РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2016г. г.Раменское М.о.
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Бессмертновой Е.А.
с участием прокурора Абаимовой Е.А.,
при секретаре Фроловой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5492/16 по иску Раменского городского прокурора Московской области к <...>», третьим лицам, о запрете осуществления деятельности,
установил:
Раменский городской прокурор Московской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о запрете <...>») осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам до устранения выявленных нарушений (л.д.2-8). В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки по обращения председателя Комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 и заявлению членов <...>» о незаконном <...>» на территории ДНТ, выявлено, что в жилом <адрес> принадлежащем на праве собственности ФИО2, осуществляет деятельность <...>». Согласно Уставу основным видом деятельности <...>» - предоставление социальных услуг с обеспечением проживания. В доме размещаются граждане пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению. <...>» предоставляет социальные услуги с обеспечением круглосуточного проживания граждан пенсионного возраста, т.е. социальные услуги в стационарной форме; услуги проживающим гражданам, количество которых постоянно меняется, предоставляются с нарушением действующего законодательства.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика <...>» в судебное заседание не явился, извещен, мнения по иску не представил.
Представитель третьего лица <...> по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица <...> по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица <...> в судебное заседание не явился, представлено мнение по иску.
Третье лицо Патрашок В.В. в судебное заседание не явился, извещен, мнения по иску не представил.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворении. При этом суд исходит из следующего.
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом общей площадью <...> кв. м и земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью <...> кв. м по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности ФИО2 (л.д.40, 41).
Протоколом <номер> общего собрания учредителей от <дата>. решено о создании <...>» (л.д.31), основным видом деятельности которого является предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, в качестве дополнительных видов деятельности – предоставление прочих персональных услуг, деятельность среднего медицинского персонала, предоставление различных видов услуг (л.д.24-30, 22, 23, 32-38).
В результате проведенной Раменской городской прокуратурой совместно с <...> <...> <...>, <...>, <...>» проверки по обращению председателя <...> и заявлению членов <...>» установлено, что в жилом <адрес> осуществляет свою деятельность <...>». В доме размещаются граждане пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению. <...>» предоставляет социальные услуги с обеспечением круглосуточного проживания граждан пенсионного возраста, т.е. социальные услуги в стационарной форме.
В соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:
равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
адресность предоставления социальных услуг;
приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
добровольность;
конфиденциальность.
Вопреки принципу добровольности социального обслуживания граждан законный представитель ПО «Доброта», действуя от имени ПО, заключает договоры об участии в хозяйственной деятельности, фактически подменяя договоры на оказание социальных услуг с обеспечением проживания, не с получателями социальных услуг, а с третьими лицами, законное представительство которых не подтверждено, кроме того, договоры не содержат условий, определенных индивидуальными программами предоставления социальных услуг.
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия (ст.14 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 15 ч.2 Закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.
В силу ч.2 ст16 Закона индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
Из положений ст.17 указанного Закона следует, что социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
<...>» не значится в реестре поставщиков социальных услуг в Московской области, обратного ответчиком вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, не представлено.
<...>» допущены нарушения п.п.8.1, 8.3 Гигиенических требований к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы, СанПиН 2.1.2.2564-09, поскольку отсутствует овощной цех, горячий цех, холодный цех и прочие складские помещения на пищеблоке.
В нарушение п.п.8.3, 5.13, 6.6, 6.16, 8.23 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП 2.3.6.1079-01 для уборки производственных, складских помещений, туалетов не выделен отдельный инвентарь, который не храниться в специально отведенных местах, максимально приближенным к местам уборки, инвентарь для мытья туалетов не имеет сигнальной окраски и не храниться отдельно, на пищеблоке разделочный инвентарь не имеет специальной маркировки. Разделочный инвентарь и ножи не промаркированы в соответствии с обрабатываемыми на них продуктами, мытье кухонной посуды не осуществляется в двухсекционных ваннах в установленном порядке, обработка яйца, используемого для приготовления блюд, не проводится в отведенном месте в специально промаркированных емкостях, отсутствует журнал оценки качества пищевых продуктов.
Кроме того, в жилом <адрес> по указанному адресу выявлены нарушения требований пожарной безопасности: допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ППР п.42), отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения (ППР п.478), отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности (ППР п.2), ответственный за пожарную безопасность не обучен по программе пожарно-технического минимума (ППР п.3, п.31, п.32 Приказ МЧС России №645 от 12.12.2007г.), в помещениях отсутствуют таблички с номерами телефона для вызова пожарной охраны (ППР п.6), в здании не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли (ППР п.21), в здании отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре (ППР п.7), отсутствуют инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрические фонари (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (ППР п.9), на объекте не организована подготовка лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара (ППР п.13), ширина лестничного марша менее 1.35 метра (п.5.2.5 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы).
Кроме того, в нарушение п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», п.п.4, 14 НПБ 110-03, п.61 ППР РФ, п.5.1 НПБ 104-03 помещения учреждения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Московской области от 22.10.2009г. №121/2009-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» и СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строения и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них.
По делу установлено, что на втором этаже жилого дома проживают инвалиды-колясочники, какие-либо приспособления по обеспечению их передвижения на первый этаж отсутствуют.
Кроме того, объекты, связанные с социальным обслуживанием престарелых граждан и инвалидов относятся к отдельному виду жилых помещений специализированного государственного или муниципального жилищного фонда –
Согласно ст.92 ч.1 п.4 жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст.96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Согласно п.п. 4, 8, 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006г. № 42 к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием, соответствующие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства. К размещению таких зданий, планировочной организации земельного участка, к объемно-планировочным решениям, к системам инженерного обеспечения, внутренней отделке помещений, к инвентарю и технологическому оборудованию, пожарной безопасности федеральным законодательством и нормативно-техническими документами установлены обязательные требования.
В соответствии с п.3.9, 3.10, 4.2 СанПиН 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организации здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы» не допускается размещать организации социального обслуживания в жилых зданиях. Состав помещений и их площади, техническое оснащение определяются в соответствии с технологией функциональных процессов в организации и в соответствии с расчетными нормативами, а также возможностью создания необходимых условий труда в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации. Планировка и оборудование всех помещений, посещаемых инвалидами и престарелыми, должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Установленные законодательством требования <...>» не соблюдаются. <...>» фактически осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания в жилом доме, расположенном на территории <...>», по адресу: <адрес>, с нарушениями действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований законодательства о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; противопожарных норм, что нарушает права и законные интересы пребывающих в доме граждан пожилого возраста и инвалидов, что также создает угрозу жизни и здоровью этих граждан при их нахождении в указанном жилом доме, в связи с чем суд приходит к выводу, что деятельность <...>» необходимо запретить до устранения указанных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Раменского городского прокурора Московской области – удовлетворить.
Запретить <...>», ИНН <номер>, ОГРН <номер>, осуществлять деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам по адресу: <адрес>, до устранения выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Судья: