37) судом установлено, что истец в соответствии с приказом ГУВД от 06.04.2010 года №770/л/с с апреля 2010 года проходил службу в органах внутренних дел Российской федерации в должности оперативного дежурного дежурной части отдела милиции №1 управления внутренних дел по г.Воронежу (л.д.34).
В соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 года №1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ» принято решение о сокращении до 01 января 2012 года численности сотрудников внутренних дел до 20 %.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организациями и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє прохождения службы сотрудников органов внутренних дел Рё РёС… увольнения урегулированы специальными нормативными правовыми актами : Законом РѕС‚ 07.02.2011 РіРѕРґР° в„–3-ФЗ «О полиции» (действовавшим РЅР° день издания оспариваемого приказа Рё аттестации), Положением Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23 декабря 1992 РіРѕРґР° в„–4202-1, Рё Рнструкцией Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденной приказом РњР’Р” Р Р¤ Рѕ 14 декабря 1999 РіРѕРґР° в„–1038.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.
В соответствии с п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (далее - Положение), сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Рнструкция Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р Р¤, утвержденная Приказом РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 14 декабря 1999 РіРѕРґР° в„– 1038, четко определяет критерии увольнения сотрудников органов внутренних дел, РІ том числе Рё РїРѕ сокращению штатов.
Р’ пункте 17.5 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р Р¤ РІ учреждениях Рё органах уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста Р Р¤ РѕС‚ 06.06.2005 N 76 (далее - Рнструкция), указано, что увольнение РїРѕ сокращению штатов может производиться РІ случае невозможности РІ результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, РїСЂРё РёС… отказе РѕС‚ перемещения РїРѕ службе. РџСЂРё определении основания для увольнения сотрудника учитываются его возраст, состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, работоспособность, выслуга СЃСЂРѕРєР° службы, отношение Рє службе.
Таким образом, специальным законодательством четко определены критерии увольнения по сокращению штатов:
- невозможность в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников;
- отказ сотрудника от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность;
- при определении основания для увольнения учитываются работоспособность сотрудника, его отношение к службе.
С учетом требований Трудового кодекса и Положения о службе в органах внутренних дел, при рассмотрении данного дела, судом должно проверяться как наличие вакантных должностей, которые должны быть предложены увольняемому сотруднику, так и его преимущественное право оставления на работе по сравнению с другими сотрудниками по аналогичной должности, с которой сокращается истец.
Согласно ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», вступившего в силу с 1 марта 2011 года, до принятия Федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудников органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 2).
Сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации (часть 3).
Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих должностях.
Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (часть 5).
РџРѕСЂСЏРґРѕРє аттестации сотрудников органов внутренних дел установлен разделом IX Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - Рнструкция), утвержденной Приказом РњР’Р” Р Р¤ РѕС‚ 14.12.1999 РіРѕРґР° в„–1038 (ред. РѕС‚ 09.12.2008 РіРѕРґР°).
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 01.03.2011 года №251 Министерству внутренних дел Российской Федерации предписано:
а) до 15 марта 2011 года представить на рассмотрение Комиссии, образованной настоящим Указом, кандидатуры на должности, подлежащие замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации;
б) обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах.
Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года №248 установлено (подпункт «в» п.5), что сотрудники органов внутренних дел РФ до принятия решения соответствующими аттестационными комиссиями по результатам внеочередной аттестации, выполняют служебные обязанности по ранее замещаемым должностям с сохранением имеющихся специальных званий.
РР· системного толкования изложенных законоположений следует, что аттестационные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ результатам внеочередной аттестации сотрудника органов внутренних дел вправе принять РѕРґРЅРѕ РёР· следующих решений:
- рекомендовать для службы в полиции;
- не рекомендовать для службы в полиции;
- не рекомендовать для службы в полиции и рекомендовать при этом сотрудника для службы в иных подразделениях.
Таким образом, при проведении мероприятий по сокращению численности сотрудников, орган внутренних дел обязан предложить сотруднику, должность которого сокращается, другие имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации сотрудника, только в случае, если аттестационная комиссия рекомендовала сотрудника для прохождения службы в иных подразделениях, кроме полиции. В случае отсутствия вакантных должностей, в том числе нижестоящих, а также в случае отказа сотрудника от вакантных должностей, такой сотрудник подлежит увольнению из органов внутренних дел на основании пункта «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел.
Сотрудники, РЅРµ рекомендованные аттестационной комиссией для службы РІ полиции Рё РІ РёРЅРѕРј подразделении органов внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№, РІ том числе нижестоящей должности, Р° также РЅРµ изъявившие намерение продолжить службу РІ органах внутренних дел, подлежат увольнению РёР· органов внутренних дел РЅР° основании пункта «е» статьи 58 Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РС… прежние должности РІ новых штатных расписаниях РЅРµ предусматриваются, Рё РЅР° РЅРёС… РЅРµ может производиться назначение.
Приказом ГУ МВД РФ по Воронежской области №222 от 20 мая 2011 года утверждены штатные расписания территориальных органов МВД России по Воронежской области (л.д.36-37).
18.07.2011 РіРѕРґР° РЅР° основании Рї.3 СЃС‚.54 ФЗ Р Р¤ РѕС‚ 07.02.2011 в„–3-ФЗ «О полиции» была проведена внеочередная аттестация Р¤РРћ1 РџРѕ результатам рассмотрения кандидатуры истца аттестационная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ сделала вывод: «не рекомендовать для прохождения службы РІ полиции, предложить продолжить службу РІ РёРЅРѕРј подразделении органов внутренних дел Р Р¤ РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№, РІ том числе нижестоящей должности» (Р».Рґ.43-44).
С 01 августа 2011 года истец находился в распоряжении управления МВД России по г. Воронежу на основании приказа №1897 л/с от 08 августа 2011 года (л.д.33).
РР· представленных ответчиком документов, Р° именно штатных расписаний СЃ поименным СЃРїРёСЃРєРѕРј РґРѕ сокращения Рё после него, СЃСѓРґРѕРј установлено, что должность оперативного дежурного дежурной части имелась РІ структуре отдела милиции в„–1 управления внутренних дел РїРѕ Рі.Воронежу (Р».Рґ.45-58). Р’ настоящее время имеется аналогичная должность РІ полиции (Р».Рґ.70-87). Однако, учитывая, что РїРѕ результатам внеочередной аттестации, истец РЅРµ рекомендован для службы РІ полиции, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что истец РЅРµ может претендовать РЅР° занятие данной должности, Рё РЅРµ может быть РІ ней восстановлен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате организационно- штатных мероприятий в отделах полиции у ответчика отсутствовала возможность трудоустройства истца ввиду отсутствия соответствующих вакансий (л.д.45-58,70-87).
Рассматривая вопрос о наличии вакансий в других подразделениях - внутренней службе и юстиции, суд исходит из представленных ответчиком документов, а именно, штатного расписания с поименным списком на момент увольнения истца, которые подтверждают отсутствие вакантных должностей, которые могли быть предложены истцу с учетом его уровня образования и квалификации (л.д.130).
Рстец был ознакомлен СЃРѕ справкой РѕР± отсутствии вакантных должностей 07 сентября 2011 РіРѕРґР° (Р».Рґ.127-129).
На основании ст.62 Положения сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее, чем за два месяца до увольнения.
Уведомление о предстоящем увольнении истцу вручено 06 июня 2011 года (л.д.32).
30 сентября 2011 года истец уволен из органов внутренних дел по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ на основании приказа начальника ГУ МВД РФ по Воронежской области №2394 л/с от 26 сентября 2011 года (л.д.109-118).
Учитывая изложенное, суд полагает, что процедура увольнения, предусмотренная законом, была соблюдена, оснований для отмены приказа не имеется.
Доводы Р¤РРћ8 Рѕ том, что начальник РћРџ в„–1 представил аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё недействительные сведения Рѕ возбуждении РІ отношении него уголовного дела, которые были приняты Рє сведению аттестационной комиссией, РІ судебном заседании РЅРµ нашли своего подтверждения.
Как следует РёР· материалов дела 11.07.2011 РіРѕРґР° РІ РЎРћ РїРѕ железнодорожному району Рі.Воронежа РЎРЈ РЎРљ Р Р¤ РїРѕ Воронежской области РёР· РћРџ в„–1 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу поступил материал проверки РїРѕ факту укрывательства РѕС‚ учета преступлений оперативным дежурным РћРџ в„–1 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу старшим лейтенантом милиции Р¤РРћ1 Постановлением старшего следователя РЎРћ РїРѕ Железнодорожному району Рі.Воронежа РЎРЈ РЎРљ Р Р¤ РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 09 августа 2011 РіРѕРґР° РІ возбуждении уголовного дела РїРѕ сообщению Рѕ совершении преступления РІ отношении Р¤РРћ1 отказано РїРѕ основаниям, предусмотренным Рї.2. части 1 СЃС‚.24 РЈРџРљ Р Р¤, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием РІ его действиях состава преступления (Р».Рґ.9).
Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что действия оперативного дежурного РћРџ в„–1 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу Р¤РРћ1 РїРѕ несоблюдению РїРѕСЂСЏРґРєР° регистрации сообщений Рѕ происшествии РЅРµ выходят Р·Р° рамки служебного проступка, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РЅР° основании заключения служебной проверки, проведенной РїРѕ данному факту заместителем начальника РћРЈРЈРњ Рё ПДН РћРџ в„–1 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу, Р¤РРћ1 направлен Р·Р° ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся РІ РіСЂСѓР±РѕРј нарушении приказов РњР’Р” Р Р¤ в„–174 РґСЃРї-02Рі.,333-10 Рі., РЅР° аттестационно-кадровую РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё СЃ целью решения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ его дальнейшем прохождении службы РІ органах внутренних дел.
РР· текста аттестации, составленной РЅР° старшего лейтенанта милиции Р¤РРћ1 15.07.2011 РіРѕРґР°, следует, что 17.06.2011 РіРѕРґР° РЅР° РёРјСЏ начальника РћРџ в„–1 управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу поступил рапорт РїРѕ факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей оперативным дежурным дежурной части РћРџ в„–1 старшим лейтенантом милиции Р¤РРћ1 Согласно рапорту 17.06.2011 РіРѕРґР° РІ 08 часов 10 РјРёРЅСѓС‚ дежурный дежурной части РћРџ в„–1 Р¤РРћ1 РЅРµ зарегистрировал сообщение Рѕ происшествии, нарушив требование приказа РњР’Р” Р Р¤ в„–174 деп-2002, талон-уведомление заявителю РЅРµ выдал, руководству отдела Рѕ происшествии РЅРµ доложил, следственно - оперативную РіСЂСѓРїРїСѓ Рѕ происшествии РЅРµ направил. Данное заявление было зарегистрировано РІ РљРЈРЎРџ РћРџ в„–1 лишь новым оперативным дежурным РІ 9 часов 40 РјРёРЅСѓС‚, РїРѕ прибытии РЅР° место происшествия следственно-оперативной РіСЂСѓРїРїС‹, был выявлен факт незаконного проникновения неустановленного лица РІ жилище, РїРѕ данному факту возбуждено уголовное дело РїРѕ признакам преступления, предусмотренного С‡.3 СЃС‚.158 РЈРљ Р Р¤ (хищение) (Р».Рґ.43).
На основании изложенного судом установлено, что выводы аттестационной комиссии не содержат недостоверных сведений о возбуждении в отношении истца уголовного дела, а основаны на материалах служебной проверки, выводы которой истцом не оспариваются. При этом следует отметить, что при составлении заключения аттестационной комиссии проверяются все сведения в отношении сотрудника милиции, характеризующие его отношение к работе, уровень профессиональной подготовки, исполнение должностных обязанностей, работоспособность, нравственно-этические качества, моральный облик, соответствие требованиям, предъявляемым к работникам полиции в их совокупности, после чего принимается соответствующее решение.
Помимо изложенного следует отметить, что согласно ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В силу подпункта «д» пункта 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляются также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
В силу ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Таким образом, Президент РФ, действуя в пределах своих полномочий, поручил вопросы проведения внеочередной аттестации руководителю МВД и руководителям территориальных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, которые действуя в пределах своих полномочий, осуществляли функции по проведению внеочередной аттестации сотрудников во вверенных им подразделениях. По смыслу приведенных норм, органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно суд не вправе предопределять действия органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, поскольку это выходит за рамки компетенции судебных органов.
РР· изложенного следует, что РїСЂРё рассмотрении требований Рѕ признании незаконной аттестации сотрудника органов внутренних дел, СЃСѓРґ должен ограничиться лишь проверкой соблюдения процедуры проведения аттестации, установленной законом, Рё РЅРµ вправе давать переоценку тем выводам, которые сделаны аттестационными РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏРјРё РІ отношении каждого конкретного сотрудника.
Проверяя процедуру проведения аттестации РІ отношении истца, СЃСѓРґ полагает, что РѕРЅР° была проведена РІ полном соответствии СЃ требованиями действующего законодательства. Рстец был ознакомлен СЃ текстом аттестации, присутствовал РЅР° заседании аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Доводы, изложенные истцом РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела РЅРµ нашли своего подтверждения Рё опровергаются документами, представленными ответчиком.
РќР° основании изложенного СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что оснований для признания решения аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 18.07.2011 РіРѕРґР° Рё приказа ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области в„–2394 Р»/СЃ РѕС‚ 26.09.2011 РіРѕРґР° РѕР± увольнении Р¤РРћ12 СЃ должности оперативного дежурного дежурной части отдела милиции в„–1 Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу незаконными Рё восстановлении истца РЅР° службе РЅРµ имеется.
Требование о взыскании заработной платы и возмещении морального вреда производно от требования о восстановлении на работе. Поскольку суд не счел требование о восстановлении на работе законным и подлежащим удовлетворению, следовательно, не может быть взыскана заработная плата и компенсация морального вреда, обусловленные нарушением права истца, вытекающим из увольнения.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать РІ удовлетворении исковых требований Р¤РРћ1 Рє ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рѕ признании недействительным решения аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу, признании незаконным увольнения СЃ должности Рё восстановлении РЅР° службе, взыскании заработной платы Р·Р° время вынужденного прогула Рё компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Щербинина Г.С.
Гр. дело № 2- 22/12
Строка №9
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
23 января 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербининой Г.С.,
при секретаре Барыгине Д.В.,
с участием:
помощника прокурора Центрального района г.Воронежа Скрынникова А.Л.,
истца Р¤РРћ10.,
представителей истца, действующего РЅР° основании ордера адвоката Сажина Р.Р¤.,
представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующей на основании доверенности Швецовой Т.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ11 Рє ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рѕ признании решения аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу РѕС‚ 18 июля 2011 РіРѕРґР° недействительным, признании увольнения СЃ должности незаконным Рё восстановлении РЅР° службе, взыскании заработной платы Р·Р° время вынужденного прогула Рё компенсации морального вреда,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј, РІ котором указывает, что 30.09.2011 РіРѕРґР° РѕРЅ был уволен СЃ должности оперативного дежурного дежурной части отдела милиции в„–1 Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу РїРѕ Рї. «е» СЃС‚. 58 ФЗ «О полиции» (РїРѕ сокращению штатов) РЅР° основании приказа РїРѕ личному составу ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области в„–2394 Р»/СЃ РѕС‚ 26.09.2011 РіРѕРґР°. Основанием для увольнения послужили выводы аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу РѕС‚ 18 июля 2011 РіРѕРґР°, которой РѕРЅ РЅРµ был рекомендован для прохождения службы РІ полиции. РџРѕ мнению истца РїСЂРё решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ дальнейшем прохождении РёРј службы РІ органах внутренних дел аттестационная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу преждевременно пришла Рє выводу Рѕ его непригодности, РїСЂРёРЅСЏРІ Рє сведению устное сообщение начальника РћРџ в„–1 Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу Рѕ его привлечении Рє уголовной ответственности. РџРѕРјРёРјРѕ изложенного, РѕРЅ РЅРµ был уведомлен Рѕ предстоящем увольнении Р·Р° РґРІР° месяца, письменного согласия РЅР° увольнение РЅРµ давал, СЃ РЅРёРј РЅРµ проводилась беседа РѕР± основаниях увольнения Рё возможности дальнейшего трудоустройства. Работодателем РЅРµ было соблюдено требование закона Рѕ направлении представленного Рє увольнению сотрудника для освидетельствования РЅР° военно-врачебную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ СЃ целью установления степени годности Рє военной службе, РЅРµ предпринята попытка трудоустроить его РЅР° вакантную должность.
На основании изложенного истец просит (с учетом уточненных исковых требований л.д.20-23, 97-102) признать решение аттестационной комиссии Управления МВД России по г.Воронежу от 18 июля 2011 года недействительным, признать увольнение незаконным и восстановить его в должности оперативного дежурного ОП №1 УМВД России по г.Воронежу с 30.09.2011года, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере 129 547 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Р’ судебном заседании истец Р¤РРћ1 РїСЂРѕСЃРёР» исковые требования удовлетворить РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ.
Представитель истца, действующий РЅР° основании ордера адвокат Сажин Р.Р¤., исковые требования поддержал, привел правовое обоснование заявленных требований.
Представитель ответчика ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, действующая РЅР° основании доверенности Швецова Рў.Р’., исковые требования РЅРµ признала, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ СЃСѓРґСѓ, что 18.07.2011 РіРѕРґР° РЅР° основании Рї.3 СЃС‚.54 ФЗ Р Р¤ РѕС‚ 07.02.2011 в„–3-ФЗ «О полиции» была проведена внеочередная аттестация Р¤РРћ1 РџРѕ результатам рассмотрения кандидатуры истца аттестационная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ сделала вывод: «не рекомендовать для прохождения службы РІ полиции, предложить продолжить службу РІ РёРЅРѕРј подразделении органов внутренних дел Р Р¤ РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№, РІ том числе нижестоящей должности». РЈ ответчика отсутствовала возможность трудоустройства истца РІРІРёРґСѓ отсутствия соответствующих вакансий. Р’ рамках реорганизации органов внутренних дел стало невозможным использование сотрудника внутренних дел Р¤РРћ1РЅР° службе. РџРѕ этой причине Р¤РРћ1был уволен РїРѕ сокращению штатов.
Допрошенный РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля инспектор отдела кадров отдела РїРѕ работе СЃ личным составом РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу Колупаева Р.Рњ. пояснила, что истец - старший лейтенант милиции Р¤РРћ1 РїСЂРѕС…РѕРґРёР» службу РІ органах внутренних дел СЃ февраля 2001 РіРѕРґР°, РІ занимаемой должности оперативного дежурного дежурной части отдела милиции в„–1 РЈР’Р” - СЃ апреля 2010 РіРѕРґР°. Рстец Р¤РРћ1 РїСЂРѕС…РѕРґРёР» аттестацию 18.07.2011 РіРѕРґР°, СЃ текстом аттестации был ознакомлен заблаговременно. Начальник РћРџ в„–1 Голиков Р’.РЎ. настоял РЅР° том, чтобы Р¤РРћ1 присутствовал РїСЂРё обсуждении своей кандидатуры. Аттестационной комиссией Р¤РРћ1 РЅРµ был рекомендован для службы РІ полиции, РЅРѕ рекомендован для службы РІ РґСЂСѓРіРёС… подразделениях - внутренней службе Рё юстиции. 01.08.2011 РіРѕРґР° истец был выведен РІ распоряжение управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу. 07 Рё 14 сентября 2011 РіРѕРґР° СЃ сотрудниками, зачисленными РІ распоряжение управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу СЃ 01.08.2011 РіРѕРґР°, были проведены встречи, РІ С…РѕРґРµ которых, сотрудникам был разъяснен РїРѕСЂСЏРґРѕРє дальнейшего прохождения службы. Рстец был ознакомлен СЃРѕ справкой РѕР± отсутствии вакантных должностей 07 сентября 2011 РіРѕРґР°. Приказ РѕР± увольнении Р¤РРћ1 РёР· органов внутренних дел был изготовлен 26.09.2011 РіРѕРґР°, трудовую РєРЅРёР¶РєСѓ истец получил 03.10.2011 РіРѕРґР°.
Прокурор Скрынников А.Л. в заключении указал, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Рсследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон Рё заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, СЃСѓРґ находит РёСЃРє РЅРµ подлежащим удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
На основании пояснений сторон, копии трудовой книжки (л.д.7), выписок из приказов (л.д.33-37) судом установлено, что истец в соответствии с приказом ГУВД от 06.04.2010 года №770/л/с с апреля 2010 года проходил службу в органах внутренних дел Российской федерации в должности оперативного дежурного дежурной части отдела милиции №1 управления внутренних дел по г.Воронежу (л.д.34).
В соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 года №1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ» принято решение о сокращении до 01 января 2012 года численности сотрудников внутренних дел до 20 %.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организациями и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє прохождения службы сотрудников органов внутренних дел Рё РёС… увольнения урегулированы специальными нормативными правовыми актами : Законом РѕС‚ 07.02.2011 РіРѕРґР° в„–3-ФЗ «О полиции» (действовавшим РЅР° день издания оспариваемого приказа Рё аттестации), Положением Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23 декабря 1992 РіРѕРґР° в„–4202-1, Рё Рнструкцией Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденной приказом РњР’Р” Р Р¤ Рѕ 14 декабря 1999 РіРѕРґР° в„–1038.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.
В соответствии с п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (далее - Положение), сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Рнструкция Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р Р¤, утвержденная Приказом РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 14 декабря 1999 РіРѕРґР° в„– 1038, четко определяет критерии увольнения сотрудников органов внутренних дел, РІ том числе Рё РїРѕ сокращению штатов.
Р’ пункте 17.5 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р Р¤ РІ учреждениях Рё органах уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста Р Р¤ РѕС‚ 06.06.2005 N 76 (далее - Рнструкция), указано, что увольнение РїРѕ сокращению штатов может производиться РІ случае невозможности РІ результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, РїСЂРё РёС… отказе РѕС‚ перемещения РїРѕ службе. РџСЂРё определении основания для увольнения сотрудника учитываются его возраст, состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, работоспособность, выслуга СЃСЂРѕРєР° службы, отношение Рє службе.
Таким образом, специальным законодательством четко определены критерии увольнения по сокращению штатов:
- невозможность в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников;
- отказ сотрудника от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность;
- при определении основания для увольнения учитываются работоспособность сотрудника, его отношение к службе.
С учетом требований Трудового кодекса и Положения о службе в органах внутренних дел, при рассмотрении данного дела, судом должно проверяться как наличие вакантных должностей, которые должны быть предложены увольняемому сотруднику, так и его преимущественное право оставления на работе по сравнению с другими сотрудниками по аналогичной должности, с которой сокращается истец.
Согласно ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», вступившего в силу с 1 марта 2011 года, до принятия Федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудников органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 2).
Сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации (часть 3).
Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих должностях.
Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (часть 5).
РџРѕСЂСЏРґРѕРє аттестации сотрудников органов внутренних дел установлен разделом IX Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - Рнструкция), утвержденной Приказом РњР’Р” Р Р¤ РѕС‚ 14.12.1999 РіРѕРґР° в„–1038 (ред. РѕС‚ 09.12.2008 РіРѕРґР°).
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 01.03.2011 года №251 Министерству внутренних дел Российской Федерации предписано:
а) до 15 марта 2011 года представить на рассмотрение Комиссии, образованной настоящим Указом, кандидатуры на должности, подлежащие замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации;
б) обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах.
Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года №248 установлено (подпункт «в» п.5), что сотрудники органов внутренних дел РФ до принятия решения соответствующими аттестационными комиссиями по результатам внеочередной аттестации, выполняют служебные обязанности по ранее замещаемым должностям с сохранением имеющихся специальных званий.
РР· системного толкования изложенных законоположений следует, что аттестационные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ результатам внеочередной аттестации сотрудника органов внутренних дел вправе принять РѕРґРЅРѕ РёР· следующих решений:
- рекомендовать для службы в полиции;
- не рекомендовать для службы в полиции;
- не рекомендовать для службы в полиции и рекомендовать при этом сотрудника для службы в иных подразделениях.
Таким образом, при проведении мероприятий по сокращению численности сотрудников, орган внутренних дел обязан предложить сотруднику, должность которого сокращается, другие имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации сотрудника, только в случае, если аттестационная комиссия рекомендовала сотрудника для прохождения службы в иных подразделениях, кроме полиции. В случае отсутствия вакантных должностей, в том числе нижестоящих, а также в случае отказа сотрудника от вакантных должностей, такой сотрудник подлежит увольнению из органов внутренних дел на основании пункта «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел.
Сотрудники, РЅРµ рекомендованные аттестационной комиссией для службы РІ полиции Рё РІ РёРЅРѕРј подразделении органов внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№, РІ том числе нижестоящей должности, Р° также РЅРµ изъявившие намерение продолжить службу РІ органах внутренних дел, подлежат увольнению РёР· органов внутренних дел РЅР° основании пункта «е» статьи 58 Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РС… прежние должности РІ новых штатных расписаниях РЅРµ предусматриваются, Рё РЅР° РЅРёС… РЅРµ может производиться назначение.
Приказом ГУ МВД РФ по Воронежской области №222 от 20 мая 2011 года утверждены штатные расписания территориальных органов МВД России по Воронежской области (л.д.36-37).
18.07.2011 РіРѕРґР° РЅР° основании Рї.3 СЃС‚.54 ФЗ Р Р¤ РѕС‚ 07.02.2011 в„–3-ФЗ «О полиции» была проведена внеочередная аттестация Р¤РРћ1 РџРѕ результатам рассмотрения кандидатуры истца аттестационная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ сделала вывод: «не рекомендовать для прохождения службы РІ полиции, предложить продолжить службу РІ РёРЅРѕРј подразделении органов внутренних дел Р Р¤ РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№, РІ том числе нижестоящей должности» (Р».Рґ.43-44).
