Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1445/2011 ~ М-588/2011 от 24.01.2011

                                     Дело № 2-1445/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Судьи Калиниченко Т.В.,

при секретаре Крайней Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске гражданское дело по иску Соснина Виктора Васильевича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права, взыскании недоплаченной пенсии,

у с т а н о в и л:

Соснин Виктор Васильевич обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с *** и получает пенсию на основании Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». При увольнении из рядов Вооруженных Сил РФ ему назначена пенсия с районным коэффициентом 1,3. В отдаленной местности Амурской области районный коэффициент в размере 1,2 никаким законом РФ не установлен. Амурская область к отдаленной местности отнесена постановлением Совета Министров СССР *** и приказом Министра обороны СССР ***. С *** районный коэффициент был снижен с 1,3 до 1,2, без законных оснований. Считает, что уменьшение районного коэффициента фактически является пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм причитающихся истцу, о принятии решения об уменьшении применяемого районного коэффициента и причинах этого, ответчик не уведомлял. Данными действиями ответчика нарушено его право. На основании этого просил восстановить с *** его право на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, обязав Военный комиссариат Амурской области производить исчисление пенсии с *** с применением районного коэффициента 1,3, взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную пенсию за период с *** по *** в сумме *** рублей.

В судебное заседание истец и представитель ответчика не явились, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, ответчиком представлен письменный отзыв, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.

Из письменного отзыва представителя ответчика следует, что Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (для которых установлен районный коэффициент 1,3). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ *** от *** года. Поскольку до настоящего времени другого правового акта на федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** ***. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** ***, по которому предприятия и организация было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3, при этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Истцу до *** ошибочно выплачивался районный коэффициент 1,3 с выходом Постановления Главы администрации Амурской области от *** ***, но так как выплата районного коэффициента 1,3 должна была производиться за счет средств местных органов власти, которые приняли это Постановление, а при исчислении пенсий военным пенсионерам этот районный коэффициент может применяться только при условии выделения дополнительных бюджетных средств, которые ответчику не выделялись и не выделяются до настоящего времени, то с *** во исполнение указания Первого Заместителя министра обороны РФ от *** *** и телеграммы начальника Финансово-Экономического Управления Дальневосточного военного округа ***, выплата районного коэффициента была приведена в соответствие с районным коэффициентом 1,2, установленным на федеральном уровне. Таким образом, военным комиссариатом Амурской области была исправлена допущенная им при назначении пенсии ошибка, и каких-либо препятствий для этого не существует. Контрольными органами указанная ошибка в ходе проведения мероприятий за выплатой пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ является финансовым нарушением и классифицируется как переплата пенсии. Поэтому с *** размер пенсии был приведен в соответствии с законодательством одновременно с очередным повышением окладов денежного содержания. Приведение выплаты пенсий военным пенсионерам в *** г. с районными коэффициентами в соответствие с действующим законодательством не является нарушением социальных гарантий пенсионеров и не может расцениваться как попытка сокрытия необдуманного решения органа военного управления. Ссылка истца на положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод к ней ошибочна, поскольку по смыслу приведенных в ней положений не допускается возможность лишения или ограничения прав человека, предоставленных ему законом. Учитывая, что права на получение истцом пенсии с произвольно установленным районным коэффициентом законом не установлено, в связи с чем, это право невозможно ограничить либо его лишить. Права истца не нарушены, так как взыскание излишне выплаченных денежных средств до *** ответчиком не производилось. На основании изложенного просит в удовлетворении требований отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, подтверждается расчетом на пенсию за выслугу лет, удостоверением серии ***, что Соснин В.В. проходил действительную военную службу, является пенсионером Министерства обороны и получателем пенсии за выслугу лет с ***. При этом его выслуга лет составила 23 года с учетом льготного исчисления периода службы с *** по *** в отдаленной местности - г.Благовещенск Амурской области.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от *** "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон ***), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.

В силу ст. 43 Закона ***, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии со ст. 48 Закона *** (в первоначальной редакции) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Таким образом, применение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет военным пенсионерам допускается только если они проживают в местностях, в которых к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлены районные коэффициенты.

Согласно расчету на пенсию за выслугу лет истца от октября 1994 г., при начислении пенсии за выслугу лет применен районный коэффициент 30%, который как следует из представленных расчетных листков, применялся при исчислении истцу пенсии за выслугу лет до ***, после указанной даты был снижен до 1,2, что, по мнению истца, является незаконным и нарушает его права.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров ССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.

Федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от *** *** и Постановление от *** *** в настоящее время не имеется.

Таким образом, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона РФ *** от *** следует руководствоваться постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** ***, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Согласно ст. 10 Закона РФ от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством. При этом Закон РФ *** не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (***).

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет своих средств и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от *** ***, ст. 48 Закона РФ *** дополнена частью второй, устанавливающей правило о сохранении за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, но выехавшими из этих районов и местностей, размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента.

Как следует из материалов личного пенсионного дела истца, он проходил военную службу с *** по ***, при этом в период с *** по *** служба протекала в отдаленной местности в Амурской области, соответственно, ко дню выхода на пенсию необходимой выслуги лет в районах Крайнего Севера либо приравненных к нему районов, дающих право на повышенный районный коэффициент, истец не имел, в связи с чем, подлежал применению тот районный коэффициент, который был установлен для местности, в которой проходил военную службу истец, то есть районный коэффициент 1,2.

Доводы истца об отнесении Амурской области к отдаленной местности, для которой установлен районный коэффициент 1,3, не основаны на законе, поскольку перечень местной с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе высокогорных районов, пустынных, безводных и отдаленных местностей в централизованном порядке не определен, не существует и единой системы районных коэффициентов за работу в таких районах, имеются отдельные постановления Правительства РФ в отношении определенных районов, как установлено судом, применение районных коэффициентов к заработной плате производится на основании нормативно-правовых актов бывшего СССР, которыми Амурская область отнесена к районам Дальнего Востока (за исключением Зейского, Тындинского и Селемджинского районов), и для которой установлен районный коэффициент 1,2.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

Выплата истцу районного коэффициента 1,3 в период до *** не нарушает прав истца, свидетельствует о выплате истцу пенсии в большем размере, чем это предусмотрено законом, установление районного коэффициента в размере 1.2 в дальнейшем, что также свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца со стороны ответчика, о привидении размера пенсии в соответствие с требованиями законодательства.

Ссылку истца на постановление Правительства РФ от *** *** «О расширении прав отдельных органов исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», которым Министерству обороны предоставлено право увеличивать для гражданского персонала воинских частей единую тарифную сетку по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и для гражданского персонала, во исполнение которого Министром обороны РФ издан приказ от *** *** об утверждении районных коэффициентов, где для Амурской области установлен районный коэффициент 1,3, суд не может считать основанием для установления истцу к пенсии за выслугу лет районного коэффициента 1,3, поскольку из анализа перечисленных в ссылке истца правовых актов следует, что данные районные коэффициенты установлены исключительно для гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, указаний об отнесении районных коэффициентов для исчисления пенсии за выслугу лет военным пенсионерам данный приказ не содержит.

В соответствии с абзацем 5 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, производится с районными коэффициентами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Приказ Министра обороны от *** *** предусматривает установление размеров районных коэффициентов для определенной категории лиц, соответственно, не является тем нормативным правовым актом, которым установлен размер районного коэффициента для всех категорий граждан, работающих и проживающих в перечисленных в приказе местностях.

При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что для местности, в которой истец проходил военную службу, на федеральном уровне установлен районный коэффициент 1,2, возможность выплаты районного коэффициента 1,3 устанавливалась нормативным актом субъекта Российской Федерации и только за счет средств такого субъекта Российской Федерации, а пенсия за выслугу лет военнослужащим выплачивается из средств федерального бюджета, суд приходит к выводу, что оснований для установления при назначении истцу пенсии за выслугу лет районного коэффициента в размере 1,3 не имелось.

Рассматривая доводы истца о том, что пересмотр размера пенсии в связи с уменьшением районного коэффициента нарушает его права на получение пенсии в полном размере, суд находит их ошибочными.

Как установлено судом пенсия за выслугу лет военнослужащим является одним из видов государственных пенсий, установленных законом, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответственно, составные части такой пенсии могут устанавливаться только федеральным законом. Учитывая, что на федеральном уровне районный коэффициент для Амурской области (за исключением районов Зейского, Селемджинского и Тындинского) установлен в размер 1,2, приведение ранее установленного истцу районного коэффициента 1,3 в соответствие с требованием закона не является пересмотром пенсии, в связи с чем, не нарушает права истца, поскольку действующее законодательство на момент назначения истцу пенсии и в настоящее время не предусматривает права истца на исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3.

На основании изложенного, учитывая, что установление с *** размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии за выслугу лет истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии по выслуге лет истца не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении его прав неверным исчислении пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, в удовлетворении требований Соснина В.В. о восстановлении права на исчисление пенсии учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, обязании производить исчисление пенсии за выслугу лет с *** с районным коэффициентом 1,3, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за период с *** по *** в размере *** рублей следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Соснину Виктору Васильевичу в удовлетворении требований к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении с *** права на исчислении пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязании производить исчисление пенсии с *** с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недоплаченной пенсии с *** по *** *** рубля *** копейка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий

2-1445/2011 ~ М-588/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соснин Виктор Васильевич
Ответчики
военный комиссариат
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Калиниченко Татьяна Витальевна
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
24.01.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2011Передача материалов судье
01.02.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2011Судебное заседание
11.03.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее