Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1327/2014 ~ М-720/2014 от 25.02.2014

Дело № 2-1327/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2014 г. г. Смоленск

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе:

председательствующего судьи Болотиной А.А.,

при секретаре Бодренковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой Н.А. к Открытому акционерному обществу «Жилищник», Администрации г. Смоленска о возложении обязанности произвести ремонт окон,

установил:

Казакова Н.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Жилищник», Администрации г. Смоленска о возложении обязанности произвести ремонт окон. В обоснование требований указала, что она проживает в принадлежащей ей на праве собственности по договору приватизации от 2013 г. квартире <адрес>. С момента сдачи дома в эксплуатацию капитальный ремонт не производился, в связи с чем проявились дефекты в виде разрушения оконных блоков и балконной двери в ее квартире. Считает, что обязанность по проведению капитального ремонта оконных блоков лежит на Администрации г. Смоленска, а текущего ремонта наружной поверхности окон – на управляющей компании. Обслуживанием данного жилого дома является ОАО «Жилищник». Просит суд обязать ОАО «Жилищник» и Администрацию г. Смоленска произвести ремонт окон и балконной двери в ее квартире.

Истец Казакова Н.А. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя.

Представитель истца Остапов Л.О. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям, уточнив требования, просил суд возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность произвести капитальный ремонт в виде замены окон и балконной двери в квартире истца согласно характеристикам, указанным в экспертизе, в срок до 31.12.2014 г., а также расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб., госпошлину в суме 200 руб. (л.д. 121).

Ответчик ОАО «Жилищник», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Ответчик Администрация г. Смоленска, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В представленном суду отзыве исковые требования не признает, заключение судебной экспертизы не оспаривает. В случае удовлетворения требований истца о замене окон и балконной двери просит установить срок исполнения обязательства до 31.12.2014 г.

На основании ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков ОАО «Жилищник», Администрации г. Смоленска.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Порядок производства ремонта жилых помещений регулируется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170.

В соответствии с требованиями Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Пунктами 2.1 и 2.2 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения») установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта.

Пункты 3.1. 3.2 указывают, что техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Судом по делу установлено, что истец является собственником квартиры <адрес> на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ г., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 8-9).

Истец Казакова Н.А. зарегистрирована и проживает по указанному адресу (л.д. 7).

Управляющей организацией дома по <адрес> является ОАО «Жилищник» (л.д. 21-26).

На основании ходатайства представителя истца по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно экспертному заключению от 27.05.2014 г. ООО «Бином» в квартире <адрес> были выявлены следующие повреждения и деформации деревянных окон и балконной двери: рассохание, коробление, нарушение лакокрасочного покрытия оконных рам, оконные переплеты рассохлись и расшатаны, древесина поражена гнилью, плохое открывание рам, трещины в местах сопряжения коробок со стенами. Обнаруженные повреждения свидетельствуют об ограничении работоспособности и снижении эффективной эксплуатации оконных конструкций. Состояние деревянных оконных блоков и балконной двери в квартире <адрес> следует признать как неудовлетворительное, при котором требуется полная замена оконных блоков. Данные работы относятся к капитальному ремонту. Поскольку жилой дом введен в эксплуатацию в 1968 г., согласно Приложению № 3 ВСН 58-88 (р) продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) оконных деревянных заполнений составляет 40 лет, необходимость в их замене возникла в 2008 г. Причинами, вызвавшими необходимость проведения капитального ремонта (замены окон) являются сверхнормативный срок эксплуатации оконных блоков (эксплуатация 46 лет), необходимость капремонта возникла ввиду их естественного износа. Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 окна и балконная дверь подлежат замене на более долговечные и экономичные – окна ПВХ с тройным остеклением, двухкамерные с поворотно-откидной и глухой створками, подоконной доской, отливом, откосами ПВХ, с учетом демонтажа-монтажа и вывоза мусора с объекта. Рыночная стоимость работ по замене оконных блоков в квартире <адрес> составляет 73 480 руб. (л.д. 56-114).

Экспертное заключение содержит полные сведения об имеющихся недостатках, объеме повреждений, оснований сомневаться в правильности выводов предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ) эксперта не имеется, заключение сторонами не оспорено.

Как следует из положений Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», замена окон относится к работам по выполнению капитального ремонта.

Согласно п. 5.1, 5.2 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта (замены) для оконных деревянных заполнений составляет 40 лет.

Согласно п. 2.4.2 Правил от 27.09.2003 № 170 комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, производятся при капитальном ремонте многоквартирного дома.

На основании исследованных доказательств, суд считает полностью установленным, что с момента ввода жилого дома по <адрес> (1968 г.) и по настоящее время капитальный ремонт не проводился, что является причиной образования в квартире по вышеуказанному адресу дефектов в виде неудовлетворительного состояния оконных блоков и балконной двери, и возникновения необходимости их замены.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд исходит из следующего.

В силу положений ст. 676 ГК РФ, устанавливающей обязанности наймодателя жилого помещения по надлежащей эксплуатации жилого дома, ст. 129 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения правоотношений, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1099, утративших силу с 23.05.2006 г., Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, обязанность по обслуживанию и ремонту жилого дома возложена на государственные жилищно-эксплуатационные и ремонто-строительные организации, обслуживающие этот дом.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В соответствии со ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (п. 5 ч. 1)

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.

Пунктом 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, установлено, что в состав услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не входят содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон. Расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования, утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования.

Согласно ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 01.03.2005 г. введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Как усматривается из материалов дела, квартира <адрес>, в которой проживает истец, передана истцу на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ г., до этого времени относилась к муниципальному жилищному фонду, истец проживала в ней на основании договора социального найма жилого помещения (л.д. 10-14).

Жилой дом по <адрес> является зданием 1968 г. постройки (л.д. 27-46).

Как уже отмечалось, в случае, если при приватизации хотя бы одной квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на момент заключения договора приватизации) домовладение в части окон в квартире Казаковой Н.А. нуждалось в проведении капитального ремонта, который с момента ввода его в эксплуатацию и до приватизации находящихся в нем квартир бывшим собственником – Администрацией г. Смоленска – не проводился.

При таком положении, с учетом выводов проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы суд возлагает на Администрацию г. Смоленска обязанность по замене оконных блоков и балконной двери в квартире дома <адрес>, согласно экспертному заключению.

С учётом разумности исполнения принимаемого судом решения, мнения сторон, суд полагает необходимым определить для Администрации г. Смоленска срок для выполнения капитального ремонта по замене оконных блоков и балконной двери в квартире истца – до 31.12.2014 года.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к ОАО «Жилищник», суд считает необходимым отказать, поскольку, исходя из положений ст. 161 ЖК РФ и п.п. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., на данного ответчика возложена обязанность по проведению текущего ремонта домостроения по <адрес>, а работы по замене оконных блоков и балконной двери, согласно экспертному заключению, относятся к капитальному ремонту.

По делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, расходы по проведению которой были возложены на истца Казакову Н.А., но в данный момент она оплату экспертизы не произвела (л.д. 54).

В связи с чем, расходы по проведению экспертизы в сумме 10 000 руб. по правилам ст. 98, 94 ГПК РФ в пользу экспертной организации ООО «Бином» подлежат взысканию с Администрации г. Смоленска.

Разрешая требование о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя, которое подлежит частичному удовлетворению, суд исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Казаковой Н.А. и Остаповым Л.О. заключен договор на оказание юридической помощи , истцом по расписке оплачено Остапову Л.О. 10 000 руб. за оказание юридических услуг (л.д. 122).

Представителем Остаповым Л.О. было подготовлено и подано в суд исковое заявление, данный представитель представлял интересы истца в двух судебных заседаниях по делу.

Согласно ст. 100 ГПК РФ суд с учетом требований разумности, сложности и длительности рассматриваемого дела, определяет ко взысканию с ответчика Администрации г. Смоленска 5 000 руб. в пользу истца в счет компенсации расходов по оплате услуг представителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика Администрации г. Смоленска в пользу истца также подлежит взысканию госпошлина, уплаченная при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Казаковой Н.А. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Смоленска в срок до 31.12.2014 г. произвести замену оконных блоков и балконной двери в квартире <адрес> на окна ПВХ с тройным остеклением, двухкамерные, двухстворчатые с поворотно-откидной и глухой створками, подоконной доской, отливом, откосами ПВХ, с демонтажом/монтажом и вывозом мусора с объекта:

- в помещении кухни – на окно размером 1300 мм х 1400 мм – 1 шт.;

- в жилой комнате № 1 – на окно размером 1400 мм х 1400 мм – 1 шт., балконной двери размером 750 мм х 2250 мм – 1 шт.;

- в жилой комнате № 2 – на окно размером 1300 мм х 1400 мм – 1 шт.

Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Казаковой Н.А. расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

В остальной части иска Казаковой Н.А. отказать.

Взыскать с Администрации г. Смоленска расходы по проведению экспертизы в сумме 10 000 руб. в пользу ООО «Бином».

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Болотина

Мотивированное решение суда изготовлено 03.07.2014 г.

2-1327/2014 ~ М-720/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Казакова Наталья Анатольевна
Ответчики
ОАО "Жилищник"
Администрация г. Смоленска
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Болотина А.А.
Дело на странице суда
prom--sml.sudrf.ru
25.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2014Передача материалов судье
28.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2014Предварительное судебное заседание
03.06.2014Производство по делу возобновлено
03.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2014Судебное заседание
03.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2014Дело оформлено
07.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее