УИД 28RS0006-01-2021-000372-82
Дело № 2а-205/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при помощнике судьи Чепиковой Т.Л,
с участием
представителя административного истца Администрации Бурейского <адрес> ФИО8, действующей на основании доверенности от 15 января 2021 года № 01-33/03,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Бурейского <адрес> к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Бурейскому <адрес> ФИО2, Отделению судебных приставов по Бурейскому <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительного сбора в сумме 50000 рублей, по постановлению от 16 марта 2021 года судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Бурейскому <адрес> ФИО2 о взыскании исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
24 марта 2021 года административный истец обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование административных исковых требований суду пояснив, что заявитель является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением от 16 сентября 2020 года № 14661/20/28006-ИП года на основании исполнительного листа № ФС 024981200 от 1 сентября 2020 года, выданного Бурейским районным судом по делу № 2-309/2020.
Предмет исполнения: обязать Администрацию Бурейского района Амурской области предоставить Подорван Максиму Александровичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв. метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
26 января 2021 года судебным приставом-исполнителем ФИО7 Администрации Бурейского <адрес> было предъявлено требование об исполнении вышеуказанного исполнительного производства в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ФИО1 специализированное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения старшим судебным приставом-исполнителем ФИО2 администрации района было предъявлено требование об исполнении вышеуказанного исполнительного производства в течении 30 календарных дней с момента вручения, а так же вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
Причиной взыскания указано то, что исполнительный документ не исполнен Администрацией Бурейского района Амурской области в срок для добровольного исполнения, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа не предоставлено.
Вместе с тем Администрация Бурейского района до настоящего времени не смогла исполнить вышеуказанный исполнительный документ по причинам от нее не зависящим, вследствие непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При исполнении государственных полномочий по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрация Бурейского района руководствуется действующим законодательством РФ: Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке: по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв. метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО7 администрации района было предъявлено требование об исполнении вышеуказанного исполнительного производства в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ФИО1 специализированное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения старшим судебным приставом-исполнителем ФИО2 Администрации Бурейского <адрес> было предъявлено требование об исполнении вышеуказанного исполнительного производства в течении 30 календарных дней с момента вручения, а так же вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
Причиной взыскания указано то, что исполнительный документ не исполнен администрацией Бурейского района Амурской области в срок для добровольного исполнения, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа не предоставлено.
Вместе с тем администрация Бурейского района до настоящего времени не смогла исполнить вышеуказанный исполнительный документ по причинам от нее не зависящим, вследствие непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При исполнении государственных полномочий по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрация Бурейского района руководствуется действующим законодательством РФ: Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке: по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи - финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При этом, расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области.
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Органом, осуществляющим от имени муниципального образования Бурейский муниципальный район приобретение специализированных жилых помещений для детей-сирот, является муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района.
В соответствии с частью 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.
Из вышеизложенного следует, что объем денежных средств, предназначенных для обеспечения детей-сирот, а также лиц, относящихся к данной категории определяется Правительством Амурской области в ходе формирования и принятия бюджета области, и на изменение данного объема денежных средств администрация Бурейского района повлиять не может.
Согласно соглашению № 13 от 27 января 2020 года между Министерством социальной защиты населения Амурской области и Администрацией Бурейского района, Бурейскому району в 2020 было выделено 6 514 200, 00 (шесть миллионов пятьсот четырнадцать тысяч двести) рублей 00 копеек для обеспечения жильем детей-сирот. Данная субвенция была израсходована на приобретение двух специализированных жилых помещений в целях исполнения решения Бурейского районного суда.
В соответствии с Соглашением от 01 марта 2021 года о предоставлении в 2021 году субвенции из федерального и областного бюджета бюджету Бурейского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенным между министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Бурейского района, предоставлена субвенция бюджету муниципального образования Бурейского района из бюджета Амурской области в сумме 7 599 900 рублей 00 копеек. Данная субвенция будет израсходована на приобретение пяти специализированных жилых помещений в целях исполнения решения Бурейского районного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Поскольку у Администрации Бурейского района имелись обстоятельства, затрудняющие исполнение решение суда, а именно: отсутствия финансовых средств, переданных ей в установленном порядке для исполнения государственных полномочий администрация Бурейского района обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с ходатайством о выделении дополнительных средств.
20 марта 2020 года за № 17-32/2349 Администрацией Бурейского района получен ответ из Министерства социальной защиты населения Амурской области, о том, что средства, предусмотренные Бурейскому району в 2020 году на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот, использованы в полном объеме. Дополнительные средства на указанные цели в 2020 году могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур.
Аукционы, проводимые администрацией Бурейского района в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для детей-сирот не состоялись, что является другой причиной не предоставления администрацией района взыскателю жилого помещения, так как 01.10.2020 лимиты были уменьшены до 1 702 317,87 рублей.
В условиях отсутствия доступных вариантов жилых помещений администрация Бурейского района обратилась с заявлением в Министерство социальной защиты населения Амурской области о возможных способах решения данной проблемы. Министерством был предложен вариант предоставления жилого помещения детям-сиротам по жилищным сертификатам. Два сертификата было оформлено.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ - лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Администрация Бурейского района считает, что с ее стороны отсутствует вина в не предоставлении жилого помещения ФИО1 в связи с изложенными выше обстоятельствами. По состоянию на 1 марта 2021 года порядковый номер в списке очередников - 20 (двадцать).
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с п. 7 вышеуказанной статьи - суд, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательств вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Просил суд освободить администрацию Бурейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, по постановлению от 16 марта 2021 года старшего судебного пристава - исполнителя ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО2 о взыскании исполнительского сбора.
Представитель административного истца Администрации Бурейского <адрес> ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что исполнитель решение суда в сроки определенные законом об исполнительном производстве не представляется возможным, еще по тому, что из-за отсутствия на рынке недвижимости предложений, отвечающим многочисленным требованиям, не состоялись торги. Кроме приобретения непосредственно жилья для детей сирот, выделяются сертификаты на приобретение квартир, но там более жесткие требования для приобретения жилья, много требований к претендентам на получение сертификата. Администрация Бурейского района направляет запросы, ведется работа по выделению земельного участка под строительство многоквартирного дома для детей сирот и под расселения из ветхого жилья. Просила суд освободить администрацию Бурейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, по постановлению от 16 марта 2021 года старшего судебного пристава - исполнителя ОСП по Бурейскому району УФССП по <адрес> ФИО2 о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного ответчика старшего судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Бурейскому <адрес> ФИО2, извещённой надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившей рассмотреть дело в её отсутствие, в письменных возражениях суду пояснившей, что 16 сентября 2020 года в отношении Администрации Бурейского района Амурской области, возбужденно исполнительное производство 14661/20/28006 на основании исполнительного листа Бурейского районного суда от 1 сентября 2020 года № ФС 024981200 о возложении обязанности на Администрацию Бурейского района Амурской области предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м, отвечающее санитарным и техническим условиям, в границах Бурейского муниципального района <адрес>. В рамках данного исполнительного производства судебным приставом - исполнителем ФИО7 26 января 2021 года вручено требование об исполнении решения суда. Однако решение суда в установленный срок не исполнено. 16.03.2021 в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:
1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом - исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу -исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного-пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015т № 50 иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии со ст.69 БК РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Вместе с тем анализ материалов данных исполнительных производств позволяет сделать вывод об отсутствии каких-либо результативных действий, в том числе планирования бюджетных средств, направленных на исполнение решения, суда, со стороны заявителя.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10 ноября 2017 года по делу № 46-АД17-37.
Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя в рамках данного исполнительного производства законны, правомерны и полностью соответствуют полномочиям, определенным законодательством.
Исходя из выше изложенного учетом приведенных доводов а также норм действующего законодательства просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя административного ответчика Отделения судебных приставов по Бурейскому <адрес>, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по <адрес>, заинтересованного лица ФИО1, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщивших, возражений в суд относительно заявленных административных исковых требований не предоставивших.
Заслушав представителя административного истца Администрации Бурейского <адрес>, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Решением Бурейского районного суда от 22 июля 2020 года по делу № 2-309/2020 доказано, что исковые требования прокурора Бурейского <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к Администрации Бурейского <адрес> удовлетворены. На Администрацию Бурейского <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО1, 7 января 1999 года рождения, отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах Бурейского муниципального района Амурской области.
Решение вступило в законную силу 28 августа 2020 года и согласно ст. 210 ГПК РФ должно быть приведено в исполнение.
На основании вступившего в законную силу судебного решения судебным приставом-исполнителем УФССП по Амурской области ОСП по Бурейскому району вынесено постановление от 16 сентября 2020 года о возбуждении исполнительного производства № 14661/20/28006-ИП в отношении должника Администрации Бурейского района на основании исполнительного листа ФС №024981200 от 1 сентября 2020 года Бурейского районного суда Амурской области о возложении обязанности на Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО1, 7 января 1999 года рождения, отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах Бурейского муниципального района Амурской области, которым установил срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Требованием по исполнительному производству 14661/20/28006-ИП доказано, что судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Бурейскому <адрес> ФИО7 должнику было направлено требование о добровольном исполнении решения Бурейского районного суда от 22 июля 2020 года, в котором был указан срок исполнения до 27 января 2021 года.
Ввиду неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 16 марта 2021 года по исполнительному производству № 14661/20/28006-ИП о взыскании с должника Администрации Бурейского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей, после истечения срока, для добровольного исполнения, направлено требование 16 марта 2021 года, которое по настоящее время не исполнено.
Из Устава, Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия 28№ 000628832, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серя 28 № 001051764 в суде следует, что Администрация Бурейского района является действующим юридическим лицом.
Ссылаясь на наличие оснований для освобождения Учреждения от исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам, Администрация Бурейского района обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. 1 ст. 1) (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно ст.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии с частями 11 и 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона (ч.11 ст. 30).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный лист (ч. 17 ст.30).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке: по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи - финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи - Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № 1 к настоящему Закону.
Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению № 2 к настоящему Закону.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (Приложение №2 к постановлению Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144) - органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области.
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Органом, осуществляющим от имени муниципального образования Бурейский муниципальный район приобретение специализированных жилых помещений для детей-сирот, является муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района.
В соответствии с частью 5 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.
Из вышеизложенного следует, что объем денежных средств, предназначенных для обеспечения детей-сирот, а также лиц, относящихся к данной категории определяется Правительством Амурской области в ходе формирования и принятия бюджета области, и на изменение данного объема денежных средств Администрация Бурейского района повлиять не может.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Обязанность предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма жилых помещений является обязательством, возникшим у Администрации Бурейского района в силу действия вышеуказанных нормативно-правовых актов Амурской области о передаче на неопределенный срок соответствующих государственных полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В соответствии с п. 7 вышеуказанной статьи - суд, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательств вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Копией соглашения № 13 заключённого между Министерством социальной защиты населения Амурской области и Администрацией Бурейского района о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету Бурейского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения от 27 января 2020 года, копией соглашения № 13 заключённого между Министерством социальной защиты населения Амурской области и Администрацией Бурейского района о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету Бурейского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения от 1 марта 2021 года, справкой МУ Финансового отдела Администрации Бурейского района от 17.03.2021 № 64 доказано, что в 2020 было выделено 6514200 рублей 00 копеек для обеспечения жильем детей-сирот. Данная субвенция была израсходована на приобретение двух специализированных жилых помещений в целях исполнения решения Бурейского районного суда, в 2021 году будет предоставлена субвенция бюджету муниципального образования Бурейского района из бюджета Амурской области в сумме 7 599 900 рублей 00 копеек. Данная субвенция будет израсходована на приобретение пяти специализированных жилых помещений в целях исполнения решения Бурейского районного суда, согласно даты вынесения решения Бурейским районным судом о предоставлении детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей жилых помещений. Очередь ФИО1 в списке очередников по состоянию на 12 марта 2021 года № 20.
В качестве доказательств принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязательства в порядке пункта 1 статьи 401 ГК РФ Администрацией Бурейского района предоставлены обращения главы Администрации Бурейского района от 10.03.2020 № 01-12/982, 20.10.2020 № 01-12/4522, от 27.01.2021 № 01-12/305 о выделении дополнительных финансовых средств (субвенции) на исполнение указанного судебного решения, решение Бурейского районного суда от 22 июля 2020 года по гражданскому делу №2-309/2020 и ответы на обращения Министерства социальной защиты населения Амурской области о невозможности выделения дополнительных денежных средств (субвенций) для приобретения жилья детям-сиротам и лицам из их числа от 20.03.2020 № 17-32/2349, 17.11.2020 № 17-32/9922, от 15.03.2021 № 17-31/2228.
Таким образом, суд приходит к выводу, что об отсутствии вины административного истца в неисполнении возложенного на него судом обязательства в установленный законом срок. Суд приходит к выводу, что Администрация Бурейского района приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Администрацией Бурейского района были выполнены все, предусмотренные законодательством действия, с учётом установленного Законом исполнения ей в пределах выделенных субвенций: выполнены обязанности по сбору документов с целью включения ФИО1 в списки очередников на получение жилого помещения, данные были направлены в Правительство Амурской области, в установленном порядке направлялись обращения в Министерства социальной защиты населения Амурской области на выделения денежных средств (субвенций) для приобретения жилья ФИО1, были выделены денежные средства в виде субвенций по списку очередников, которые были израсходованы на приобретение жилья сиротам в порядке вынесения судебных решения, субвенций было недостаточно, делались дополнительные запросы для выделения дополнительных денежных средств в виде субвенций, однако на них был дан отрицательный ответ.
Единственной причиной не предоставления Администрацией Бурейского района взыскателю жилого помещения является отсутствие финансирования из средств областного бюджета Амурской области, переданных Бурейскому муниципальному району государственных полномочий по приобретению жилых помещений для детей-сирот в надлежащем объёме. В условиях отсутствия финансовых средств, переданных ей в установленном порядке для исполнения государственных полномочий, Администрация Бурейского района не может исполнять государственные полномочия.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Администрации Бурейского районного к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО2, Отделению судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области, Управлению ФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением от 16 марта 2021 года по исполнительному производству от 16 сентября 2020 года № 14661/20/28006-ИП, надлежит удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218-219, 226-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации Бурейского района к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Бурейскому <адрес> ФИО2, Отделению судебных приставов по Бурейскому <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по <адрес> удовлетворить.
Освободить Администрацию Бурейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей 00 копеек, по постановлению старшего судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Бурейскому району от 16 марта 2021 года о взыскании исполнительского сбора, в рамках исполнительного производства №14661/20/28006-ИП, возбужденного 16 сентября 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич
Решение суда в окончательной форме составлено 19 апреля 2021 года.