Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1064/2013 ~ М-970/2013 от 03.06.2013

№ 2-1064\2013

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02 августа 2013 года                              г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                 Рощупкиной И.А.

при секретаре судебного заседания:            Тумбиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия в непринятии мер по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и отселению граждан, возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия в непринятии мер по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и отселению граждан, возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения. В обоснование исковых требований которого указал, что дом № 24 по <адрес> включен в перечень жилых помещений, подлежащих расселению в рамках реализации мероприятий муниципальной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, на территории МО <адрес> в 2011 году. Пояснил, что ФИО2 и члены её семьи являются нанимателями квартиры № 5 в доме № 24 по <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма, которая является муниципальной собственностью. Распоряжением Администрации МО <адрес> № 116-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта межведомственной комиссии об отнесении жилых домов к категории непригодных для проживания» дом № 24 по <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания, <адрес> года постройки, процент износа - 74%. Заключением Межведомственной комиссии №421 от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом №24 по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Ссылался, что согласно полученной от ответчика информации проект распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим сносу находится на согласовании. Акцентировал внимание, что несмотря на включение жилого дома №24 по <адрес> в <адрес> в перечень жилых помещений, подлежащих расселению в рамках реализации мероприятий муниципальной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории МО <адрес> в 2011 году, администрацией МО <адрес> не предприняты меры к переселению граждан, не исполнены обязательства по предоставлению ФИО2 жилого помещения на условиях договора социального найма. В связи с этим просит суд признать незаконным бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в непринятии мер по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, обязать администрацию МО <адрес> предоставить ФИО2 и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью жилого помещения не менее 48 кв.м и не более 60 кв.м. на состав семьи пять человек. Также просил признать бездействия администрации МО <адрес> выразившиеся в непринятии мер по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и непринятии мер к отселению граждан незаконными.

В судебном заседании истец ФИО2 и помощник прокурора <адрес> ФИО4 уменьшили с учетом имеющегося в собственности жилого помещения исковые требования и просили обязать ответчика предоставить истцу и членам её семьи благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью жилого помещения не менее ранее занимаемому в размере 35,1 квадратных метра на состав семьи три человека. Также просили признать незаконным бездействие Администрации МО <адрес>, выразившееся в непринятии мер по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и непринятии мер к отселению граждан. Привели доводы, изложенные в исковом заявлении.

Третьи лица ФИО5 и Бобрикова поддержали уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности, против иска возражал, указав, что ФИО1 вопроса о предоставлении жилого помещения в связи со сносом относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, при этом снос дома будет производиться в декабре 2013 года, необходимо время для оформления прав на жилые помещения в построенном доме, и наниматели будут обеспечены жилыми помещениями.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО2 является по договору социального найма №419-СН от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем жилого помещения состоящего из двух комнат, общей площадью 35,1 кв. м. - квартиры № 5 дома № 24 по <адрес> в <адрес>

В данном жилом помещении, согласно сведений о регистрации, предоставленных МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" зарегистрирована истец, ее супруг ФИО5 и дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением администрации МО <адрес> №116-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт межведомственной комиссии об отнесении жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания, которым дом № 24 по <адрес> признан непригодным для проживания, <адрес> года постройки, процент износа - 74%.

Спорный жилом дом №24 по <адрес> в <адрес> включен в перечень жилых помещений, подлежащих расселению в рамках реализации мероприятий муниципальной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории МО <адрес> в 2011 году.

Заключением Межведомственной комиссии №421 от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом №24 по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, распоряжением Администрации МО <адрес> № 1578-р от ДД.ММ.ГГГГ дом № 24 по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу с указанием Управлению жилищной политики Администрации МО <адрес> на необходимость предоставить нанимателям жилые помещения социального использования и произвести отселение до ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истец состоит в органах местного самоуправления на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходит в установленном порядке перерегистрацию, что подтверждается соответствующей справкой администрации МО <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 является собственником однокомнатной квартиры №12 <адрес> в <адрес>.

Обязанность по предоставлению истцу жилого помещения при признании дома аварийным и подлежащим сносу прямо установлена положениями статей 86-89 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

При этом суд принимает во внимание, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Не оспаривая своей обязанности по предоставлению другого жилого помещения в связи со сносом ранее занимаемого, администрация г. Салехард установила сроки сноса и отселения граждан. Вместе с тем, данные сроки неоднократно изменялись, и их нельзя признать разумными.

При этом согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Право на предоставление жилого помещения в порядке ст. ст. 57, 86-89 ЖК РФ возникло у истца ещё в 2006 году, когда жилой дом, где находится её жилое помещение, был признан непригодным для проживания. С 2006 года и выполоть до рассмотрения дела данное право не было реализовано. В связи с изложенным и с учётом всех обстоятельствах данного дела, требования прокурора в части предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма истице и членам ее семьи являются обоснованными, подлежат удовлетворению.

Положения части 5 статьи 57 ЖК РФ определяют, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

ФИО1 МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 34 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 16 квадратных метров и не более 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семей, состоящих из двух и более человек.

Согласно части 3 статьи 18 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>" при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданам, не желающим передавать жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма либо принадлежащие им на праве собственности, жилое помещение по договору социального найма предоставляется в дополнение к имеющемуся, то есть исходя из нормы предоставления за вычетом общей площади жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо находящегося в собственности.

При указанных обстоятельствах, истцу с учетом членов ее семьи администрация МО <адрес> обязана в дополнение к имеющемуся в собственности ФИО2 жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в черте <адрес>, общей площадью не менее ранее занимаемому по договору социального найма жилому помещению за вычетом общей площади находящегося в собственности истца жилого помещения.

Следовательно, уточненные исковые требования в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Из указанных выше положений законодательства следует, что принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроков его сноса и отселения проживающих в нем граждан, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Буквальное толкование указанных выше норм позволяет сделать вывод, что граждане вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Между тем, из материалов дела следует, что со стороны администрации МО г. Салехарда отсутствует бездействие в непринятии мер по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и отселению граждан. Так в распоряжении администрации МО г. Салехарда№116-р от 25.02.2006 года в п.2 определено о производстве поддерживающих мероприятий, обеспечивающих безопасные и санитарные условия проживания, в указанных в нем многоквартирных домах в течении 10 лет. Распоряжением администрации № 1578-р от 12.10.2012 года определен срок отселения граждан, проживающих в <адрес> в <адрес> в муниципальном жилищном фонде, до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку ответчиком мероприятия по признанию спорного дома аварийным и подлежащим сносу и отселению граждан проводятся, доказательств бездействия стороной истца не представлено, исковые требования прокурора в данной части подлежат оставлению без удовлетворения с разъяснением права на обращение с указанными требованиями в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия в непринятии мер по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и отселению граждан, возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО2 и членам его семьи благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью жилого помещения не менее ранее занимаемому в размере 35,1 квадратных метра на состав семьи три человека.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Копия верна:

Председательствующий /подпись/ И.А.Рощупкина

Председательствующий И.А.Рощупкина

2-1064/2013 ~ М-970/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тараканова Виктория Ивановна
Прокурор г. Салехард
Ответчики
Администрация муниципального образования г. Салехард
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Рощупкина Ирина Александровна
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
03.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2013Передача материалов судье
06.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2013Судебное заседание
30.07.2013Судебное заседание
02.08.2013Судебное заседание
07.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее