Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-138/2014 (2-4104/2013;) ~ М-4043/2013 от 14.10.2013

Дело № 2-138/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.***. 2014 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.

при секретаре Караульновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семёновой Т.В. к Администрации Псковской области, Администрации города Пскова о признании права на обеспечение жилым помещением как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Семёнова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области и Администрации города Пскова о признании права на обеспечение жилым помещением как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, а также о возложении на Администрацию города Пскова обязанности по предоставлению истцу на состав семьи один человек за счет средств областного бюджета благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в черте муниципального образования «Город Псков».

В обоснование иска указано, что Семёнова (до брака Кушмылева) Т.В., *** года рождения, отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители К.Н. и К.В. были лишены родительских прав в 1998 году.

В связи с этим распоряжением Администрации Куньинского района от **.***.1998 год №** за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Псковская область, К. район, Ж. волость, д. Ж., ул. Б., собственниками 1/2 части которого на основании договора приватизации являются истец, её братья К.М., К.Д., К.С., К.В., а также К.Н. и К.В.

В период с 1998г. по 2004г. Семёнова Т.В. обучалась и проживала в Н. детском доме, а с 2004 года в ГБОУ Псковской области «К.». В 2006 году она поступила в П. на факультет <наименование факультета>, где проходила обучение до 2011 года.

**.***. 2009 года истец обратилась с заявлением в Администрацию Куньинского района Псковской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако ответ на данное заявление не получила.

Поскольку в период обучения и до достижения возраста 23 лет право на обеспечение жилым помещением как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок реализации этого права Семёновой Т.В. разъяснены не были, с заявлением об обеспечении жилым помещением как лица, относящегося к указанной категории, истец обратилась в начале 2013 года.

Вместе с тем, решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от **.***.2013 года во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями истцу было отказано в связи с отсутствием права на обеспечение жильем.

Семёнова Т.В. с данным решением не согласна, так как до достижения возраста 23 лет она обращалась в Администрацию Куньинского района с заявлением о принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и дальнейшая процедура не была соблюдена по независящим от истца обстоятельствам.

Кроме того, Семёнова Т.В. полагает, что проживание в закрепленном за нею жилье невозможно, в связи с тем, что площадь данного жилого помещения составляет 48,76 кв.м, что значительно менее учетной нормы жилого помещения, установленной на территории К. района.

Поэтому истец просит признать за нею право на обеспечение жилым помещением как за лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, а также обязать Администрацию города Пскова предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, то есть на территории города Пскова.

Истец Семёнова Т.В. и её представитель Мамченко А.И. требования поддержали по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации Псковской области Белкин И.Н. с иском не согласился, поскольку истец имеет закрепленное за нею жилое помещение, которое в установленном порядке не было признано непригодным для проживания.

Согласно представленным письменным возражениям, по мнению ответчика, обязанность органа государственной власти по предоставлению истцу мер социальной поддержки как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не возникла в связи с тем, что Семенова (до брака Кушмылева) Т.В. до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган не обращалась, такое обращение поступило лишь **.***.2013 года.

Представитель ответчика Администрации города Пскова Никитина Е.М. с иском не согласилась по аналогичным основаниям.

Представители третьих лиц Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. и Территориального управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Кузнецов С.О. полагали исковые требования необоснованными.

Представитель третьего лица Государственного финансового управления Псковской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрации Куньинского района в судебное заседание также не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав истца Семёнову Т.В. и её представителя Мамченко А.И., представителя ответчика Администрации Псковской области Белкина И.Н., представителя ответчика Администрации города Пскова Никитину Е.М., представителя третьего лица Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогову Н.Б., представителя третьего лица Территориального управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Кузнецова С.О., пояснения свидетелей К.С. и С.И., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, в том числе предусмотрено право на обеспечение жилыми помещениями.

Положениями статьи 8 указанного Федерального закона, а также ст. 107 ЖК РФ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На территории Псковской области порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Законом Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Суд при разрешении спора также учитывает, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также обстоятельства, при наличии которых такое проживание признается невозможным на территории Псковской области определены Положением, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 24.05.2013 N 217. Аналогичные основания приведены в ст. 6 Закона Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ.

