Дело № 2-5849/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2016 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.В.,
с участием:
истца Данилова В.В.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК – Тенчуринской Д.А. по доверенности,
при секретаре Приходько Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Данилова В.В. к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Данилов В.В. обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что дата ГУ - Управлением Пенсионного фонда по г. Ставрополю СК вынесено решение № об отказе Данилову В.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 6 лет 3 месяцев стажа работы с тяжелыми условиями труда.
В решении указано, что в льготный стаж не включены периоды работы:
- с дата по дата в должности прораба в ПМК-12 треста «Севкавкоопстрой»;
- с дата по дата в должности мастера СХПСУ в тресте Ставрополькрайремстройбыт»;
- с дата по дата по профессии «монтажник» в Транспортном предприятии Шпаковской райсельхозтехники;
- с дата по дата по профессии «каменщик» в Светлоградском МПМК;
- с дата по дата по профессии «каменщик» в Петровском кооперативно-государственном объединении по строительству;
- с дата по дата в должности мастера-строителя в колхозе им. Чкалова,
- с дата по дата период прохождения военной службы в войсковой части №.
Также в общий страховой стаж и в стаж с тяжелыми условиями труда Данилова В.В. не включены периоды работы:
- с дата по дата в должности мастера в ХСУ «Автодора» краевого управления, так как запись об увольнении не заверена подписью должностного лица;
- с дата по дата в должности мастера в МПМК «Грачевская», так как в трудовой книжке в дате приема имеются исправления, а также дата приказа на прием позже даты увольнения.
Пенсионный фонд мотивирует свой отказ тем, что стаж работы, дающий на право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 1 год 2 месяца 22 дня, страховой стаж – 31 год 6 месяц 26 дней, что не дает право на досрочное назначение пенсионное обеспечение.
Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400- ФЗ установлено мужчинам по достижении возраста 55 лет, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если мужчины проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30.Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516 « Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц для учета периодов выполнения соответствующих работ, предусмотренных Списком (1956г.), имевших место до 1 января 1992г., применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109,110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Отказ в назначении пенсии Данилов В.В. считает неправомерным по следующим основаниям.
«Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами), выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Такие же нормы содержались и в ранее действовавшем «Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденном приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, в котором указано, что «трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями».
Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.08.1956 № 1173 разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а так же надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» право на предоставление пенсионных льгот имеют мастера и прорабы. Какие-либо дополнительные условия для признания указанных должностей с тяжелыми условиями труда не установлены ни Законом, ни Списком № 2 (1956 года), ни Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» пользуются производители работ.
Работа по профессии «каменщик» в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад характеризуется большим объемом работ по кладке кирпича, более высокой интенсивностью и загруженностью, напряженностью труда.
Постоянная занятость каменщиков в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад в каждом конкретном случае должна подтверждаться соответствующими документами: приказ о создании бригады каменщиков или комплексной бригады с указанием ее списочного состава, приказ о приеме на работу в состав бригады каменщиков или комплексной бригады, договоры, наряды и другие документы, из которых можно определить, что каменщик работал в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексной бригады.
Статья 66 ТК РФ предусматривает, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.
Все периоды работы, которые комиссия не включила Данилову В.В. в льготный стаж, записаны в трудовой книжке.
Трудовая книжка, архивная справка, статистические отчеты подтверждают факт работы истца на новом строительстве зданий промышленных, культурно-бытовых объектов и соответствует требованиям вышеуказанным Спискам № 2 (1956 и 1991 гг.), что дает основание полагать выполнение работ с тяжелыми условиями труда.
В архивной справке от дата №, выданной администрацией Петровского муниципального района Ставропольского края, указано в приказе от дата №, п. 15 «принят на работу нижепоименованных рабочих каменщиками», что доказывает, о наличии бригады каменщиков.
Согласно постановлению Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» период службы в Вооруженных Силах может быть засчитан в льготный стаж до 1 января 1992 года в случаях, если работа в тяжелых условиях труда предшествовала службе, или следовала после неё.
К периодам выполнения работ с тяжелыми условиями труда, имевших место до 01 января 1992 года, согласно Постановлению № 650 (подпункт «б» пункта 1, подпункт «а» пункта 3) может применяться Список № 2 (1956г.), с исчислением этих периодов с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, но в этом случае Список № 2, утвержденный в 1991 году, для учета периодов работы имевших место до 1 января 1992 года, не применяется.
Исходя из вышеизложенного, подлежат включению в стаж с тяжелыми условиями труда периоды службы Данилова В.В. в Советской Армии с дата по дата.
Считает, что все спорные периоды подлежат включению в стаж с тяжелыми условиями труда.
В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.).
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств. Поэтому, не включение указанных выше периодов работы в страховой стаж и в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением работы с тяжелыми условиями труда, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.
Просит суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в стаж работы Данилова В.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы:
- с дата по дата в должности прораба в ПМК-12 треста «Севкавкоопстрой»;
- с дата по дата в должности мастера СХПСУ в тресте «Ставрополькрайремстройбыт»;
- с дата по дата по профессии «монтажник» в Транспортном предприятии Шпаковской райсельхозтехники;
- с дата по дата по профессии «каменщик» в Светлоградском МПМК;
- с дата по дата по профессии «каменщик» в Петровском кооперативно-государственном объединении по строительству;
- с дата по дата в должности мастера-строителя в колхозе им. Чкалова,
- с дата по дата в должности мастера в ХСУ «Автодора» краевого управления,
- с дата по дата в должности мастера в МПМК «Грачевская»,
Кроме того просит суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в общий страховой стаж Данилова В.В. периоды работы:
- с дата по дата в должности мастера в ХСУ «Автодора» краевого управления,
- с дата по дата в должности мастера в МПМК «Грачевская»,
- с дата по дата период прохождения военной службы.
Также просит суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить и выплатить Данилову В.В. трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ней, т.е. с дата.
В судебном заседании истец Данилов В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные, изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК – Тенчуринская Д.А. по доверенности заявленные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, в связи с чем просила суд в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Статья 55 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина, а статья 115 Конституции РФ указывает, что Правительство РФ издаёт постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П указывается, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть, по сути, взаимообусловлены.
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено мужчинам по достижении возраста 55 лет, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если мужчины проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока (т.е. не менее 6 лет 3 месяцев) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия по старости назначается им с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста 60 лет (для мужчин) на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
Так, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связано с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочно трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Если для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, законных оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Тяжелые условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, характеризуемых превышением установленных норм и оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Из пенсионного законодательства Российской Федерации, Конституции РФ следует, что право на получение пенсии носит заявительный характер, то есть гражданин должен заявить о своем желании получать пенсию. В данном случае такое право истцом Даниловым В.В. было реализовано путем подачи соответствующего заявления в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю.
Так, в судебном заседании установлено, что истец Данилов В.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», как лицо, проработавшее на работах с тяжелыми условиями труда.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Пенсионный фонд при рассмотрении документов, представляемых для назначения пенсии должен оценивать их полное соответствие требованием пенсионного законодательства, применять Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Рассмотрев поступившее заявление, ответчиком ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК было вынесено решение № от дата об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом по выбору застрахованных лиц для учета периодов выполнения соответствующих работ, предусмотренных Списком (1956 г.), имевших место до 1 января 1992 г., применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами), выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Такие же нормы содержались и в ранее действовавшем «Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденном приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, в котором указано, что «трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 за периоды работы до и после 01.01.1992 (Список (1991 г.)).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 года № 239 за время работы до 01.01.1992 года также может применяться и Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173
На основании п. «а» ч. 4 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
По Списку № 2 (1956 год) раздела XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» пунктом а) «Рабочие» предусмотрены монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций; пунктом б) «Инженерно-технические работники» предусмотрены мастера (десятники) и прорабы.
Однако Списком № 2 (1956 г.) профессия «каменщик» не предусмотрена.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 (1991г.), разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предоставлено каменщикам, постоянно работающим в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (код позиции 2290000а - 12680), монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций (код позиции 2290000а-14612), производителям работ (код позиции 22900006-24441) и мастерам строительных и монтажных работ (код позиции 22900006-23419).
Однако Списком № 2 (1991 г. и 1956 г.) профессия «монтажник» не предусмотрена (без уточнения установленной занятости).
Работа по профессии «каменщик» в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад характеризуется большим объемом работ по кладке кирпича, более высокой интенсивностью и загруженностью, напряженностью труда.
Постоянная занятость каменщиков в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад в каждом конкретном случае должна подтверждаться соответствующими документами: приказ о создании бригады каменщиков или комплексной бригады с указанием ее списочного состава, приказ о приеме на работу в состав бригады каменщиков или комплексной бригады, договоры, наряды и другие документы, из которых можно определить, что каменщик работал в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексной бригады.
Списки составлены по производственному признаку. Каждому разделу и подразделу соответствует определенный вид производства. Работы, производства, профессии и показатели, указанные в Списках, соответствуют Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (ЕТКС), каждый выпуск которого представляет перечень профессий конкретного производства. ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики работ и профессий рабочих.
Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как установлено в судебном заседании, ответчику ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК не представилось возможным засчитать следующие периоды работы истца Данилова В.В. с тяжелыми условиями труда:
- с дата по дата в должности прораба в ПМК-12 треста «Севкавкоопстрой»;
- с дата по дата в должности мастера СХПСУ в тресте «Ставрополькрайремстройбыт»;
- с дата по дата по профессии «монтажник» в Транспортном предприятии Шпаковской райсельхозтехники;
- с дата по дата по профессии «каменщик» в Светлоградском МПМК;
- с дата по дата по профессии «каменщик» в Петровском кооперативно-государственном объединении по строительству;
- с дата по дата в должности мастера-строителя в колхозе им. Чкалова, - поскольку из трудовой книжки и представленных архивных справок не усматривается выполнение Даниловым В.В. обязанностей мастера и прораба на новом строительстве объектов, перечисленных в указанном разделе Списка № 2 (1956 год), мастера строительных и монтажных работ и производителя работ, занятого постоянно, полный рабочий день на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, как предусмотрено Списком № 2 (1991 год), разделом XXVII, а так же отсутствуют сведения о работе Данилова В.В. по рабочей профессии «каменщик» в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексных бригад, кроме того указанная профессия в трудовой книжке и архивной справке «монтажник» не предусмотрена Списком № 2 (1991 г. и 1956 г.).
Кроме того в общий страховой стаж и в стаж с тяжелыми условиями труда Данилова В.В. не включены следующие периоды работы:
- с дата по дата в должности мастера в ХСУ «Автодора» краевого управления, так как запись об увольнении не заверена подписью должностного лица;
- с дата по дата в должности мастера в МПМК «Грачевская», так как в трудовой книжке в дате приема имеются исправления, а также дата приказа на прием позже даты увольнения.
Однако суд полагает, что с данными выводами ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статья 66 ТК РФ предусматривает, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.
Судом установлено, что все периоды работы, которые ответчик ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК не включил в льготный стаж истца Данилова В.В., записаны в трудовой книжке.
Трудовая книжка, архивная справка, статистические отчеты подтверждают факт работы Данилова В.В. на новом строительстве зданий промышленных, культурно-бытовых объектов и соответствует требованиям вышеуказанным Спискам № 2 (1956 и 1991 гг.), что дает основание полагать выполнение работ с тяжелыми условиями труда.
В архивной справке от дата №, выданной администрацией Петровского муниципального района Ставропольского края, указано в приказе от дата №, п. 15 «принят на работу нижепоименованных рабочих каменщиками», что доказывает, о наличии бригады каменщиков.
Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» период службы в Вооруженных Силах может быть засчитан в льготный стаж до 1 января 1992 года в случаях, если работа в тяжелых условиях труда предшествовала службе, или следовала после неё.
К периодам выполнения работ с тяжелыми условиями труда, имевших место до 01 января 1992 года, согласно Постановлению № 650 (подпункт «б» пункта 1, подпункт «а» пункта 3) может применяться Список № 2 (1956г.), с исчислением этих периодов с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, но в этом случае Список № 2, утвержденный в 1991 году, для учета периодов работы имевших место до 1 января 1992 года, не применяется.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что подлежат включению в стаж с тяжелыми условиями труда периоды службы Данилова В.В. в Советской Армии с дата по дата.
Судом установлено, что в спорные периоды по профессии каменщик, монтажник, мастер-строитель наименование, должностные и профессиональные обязанности, а также суть выполняемой истцом Даниловым В.В. работы оставались неизменными.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11 - П указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустим, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть по сути взаимообусловлены.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ (ч.1 и ч.2) все равны перед Законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств. Поэтому, невключение указанного выше периода работы Данилова В.В. в стаж, дающий право на страховую пенсию в связи с осуществлением работы в должности каменщика с тяжелыми условиями труда, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», судами при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003 года №70 «Об утверждении разъяснений «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий…» при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию в указанный стаж включаются все периоды работы, которые зачитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа. Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответственного закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Следовательно, суд полагает необходимым включить вышеуказанные периоды работы в качестве каменщика, монтажника, мастера-строителя в специальный стаж работы истца Данилова В.В. с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, отказ ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Данилову В.В. не соответствует обстоятельствам дела, ущемляет права и подлежит оспариванию с учетом разъяснений пункта п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г.№25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Статьей 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлено право по согласованию с Пенсионным Фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.
Из данного закона не следует, что Правительство России наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Статьи Трудового Кодекса Российской Федерации регулируют трудовые отношения всех работников, что соответствует конституционным принципам иной защиты всех форм собственности.
Конституционный суд РФ от 03.07.2004 года подчеркнул, что «в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующую защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо всего прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания».
Кроме того в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статья 55 (п.2) Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина. Статья 115 Конституции Российской Федерации указывает, что Правительство РФ издает постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с этим издание постановлений Правительства №463, №1067, №781 не может служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым засчитать в стаж работы истца Данилова В.В., дающий ему право на назначение страховой пенсии по старости, период прохождения им военной службы с дата по дата.
Таким образом, суд считает, что исковые требования Данилова В.В. о признании права на досрочное начисление ему пенсии на льготных условиях в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с момента обращения за ней, то есть с дата, подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Данилова В.В. к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в стаж работы Данилова В.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы:
- с дата по дата в должности прораба в ПМК-12 треста «Севкавкоопстрой»;
- с дата по дата в должности мастера СХПСУ в тресте «Ставрополькрайремстройбыт»;
- с дата по дата по профессии «монтажник» в Транспортном предприятии Шпаковской райсельхозтехники;
- с дата по дата по профессии «каменщик» в Светлоградском МПМК;
- с дата по дата по профессии «каменщик» в Петровском кооперативно-государственном объединении по строительству;
- с дата по дата в должности мастера-строителя в колхозе им. Чкалова,
- с дата по дата в должности мастера в ХСУ «Автодора» краевого управления,
- с дата по дата в должности мастера в МПМК «Грачевская»,
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в общий страховой стаж Данилова В.В. следующие периоды:
- с дата по дата в должности мастера в ХСУ «Автодора» краевого управления,
- с дата по дата в должности мастера в МПМК «Грачевская»,
- с дата по дата период прохождения военной службы.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить и выплатить Данилову В.В. трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ней, т.е. с дата.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова
.а