Дело №2-859\15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Ессентукская 13 мая 2015 г.
Предгорный районный суд Ставропольского края
в составе судьи Черновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Христостомовой Я.П.,
с участием представителя заявителя помощника прокурора Предгорного района Гриценко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,
у с т а н о в и л:
Прокурор Предгорного района Ставропольского края в порядке ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части, указав, что Постановлением администрации муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района от 12.04.2012 № 70-п утверждены правила благоустройства и обеспечения порядка в населенных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района Ставропольского :<рая (далее - Постановление, Правила).
Пунктом 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельскйх поселений относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустрой-. прилегающих территорий; организация благоустройства территории посе- •:я (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с ченованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых итектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства -одских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Феде- ции от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании рмативных правовых актов полностью или в части» существенными призна- ми, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в :тановленном порядке управомоченным органом государственной власти или хзжностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обяза- ельных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное при- енение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, Правила являются нормативным правовым актом. Постановление об утверждении Правил опубликовано 13.04.2012 на информационных стендах муниципального образования Подкумского сельсовета.
В соответствии с разделом 3 Правил, уборка тротуаров и дворовых территорий домов всех форм собственности с прилегающими территориями производятся силами и средствами владельцев. Руководители предприятий торговли всех форм собственности обязаны обеспечить уборку территорий, прилегающих к павильонам, магазинам не менее 15 метров по периметру.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу указанных норм законодательства именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в»поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, случаи несения бремени содержания имущества не его собственником могут быть установлены только федеральными законами.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа Правил, следует, что прилегающая территория фактически является территорией общего пользования.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Таким образом, раздел 3 Правил необходимо признать недействующими в части, поскольку возложение на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Более того, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.
Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (статья 2).
При утверждении администрацией муниципального образования Подкумского сельсовета Правил благоустройства и обеспечения порядка в населенных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного эайона Ставропольского края, указанные принципы соблюдены не были.
Просит признать раздел 3 Правил благоустройства и обеспечения порядка в населенных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Подкумского сельсовета от 12.04.2012 № 70-п, в части: - «Уборка тротуаров и дворовых территорий домов всех форм собственности с прилегающими территориями производится силами и средствами владельцев. Руководители предприятий торговли всех форм собственности обязаны обеспечить уборку территорий, прилегающих к павильонам, магазинам не менее 15 метров по периметру» недействующим со дня в вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Предгорного района Гриценко А.С. заявленные требования поддержали просит удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Глава администрации муниципального образования Подкумский сельсовет Предгорного муниципального района надлежаще извещен, в суд не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: в соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением администрации муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района от 12.04.2012 № 70-п утверждены правила благоустройства и обеспечения порядка в населенных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района Ставропольского :<рая (далее - Постановление, Правила).
Пунктом 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельскйх поселений относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустрой-. прилегающих территорий; организация благоустройства территории посе- •:я (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с ченованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых итектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства -одских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Феде- ции от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании рмативных правовых актов полностью или в части» существенными призна- ми, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в :тановленном порядке управомоченным органом государственной власти или хзжностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное при- енение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, Правила являются нормативным правовым актом. Постановление об утверждении Правил опубликовано 13.04.2012 на информационных стендах муниципального образования Подкумского сельсовета.
В соответствии с разделом 3 Правил, уборка тротуаров и дворовых территорий домов всех форм собственности с прилегающими территориями производятся силами и средствами владельцев. Руководители предприятий торговли всех форм собственности обязаны обеспечить уборку территорий, прилегающих к павильонам, магазинам не менее 15 метров по периметру.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав "и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу указанных норм законодательства именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в»поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, случаи несения бремени содержания имущества не его собственником могут быть установлены только федеральными законами.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа Правил, следует, что прилегающая территория фактически является территорией общего пользования.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Таким образом, раздел 3 Правил необходимо признать недействующими в части, поскольку возложение на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Более того, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.
Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (статья 2).
При утверждении администрацией муниципального образования Подкумского сельсовета Правил благоустройства и обеспечения порядка в населенных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного эайона Ставропольского края, указанные принципы соблюдены не были.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░5 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 12.04.2012 № 70-░, ░ ░░░░░: - «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░