С 01 августа 2011 года истец находился в распоряжении управления МВД России по г. Воронежу на основании приказа №1897 л/с от 08 августа 2011 года (л.д.33).
РР· представленных ответчиком документов, Р° именно штатных расписаний СЃ поименным СЃРїРёСЃРєРѕРј РґРѕ сокращения Рё после него, СЃСѓРґРѕРј установлено, что должность оперативного дежурного дежурной части имелась РІ структуре отдела милиции в„–1 управления внутренних дел РїРѕ Рі.Воронежу (Р».Рґ.45-58). Р’ настоящее время имеется аналогичная должность РІ полиции (Р».Рґ.70-87). Однако, учитывая, что РїРѕ результатам внеочередной аттестации, истец РЅРµ рекомендован для службы РІ полиции, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что истец РЅРµ может претендовать РЅР° занятие данной должности, Рё РЅРµ может быть РІ ней восстановлен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате организационно- штатных мероприятий в отделах полиции у ответчика отсутствовала возможность трудоустройства истца ввиду отсутствия соответствующих вакансий (л.д.45-58,70-87).
Рассматривая вопрос о наличии вакансий в других подразделениях - внутренней службе и юстиции, суд исходит из представленных ответчиком документов, а именно, штатного расписания с поименным списком на момент увольнения истца, которые подтверждают отсутствие вакантных должностей, которые могли быть предложены истцу с учетом его уровня образования и квалификации (л.д.130).
Рстец был ознакомлен СЃРѕ справкой РѕР± отсутствии вакантных должностей 07 сентября 2011 РіРѕРґР° (Р».Рґ.127-129).
На основании ст.62 Положения сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее, чем за два месяца до увольнения.
Уведомление о предстоящем увольнении истцу вручено 06 июня 2011 года (л.д.32).
30 сентября 2011 года истец уволен из органов внутренних дел по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ на основании приказа начальника ГУ МВД РФ по Воронежской области №2394 л/с от 26 сентября 2011 года (л.д.109-118).
Учитывая изложенное, суд полагает, что процедура увольнения, предусмотренная законом, была соблюдена, оснований для отмены приказа не имеется.
Доводы Р¤РРћ8 Рѕ том, что начальник РћРџ в„–1 представил аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё недействительные сведения Рѕ возбуждении РІ отношении него уголовного дела, которые были приняты Рє сведению аттестационной комиссией, РІ судебном заседании РЅРµ нашли своего подтверждения.
Как следует РёР· материалов дела 11.07.2011 РіРѕРґР° РІ РЎРћ РїРѕ железнодорожному району Рі.Воронежа РЎРЈ РЎРљ Р Р¤ РїРѕ Воронежской области РёР· РћРџ в„–1 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу поступил материал проверки РїРѕ факту укрывательства РѕС‚ учета преступлений оперативным дежурным РћРџ в„–1 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу старшим лейтенантом милиции Р¤РРћ1 Постановлением старшего следователя РЎРћ РїРѕ Железнодорожному району Рі.Воронежа РЎРЈ РЎРљ Р Р¤ РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 09 августа 2011 РіРѕРґР° РІ возбуждении уголовного дела РїРѕ сообщению Рѕ совершении преступления РІ отношении Р¤РРћ1 отказано РїРѕ основаниям, предусмотренным Рї.2. части 1 СЃС‚.24 РЈРџРљ Р Р¤, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием РІ его действиях состава преступления (Р».Рґ.9).
Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что действия оперативного дежурного РћРџ в„–1 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу Р¤РРћ1 РїРѕ несоблюдению РїРѕСЂСЏРґРєР° регистрации сообщений Рѕ происшествии РЅРµ выходят Р·Р° рамки служебного проступка, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РЅР° основании заключения служебной проверки, проведенной РїРѕ данному факту заместителем начальника РћРЈРЈРњ Рё ПДН РћРџ в„–1 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу, Р¤РРћ1 направлен Р·Р° ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся РІ РіСЂСѓР±РѕРј нарушении приказов РњР’Р” Р Р¤ в„–174 РґСЃРї-02Рі.,333-10 Рі., РЅР° аттестационно-кадровую РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё СЃ целью решения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ его дальнейшем прохождении службы РІ органах внутренних дел.
РР· текста аттестации, составленной РЅР° старшего лейтенанта милиции Р¤РРћ1 15.07.2011 РіРѕРґР°, следует, что 17.06.2011 РіРѕРґР° РЅР° РёРјСЏ начальника РћРџ в„–1 управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу поступил рапорт РїРѕ факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей оперативным дежурным дежурной части РћРџ в„–1 старшим лейтенантом милиции Р¤РРћ1 Согласно рапорту 17.06.2011 РіРѕРґР° РІ 08 часов 10 РјРёРЅСѓС‚ дежурный дежурной части РћРџ в„–1 Р¤РРћ1 РЅРµ зарегистрировал сообщение Рѕ происшествии, нарушив требование приказа РњР’Р” Р Р¤ в„–174 деп-2002, талон-уведомление заявителю РЅРµ выдал, руководству отдела Рѕ происшествии РЅРµ доложил, следственно - оперативную РіСЂСѓРїРїСѓ Рѕ происшествии РЅРµ направил. Данное заявление было зарегистрировано РІ РљРЈРЎРџ РћРџ в„–1 лишь новым оперативным дежурным РІ 9 часов 40 РјРёРЅСѓС‚, РїРѕ прибытии РЅР° место происшествия следственно-оперативной РіСЂСѓРїРїС‹, был выявлен факт незаконного проникновения неустановленного лица РІ жилище, РїРѕ данному факту возбуждено уголовное дело РїРѕ признакам преступления, предусмотренного С‡.3 СЃС‚.158 РЈРљ Р Р¤ (хищение) (Р».Рґ.43).
На основании изложенного судом установлено, что выводы аттестационной комиссии не содержат недостоверных сведений о возбуждении в отношении истца уголовного дела, а основаны на материалах служебной проверки, выводы которой истцом не оспариваются. При этом следует отметить, что при составлении заключения аттестационной комиссии проверяются все сведения в отношении сотрудника милиции, характеризующие его отношение к работе, уровень профессиональной подготовки, исполнение должностных обязанностей, работоспособность, нравственно-этические качества, моральный облик, соответствие требованиям, предъявляемым к работникам полиции в их совокупности, после чего принимается соответствующее решение.
Помимо изложенного следует отметить, что согласно ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В силу подпункта «д» пункта 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляются также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
В силу ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Таким образом, Президент РФ, действуя в пределах своих полномочий, поручил вопросы проведения внеочередной аттестации руководителю МВД и руководителям территориальных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, которые действуя в пределах своих полномочий, осуществляли функции по проведению внеочередной аттестации сотрудников во вверенных им подразделениях. По смыслу приведенных норм, органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно суд не вправе предопределять действия органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, поскольку это выходит за рамки компетенции судебных органов.
РР· изложенного следует, что РїСЂРё рассмотрении требований Рѕ признании незаконной аттестации сотрудника органов внутренних дел, СЃСѓРґ должен ограничиться лишь проверкой соблюдения процедуры проведения аттестации, установленной законом, Рё РЅРµ вправе давать переоценку тем выводам, которые сделаны аттестационными РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏРјРё РІ отношении каждого конкретного сотрудника.
Проверяя процедуру проведения аттестации РІ отношении истца, СЃСѓРґ полагает, что РѕРЅР° была проведена РІ полном соответствии СЃ требованиями действующего законодательства. Рстец был ознакомлен СЃ текстом аттестации, присутствовал РЅР° заседании аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Доводы, изложенные истцом РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела РЅРµ нашли своего подтверждения Рё опровергаются документами, представленными ответчиком.
РќР° основании изложенного СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что оснований для признания решения аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 18.07.2011 РіРѕРґР° Рё приказа ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области в„–2394 Р»/СЃ РѕС‚ 26.09.2011 РіРѕРґР° РѕР± увольнении Р¤РРћ12 СЃ должности оперативного дежурного дежурной части отдела милиции в„–1 Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу незаконными Рё восстановлении истца РЅР° службе РЅРµ имеется.
Требование о взыскании заработной платы и возмещении морального вреда производно от требования о восстановлении на работе. Поскольку суд не счел требование о восстановлении на работе законным и подлежащим удовлетворению, следовательно, не может быть взыскана заработная плата и компенсация морального вреда, обусловленные нарушением права истца, вытекающим из увольнения.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать РІ удовлетворении исковых требований Р¤РРћ1 Рє ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рѕ признании недействительным решения аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Воронежу, признании незаконным увольнения СЃ должности Рё восстановлении РЅР° службе, взыскании заработной платы Р·Р° время вынужденного прогула Рё компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Щербинина Г.С.