Судом установлено, что Семёнова (до брака Кушмылева) Т.В., *** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по тем основаниям, что её родители К.В. и К.Н. заочным решением К. районного суда от **.***.1998 года были лишены родительских прав (л.д. 16).

В связи с этим истец распоряжением Администрации Куньинского района от **.***.1998 года №** была направлена в детское государственное учреждение. Одновременно за нею было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Псковская область, К. район, Ж. волость, д. Ж., ул. Б. (л.д. 17).

Оценивая доводы сторон, суд учитывает, что уже на момент закрепления указанного жилого помещения общей площадью 78,40 кв.м. за истцом по данному адресу были зарегистрированы по месту жительства 8 человек (л.д. 20). На долю истца приходилось 9,8 кв.м, что менее установленной на территории К. района учетной нормы жилого помещения, которая составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Следовательно, Семёнова (Кушмылева) Т.В. не была обеспечена жилым помещением в соответствии с установленными нормами и нуждалась в предоставлении жилого помещения.

Как следует из выписки из похозяйственней книги №** от **.***.2013 года, выданной Главой сельского поселения «Ж. волость» (л.д. 21), в настоящее время в закрепленном за истцом жилье, зарегистрированы пять человек, в том числе лишенные родительских прав в отношении истца родители К.В. и К.Н.

Кроме того, суд принимает во внимание, что с учетом иных лиц, обладающих правом в отношении указанного жилого помещения, оснований полагать, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю истца, превышает установленные нормы, не имеется.

То обстоятельство, что в настоящее время Семёнова (Кушмылева) Т.В. проживает в жилом помещении, общей площадью 66,2 кв.м, собственником 1/4 доли которого является её супруг С.И., расположенном по адресу: г. Псков, ул. Н., д. №**, кв. №**, по мнению суда, об обеспеченности истца жилым помещением не свидетельствует, так как на каждого члена семьи истца, приходится площадь 5,516 кв.м, что значительно меньше учетной нормы площади жилого помещения определенной постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2005 N 447 и составляющей 14 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Суд также учитывает, что закрепленное за истцом жилое помещение требует капитального ремонта в связи с тем, что его состояние не обеспечивает безопасность нахождения в нём граждан и нормальные условия для постоянного проживания.

Согласно акту обследования помещения от **.***.2011 года, составленному межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы К. района от **.***.2008 №**, (л.д. 86) указанный жилой дом имеет деформацию фундамента, нижние венцы в стенах дома поражены гнилью, необходимо произвести укрепление крыши, замену окон и дверей, дощатых полов, ремонт отопительной печи, замену электропроводки, а также косметический ремонт жилых помещений и коридора.

Принимая во внимание техническое состояние указанного жилого помещения, которое также отражено в фототаблице, приобщенной к материалам дела, и исходя из указанных фактических обстоятельств, суд признает, что проживание Семёновой (Кушмылевой) Т.В. в закрепленном за нею жилом помещении невозможно.

Следовательно, истец имеет право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Из материалов дела также усматривается, что с **.***.1998 года по **.***.2004 года Семёнова Т.В. являлась воспитанницей Н. детского дома (л.д. 22). С **.***.2004 года по **.***.2006 года она обучалась в ГБОУ Псковской области «К.», где была зарегистрирована по месту пребывания. В дальнейшем истец проходила обучение в П. на факультете <наименование факультета> и была зарегистрирована по адресу общежития.

Судом установлено, что в связи с отсутствием жилого помещения для проживания, Семёнова Т.В. **.***.2013 года обратилась в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области с заявлением об обеспечении жилым помещением. Ей было рекомендовано обратиться в Территориальное управление Куньинского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области для рассмотрения вопроса о возможности принятия на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.

Повторное обращение Семёновой Т.В. было рассмотрено на заседании жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей **.***. 2013 года.

Как видно из выписки из протокола №** заседания комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 40-41) во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истцу было отказано в связи с отсутствуем права на обеспечение жильем.

Непосредственным основанием послужило то обстоятельство, что с заявлением об обеспечении жильем Семёнова Т.В. до достижения возраста 23 лет не обращалась и имеет закрепленное за нею жилое помещение.

Оценивая доводы сторон и доводы, приведенные в обоснование принятого по заявлению Семёновой Т.В. решения, суд учитывает, что проживание в закрепленном за истцом помещении фактически невозможно.

Суд также учитывает, что согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на обеспечение жильем во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Жилые помещения предоставлялись по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

При этом достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.

Разрешая требования Семёновой Т.В., суд принимает во внимание, что **.***.2009 года, то есть до достижения возраста 23 лет, истец обратилась в Администрацию Куньинского района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Действительно, при обращении в орган местного самоуправления о наличии специального статуса истец не указала, однако о принадлежности Семёновой (Кушмылевой) Т.В. к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищной комиссии было известно, что усматривается из протокола №** от **.***.2009 года (л.д. 61-62). При этом комиссией было постановлено принять решение о принятии на учет после признания истца малоимущей.

Необходимые документы истцом представлены не были в связи с тем, что сообщение Администрации Куньинского района о необходимости предоставления материалов согласно перечню истцом не получено.

Поэтому суд полагает, установленным, что Семёнова Т.В. обращалась в уполномоченный орган с целью принятия на учет нуждающихся в жилом помещении, до достижения возраста 23 лет, однако на учет нуждающихся принята не была по формальным основаниям.

Оценивая указанные обстоятельства, суд учитывает, что Семёнова Т.В. социально была не защищена и должным образом не приспособлена к жизненным условиям, поэтому надлежащим образом самостоятельно сформулировать основания принятия на учет нуждающихся, как и выполнить необходимые условия в целях реализации права на обеспечение жильем, не смогла.

В дальнейшем в Администрацию Куньинского района истец не обращалась, в связи с тем, что была беременна, проходила лечение, и полагала, что ей следует ждать принятого по заявлению решения.

Суд также учитывает, что по утверждению истца, сотрудники образовательных учреждений не разъясняли ей право на обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок реализации этого права.

Лишь узнав в начале 2013 года о том, что её брат К.С. был обеспечен жилым помещением как лицо из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она обратилась в органы социальной защиты населения, где ей сообщили о необходимости обращения с заявлением о признании нуждающейся в целях реализации права на обеспечение жильем как лицом из числа-детей-сирот.

При разрешении возникшего спора суд принимает во внимание, что Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, поэтому, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества, в том числе и в области осуществления права на жилище (ст. 40).

Поэтому суд полагает, что отсутствие Семёновой Т.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях при наличии уважительных причин, приведших к этому, не может являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законом права на обеспечение жильем, которое не было реализовано истцом по объективным причинам.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что имеются законные основания для признания за Семёновой Т.В. права на обеспечение жилым помещением как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку истец постоянно проживает и работает в г. Пскове, и обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, требование истца о возложении на Администрацию города Пскова обязанности по предоставлению за счет средств областного бюджета благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в черте муниципального образования «Город Псков» суд также находит обоснованным.

Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Семёновой Т.В. удовлетворить.

Признать за Семёновой Т.В. право на обеспечение жилым помещением как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств субъекта Российской Федерации.

Возложить на Администрацию города Пскова обязанность по предоставлению Семёновой Т.В. на состав семьи один человек за счет средств областного бюджета благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, в черте муниципального образования «Город Псков».

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.***. 2014 года.

Судья С.М. Тесёлкина

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.

2-138/2014 (2-4104/2013;) ~ М-4043/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семенова Татьяна Викторовна
Ответчики
Администрация г.Пскова
Администрация ПО
Другие
Финансовое управление Администрации Псковской области
ГГУ СЗН ПО
ТУ г.Пскова ГГУ СЗН ПО
Администрация Куньинского района Псковской области
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Теселкина Светлана Михайловна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
14.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2013Передача материалов судье
17.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2013Судебное заседание
05.12.2013Судебное заседание
09.01.2014Судебное заседание
03.02.2014Судебное заседание
06.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2014Дело оформлено
07.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее