Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-859/2015 ~ М-880/2015 от 15.04.2015

Дело №2-859\15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Ессентукская 13 мая 2015 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края

в составе судьи Черновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Христостомовой Я.П.,

с участием представителя заявителя помощника прокурора Предгорного района Гриценко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,

у с т а н о в и л:

Прокурор Предгорного района Ставропольского края в порядке ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части, указав, что Постановлением администрации муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района от 12.04.2012 № 70-п утверждены правила благоустройства и обеспечения порядка в населенных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района Ставропольского :<рая (далее - Постановление, Правила).

Пунктом 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельскйх поселений относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустрой-. прилегающих территорий; организация благоустройства территории посе- •:я (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с ченованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых итектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства -одских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Феде- ции от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании рмативных правовых актов полностью или в части» существенными призна- ми, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в :тановленном порядке управомоченным органом государственной власти или хзжностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обяза- ельных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное при- енение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, Правила являются нормативным правовым актом. Постановление об утверждении Правил опубликовано 13.04.2012 на ин­формационных стендах муниципального образования Подкумского сельсовета.

В соответствии с разделом 3 Правил, уборка тротуаров и дворовых терри­торий домов всех форм собственности с прилегающими территориями произво­дятся силами и средствами владельцев. Руководители предприятий торговли всех форм собственности обязаны обеспечить уборку территорий, прилегающих к павильонам, магазинам не менее 15 метров по периметру.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что пра­ва и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нор­мативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уста­вам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Фе­дерации.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собствен­ник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу указанных норм законодательства именно собственник содер­жит принадлежащее ему имущество, что выражается в»поддержании его при­годного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.

В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законо­дательство находится в ведении Российской Федерации.

Таким образом, случаи несения бремени содержания имущества не его соб­ственником могут быть установлены только федеральными законами.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы ме­стного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственно­стью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должност­ные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответст­вии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа Правил, следует, что прилегающая территория фактически явля­ется территорией общего пользования.

В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, тер­ритории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Таким образом, раздел 3 Правил необходимо признать недействующими в части, поскольку возложение на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории, может быть осуществ­лено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.

Более того, принятие нормативного правового акта за пределами компетен­ции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвер­жденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и про­ектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязан­ностью государства (статья 2).

При утверждении администрацией муниципального образования Подкум­ского сельсовета Правил благоустройства и обеспечения порядка в населенных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного эайона Ставропольского края, указанные принципы соблюдены не были.

Просит признать раздел 3 Правил благоустройства и обеспечения порядка в насе­ленных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Пред­горного района Ставропольского края, утвержденных постановлением админи­страции муниципального образования Подкумского сельсовета от 12.04.2012 № 70-п, в части: - «Уборка тротуаров и дворовых территорий домов всех форм собственности с прилегающими территориями производится силами и средст­вами владельцев. Руководители предприятий торговли всех форм собственности обязаны обеспечить уборку территорий, прилегающих к павильонам, магазинам не менее 15 метров по периметру» недействующим со дня в вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Предгорного района Гриценко А.С. заявленные требования поддержали просит удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.

Глава администрации муниципально­го образования Подкумский сельсовет Предгорного муниципального района надлежаще извещен, в суд не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: в соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением администрации муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района от 12.04.2012 № 70-п утверждены правила благоустройства и обеспечения порядка в населенных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района Ставропольского :<рая (далее - Постановление, Правила).

Пунктом 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельскйх поселений относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустрой-. прилегающих территорий; организация благоустройства территории посе- •:я (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с ченованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых итектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства -одских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Феде- ции от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании рмативных правовых актов полностью или в части» существенными призна- ми, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в :тановленном порядке управомоченным органом государственной власти или хзжностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное при- енение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, Правила являются нормативным правовым актом. Постановление об утверждении Правил опубликовано 13.04.2012 на ин­формационных стендах муниципального образования Подкумского сельсовета.

В соответствии с разделом 3 Правил, уборка тротуаров и дворовых терри­торий домов всех форм собственности с прилегающими территориями произво­дятся силами и средствами владельцев. Руководители предприятий торговли всех форм собственности обязаны обеспечить уборку территорий, прилегающих к павильонам, магазинам не менее 15 метров по периметру.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что пра­ва и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав "и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нор­мативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уста­вам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Фе­дерации.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собствен­ник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу указанных норм законодательства именно собственник содер­жит принадлежащее ему имущество, что выражается в»поддержании его при­годного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.

В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законо­дательство находится в ведении Российской Федерации.

Таким образом, случаи несения бремени содержания имущества не его соб­ственником могут быть установлены только федеральными законами.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы ме­стного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственно­стью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должност­ные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответст­вии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа Правил, следует, что прилегающая территория фактически явля­ется территорией общего пользования.

В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, тер­ритории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Таким образом, раздел 3 Правил необходимо признать недействующими в части, поскольку возложение на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории, может быть осуществ­лено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.

Более того, принятие нормативного правового акта за пределами компетен­ции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвер­жденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и про­ектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязан­ностью государства (статья 2).

При утверждении администрацией муниципального образования Подкум­ского сельсовета Правил благоустройства и обеспечения порядка в населенных пунктах муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного эайона Ставропольского края, указанные принципы соблюдены не были.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.


Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░5 ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░­░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░­░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░­░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 12.04.2012 № 70-░, ░ ░░░░░: - «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░­░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░

2-859/2015 ~ М-880/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Предгорного района
Другие
Администрация МО Подкумского сельсовета
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Судья
97
Дело на сайте суда
predgorny--stv.sudrf.ru
15.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2015Передача материалов судье
17.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2015Судебное заседание
13.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2015Дело оформлено
30.06.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее