Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-167/2014 от 11.02.2014

№5-167/2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Смоленск                                  14 марта 2014 года

Судья Промышленного районного суда г.Смоленска (214001, г.Смоленск, пр-т Гагарина, д.46) Селезенева И.В., при секретаре Игнатовой Н.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Морозова В.Н., <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола об административном правонарушении от 03.01.2014 следует, что 02.01.2014 в 23-55 Морозов В.Н., находясь возле дома <адрес>, совершив административное правонарушение, предусмотренное ст.30.1 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области», не имея при себе удостоверяющих личность документов, на неоднократные законные требования сотрудников полиции пройти в патрульный автомобиль для доставления в дежурную часть с целью установления личности и составления протокола об административном правонарушении ответил отказом, пытался скрыться, чем оказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

В судебном заседании Морозов В.Н. вину в совершенном правонарушении не признал, пояснив, что 02.01.2014 вместе со своими знакомыми отмечал новогодние праздники в кафе, в связи с чем, употреблял спиртные напитки. Около полуночи возвращался домой, куда его привез на своей машине находившийся с ним накануне в кафе ФИО1. В подъезде дома обнаружил, что потерял ключи от офиса и вышел на крыльцо. Находясь на ступеньках, ведущих к подъездной двери, услышал окрик: «стоять». Обернувшись увидел, что у подъезда стоят двое мужчин, одетых в форму сотрудников полиции, которые стали выяснять, пьян ли он, и что он делает на крыльце. Он пояснил, что проживает в этом подъезде, на крыльце ищет пропавшие ключи, не отрицал нахождения в состоянии алкогольного опьянения. Сотрудники полиции не представившись, и не предъявив документов, удостоверяющих их личность и полномочия, потребовали, что бы он (Морозов В.Н.) предъявил им свой паспорт. Пояснил, что таковой находится в квартире, куда и предложил совместно проследовать. В ответ на это, полицейские предложили ему пройти в патрульную машину для того чтобы проехать в райотдел. Дополнительно пояснил, что является бывшим сотрудником милиции в звании полковник, какого-либо правонарушения не совершал, основания доставления в отдел отсутствуют, после чего, сотрудники полиции надели на него наручники и насильно посадили в патрульный автомобиль, так и не разъяснив его прав и сути его проступка.

За всем происходящим, находясь в своем автомобиле наблюдали его знакомые ФИО1 и подошедший к нему за это время ФИО2. Последние в произошедшие события не вмешивались и из автомашины не выходили.

В отделе полиции № 3 в отношении заявителя был составлен только один протокол, предусматривающий ответственность за правонарушение, предусмотренное ст.30.1 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области», рассматриваемый же протокол был составлен в его отсутствие. Полагает, что вменяемого правонарушения не совершал, поскольку у сотрудников полиции, во-первых, отсутствовали законные основания для доставления его в дежурную часть, а, во-вторых, какого-либо сопротивления, либо неповиновения их действиям не оказывал, излагая суть своих возражений словесно.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, полицейский ГЗ взвода полиции №2 БП РП №3 ОВО по г.Смоленску – филиала ФГКУ УВО УМВД России по Смоленской области ФИО3, суду пояснил, что 02.01.2014 нес службу в составе дежурного наряда совместно с водителем ГЗ ФИО4. Во время следования по маршруту патрулирования у дома <адрес>, они увидели, как неизвестный гражданин, оказавшийся впоследствии Морозовым В.Н., отправлял естественные потребности у подъезда жилого дома. Увидев патрульный автомобиль, Морозов В.Н. попытался скрыться в подъезде дома, однако его попытка была пресечена. После разъяснения гражданину сути его правонарушения, от него потребовали представления удостоверяющих личность документов, которых у того не оказалось. На предложение пройти в патрульный автомобиль для доставления в дежурную часть с целью установления личности и составления протокола об административном правонарушении гражданин ответил отказом и вновь пытался скрыться в подъезде жилого дома. После того, как и эта попытка не удалась, он стал хватать его (ФИО3) за форменное обмундирование и физически препятствовать препровождению к служебному автомобилю. На правонарушителя надели наручники и доставили в дежурную часть. В дежурной части в отношении него были составлены протоколы об административном правонарушении по ст.30.1 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» и ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, в виде наложения административного штрафа в размере от 500 руб. до 1 000 руб. или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Из представленных судье материалов дела об административном правонарушении усматривается, что старший ГЗ ФИО3 и водитель ГЗ ФИО4 взвода полиции №2 БП РП №3 ОВО по г.Смоленску – филиала ФГКУ УВО УМВД России по Смоленской области, 02.01.2014 примерно в 23-50, проезжая по маршруту патрулирования у дома <адрес>, обнаружили ранее неизвестного гражданина, оказавшегося впоследствии Морозовым В.Н., который отправлял естественные потребности, находясь в общественном месте. Увидев патрульный автомобиль, Морозов В.Н. попытался скрыться в подъезде дома, однако его попытка была пресечена. После разъяснения гражданину сути его правонарушения от него потребовали представления удостоверяющих личность документов, которых у него не оказалось. На предложение пройти в патрульный автомобиль для доставления в дежурную часть с целью установления личности и составления протокола об административном правонарушении последний ответил отказом и повторно пытался скрыться в подъезде жилого дома. Затем стал хватать сотрудника полиции за форменное обмундирование и физически препятствовать препровождению к служебному автомобилю. На правонарушителя надели наручники и доставили в дежурную часть. Будучи доставленным в дежурную часть, Морозов В.Н. стал представляться полковником полиции, грозил увольнением из ОВД, ссылался на связи с руководством. В дежурной части в отношении него были составлены протоколы об административном правонарушении по ст.30.1 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» и ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 03.01.2014, от подписи которого, Морозов В.Н. отказался (л.д.4); объяснениями понятых (л.д.7-8); объяснением полицейского ГЗ ФИО4 (л.д.9); рапортом полицейского ГЗ ФИО3 (л.д.10); протоколом об административном задержании, из которого следует, что 03.01.2014 в 01-00 Морозов В.Н. был задержан, после чего в 04-25 того же дня срок его задержания был прекращен (л.д.5).

Согласно протокола медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состоянии опьянения от 03.01.2014, составленного врачом ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер», Морозов В.Н. от медицинского освидетельствования отказался (л.д.6).

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из общих принципов административно-юрисдикционного процесса обязанность доказать наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, возлагается на государственный орган с одновременным освобождением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от обязанности доказать свою невиновность. При этом все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу указанного лица (ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Оценив все обстоятельства дела, судья приходит к выводу, что доказательства, достоверно свидетельствовавшие о вине Морозова В.Н. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.

Статьей 19.3 КоАП РФ определено, что неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Вышеприведенная норма содержит два состава административного правонарушения: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности; противодействие исполнению служебных обязанностей указанными лицами.Неповиновение законному распоряжению или требованию работника полиции, военнослужащего, а также сотрудника уголовно-исполнительной системы и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков образует состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, лишь в тех случаях, когда неповиновение проявляется в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо в неповиновении, выраженном в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок.

Правонарушения, указанные в части 1 данной статьи, могут быть совершены только с умыслом.

Привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования указанных в статье лиц были законными.

Законные распоряжения или требования сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника УИС обусловлены содержанием их прав и обязанностей, определенных федеральными законами, а в случаях, установленных ими, - также и подзаконными актами.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. (ст.1 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»).

В статье 2 ФЗ «О полиции» закреплены основные направления деятельности полиции, к которым, в том числе, относятся предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (пп.2 п.1). Для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставлено право требовать от граждан прекращения противоправных действий (пп.1 п.1 ст.13 названного Закона).

О нахождении работника полиции при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.

Таким образом, для наличия в действиях Морозова В.Н. состава инкриминируемого правонарушения необходимо достоверно установленное умышленное противоправное деяние привлекаемого лица, на неоднократные требования о прекращении которого, последний отвечает отказом, проявляя неповиновение и неуважение к органам и лицам, охраняющим общественный порядок. При этом, доказательства наличия подобных действий, в силу действующего законодательства, должны предоставить именно сотрудники полиции.

Согласно представленного протокола таким деянием является административное правонарушение, предусмотренное ст.30.1 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области».

Вместе с тем, из дополнительно исследованного в судебном заседании материала об административном правонарушении, предусмотренном ст.30.1 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области», в отношении Морозова В.Н. следует, что постановлением от 29.01.2014, вынесенным Административной комиссией Администрации Промышленного района г.Смоленска, производство по данному делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.

Допрошенные в судебном заседании свидетель ФИО1 пояснил, что 02.01.2014 около полуночи подвозил домой Морозова В.Н. Последний зашел в подъезд, а он (свидетель) остался в машине ожидать ФИО2, который должен был подъехать позже. Находясь в машине, видел, как из подъезда вышел Морозов В.Н. и, как ему показалось, стал что-то искать. В это время к нему подошли сотрудники полиции, которые стали ему (Морозову В.Н.) о чем-то говорить, а через некоторое время надели на него наручники и сопроводили к патрульному автомобилю. Каких-либо противоправных деяний со стороны Морозова В.Н. в тот момент он не усмотрел. Утверждает, что, последний, не нарушал ст. 30.1 Закона Смоленской области, естественные надобности у подъезда не справлял. Он решил не вмешиваться в ситуацию, так как посчитал, что это не его дело.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что когда подъехал к дому Морозова В.Н., последнего двое сотрудников полиции вели к патрульному автомобилю. Никакого сопротивления Морозов В.Н. им не оказывал.

Отсутствие у Морозова В.Н. при себе документов, удостоверяющих личность не могло являться безусловным основанием к доставлению в отдел полиции в силу следующего.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предоставляет ее сотрудникам право применять в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей различные меры государственного принуждения. Одна из таких мер - доставление граждан в полицию. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции сотрудники полиции вправе доставлять граждан, т.е. осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте).

Пункт 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции связывает возможность доставления граждан в полицию с наличием одного из четырех правовых оснований.

Первое правовое основание - для решения вопроса о задержании гражданина. Все категории лиц, которые могут быть подвергнуты полицией задержанию, указаны в п. 1 - 13 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции.

Второе правовое основание доставления - для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

Третье правовое основание доставления - для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом.

Четвертое основание доставления граждан в полицию - "другие" случаи, предусмотренные федеральным законом, причем не только Законом о полиции (например, его п. 14 и 15 ч. 1 ст. 13), но и иными законодательными актами. Так, согласно ст. 27.2 КоАП сотрудники полиции вправе осуществлять доставление граждан при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, необходимость установления личности Морозова В.Н. не может являться основанием к его доставлению в отдел полиции в отсутствие оснований полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

Право сотрудников полиции на доставление лица в отдел для составления протокола о совершении административного правонарушения так же не безусловно, и ограничено наличием самого факта правонарушения, который, в данном конкретном случае установлен не был.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства не нашел своего достоверного и неопровержимого подтверждения и факт неповиновения Морозова В.Н. требованиям сотрудников полиции. Последний, а равно допрошенные в ходе судебного заседания свидетели данный факт отрицают.

Сведения о таковом содержатся в рапорте сотрудника полиции и подтверждены им в ходе судебного разбирательства. Однако, данные доказательства не имеют преимущественного значения и в случае их оспаривания, рассматриваются наряду с иными. Вместе с тем, каких-либо иных доказательств, свидетельствовавших о противоправности действий Морозова В.Н., материалы дела не содержат.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).

Таким образом, оценив все доказательства, судья приходит к убеждению, что в действиях Морозова В.Н. не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.

В силу ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу вышеизложенного судья полагает неустановленным в действиях Морозова В.Н. вышеназванного состава административного правонарушения, в связи с чем производство по делу должно быть прекращено в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ в отношении Морозова В.Н., <данные изъяты>, – прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                     И.В.Селезенева

5-167/2014

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
Морозов Владимир Николаевич
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Селезенева Ирина Вячеславовна
Статьи

ст.19.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
prom--sml.sudrf.ru
11.02.2014Передача дела судье
11.02.2014Подготовка дела к рассмотрению
14.03.2014Рассмотрение дела по существу
06.05.2014Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее