Дело № 2-237/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2018 года пгт. Шаля Свердловская область
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,
при секретаре Бушуевой Н.Г.,
с участием истца М.Н.А.,
представителя ответчика С.,
специалиста Управления архитектуры и градостроительства администрации Шалинского городского округа П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Е.А. к Администрации Шалинского городского округа об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение взамен непригодного для проживания
установил
М.Е.А. обратилась в суд с требованием о возложении на Администрацию Шалинского городского округа обязанности предоставить на условиях социального найма вне очереди жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому - не менее 27,9 кв.м., расположенное в пределах <адрес>. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между МУП «<адрес> ЖКО» (Наймодатель) и М.Е.А. (Наниматель) заключен договор № социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Распоряжением главы Шалинского городского округа № 142-рп от 20.04.2012 жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания и подлежащим сносу до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3 этого же Распоряжения ответчик обязался предоставить истице жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания в тот же срок – до ДД.ММ.ГГГГ. В указанный срок жилое помещение М.Е.А. не предоставлено.
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на письмо истицы, администрация Шалинского городского округа направила ей гарантийное письмо о предоставлении жилого помещения в срок до 2018 года. Вместе с тем, до настоящего времени обязательство администрацией не исполнено, многоквартирный дом, в котором находилось жилое помещение, принадлежащее истице по договору социального найма, снесен.
Истица просит возложить на Администрацию Шалинского городского округа обязанность предоставить ей на условиях социального найма жилое помещение вне очереди равнозначное по площади ранее занимаемому - не менее 27,9 кв.м., расположенное в пределах <адрес>, отвечающее установленным требованиям.
В ходе судебного разбирательства истица поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что данную квартиру она заняла на основании ордера, выданного <адрес> леспромхозом. Позднее, с МУП «<адрес> ЖКО» ею был заключен договор социального найма. Кроме неё в этой квартире зарегистрирован её супруг М.В.А., а дочь с внуком снялись с регистрационного учета по указанному адресу и проживают в ином месте. В настоящее время многоквартирный дом самовольно кем-то снесен. Они проживают в квартире по адресу: <адрес>, которую получил её супруг по дарственной в собственность.
Третье лицо – М.В.А., ранее участвовавший в судебном заседании, исковые требования М.Е.А. поддержал.
Представитель ответчика - администрации Шалинского городского округа С. возражал против удовлетворения исковых требований в связи с тем, что жилой дом, в котором расположена указанная квартира, признан аварийным, подлежащим сносу 04.03.2016 и не включен в региональную и муниципальную адресную программу «Переселение граждан Шалинского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах». Данная Программа по переселению разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Региональной адресной программой по переселению граждан из непригодного для проживания жилья. Программа по переселению и указанный Федеральный закон предусматривали переселение граждан из аварийного жилищного фонда, которое признано аварийным до 01.01.2012, но даже квартира, на которую истицей был заключен договор социального найма, была признана непригодной для проживания 20.04.2012, то есть после истечения указанного срока. В настоящее время реализация названной программы на территории Шалинского городского округа завершена с 01.09.2017. Заявление М.Е.А.. о принятии её на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления жилого помещения по программе «переселение из ветхого жилья», подано в Администрацию Шалинского городского округа 15.05.2013, то есть после установленного вышеназванными законодательными нормами срока. В настоящее время на территории Свердловской области и Шалинского городского округа не разработана новая программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Финансирование на указанные цели не запланировано. Дополнительное финансирование сверх программы, а также свободные жилые помещения у Администрации отсутствуют. Источником финансирования строительства (приобретения) жилых помещений для указанной категории лиц являются средства федерального и регионального бюджетов, а не местного бюджета в соответствии с утвержденными федеральными (областными) программами. В собственности супруга истицы имеется квартира. Просит в удовлетворении требований истца отказать.
Выслушав истицу М.Е.А., представителя ответчика С., заключение специалиста П., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как показал специалист П., он помнит данный многоквартирный дом. Первый раз с комиссией они приезжали и признали ветхой спорную квартиру истца. После приезжали и признали весь многоквартирный дом аварийным и подлежащим расселению до 01.01.2015. Почему-то, если дом пустует, то его жители сносят самовольно. В настоящее время уже принята региональная программа переселения из аварийного жилья, которая действует до 2024 года. Они разрабатывают муниципальную программу, куда включат граждан, которым надлежало предоставить жилье до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истица относится к данной категории, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, она будет включена в данную программу. М.Е.А. не попала в предыдущую программу переселения из ветхого жилья на период 2013-2017 годов, поскольку её жилье было признано аварийным после 01.01.2012.
Согласно паспортным данным истца и третьего лица - они зарегистрированы по адресу: <адрес>
Как видно из представленных доказательств - МУП «<адрес> ЖКО» (Наймодатель) заключило договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ за № с М.Е.А. (Наниматель) на однокомнатную квартиру <адрес>
Из акта обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилое помещение - указанная квартира <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания (л.д.8).
По заключению Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания (л.д.9).
Распоряжением главы Шалинского городского округа №-рп от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, а истице надлежало предоставить другое жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Однако ДД.ММ.ГГГГ между истицей и МУП «<адрес> ЖКО» вновь заключен договор социального найма № на указанную квартиру <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ответчик в ответ на заявление М.Е.А. гарантировал истице предоставление жилого помещения (квартиры) взамен ветхой, признанной непригодной для постоянного проживания в срок до 2018 года (л.д.12).
Постановлением главы администрации Шалинского городского округа за № 564 от 11.06.2013 М.Е.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.40).
Согласно акту обследования помещения и Заключению межведомственной комиссии (оба за № от ДД.ММ.ГГГГ) - весь многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу (л.д. 78-80).
Распоряжением главы Шалинского городского округа № 105-рп от 04.03.2016 многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, надлежит произвести отселение нанимателей, собственников из жилых помещений в многоквартирном доме в срок до 01.01.2026, после чего в течение календарного года с момента переселения произвести снос дома (л.д.77).
На момент рассмотрения настоящего дела – из представленных представителем ответчика распоряжений главы Шалинского городского округа видно, что указанный многоквартирный дом, как аварийный, под снос до сих пор не попал (л.д.56-63).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2013 № 727-ПП «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах» вынесено Постановление Администрации Шалинского городского округа от 17.05.2013 № 453 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан Шалинского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах» (в ред. Постановления № 82 от 09.02.2017), которым дом по адресу: <адрес> не включен в указанную программу.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из этого Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
При этом, ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения): находящиеся в ветхом состоянии; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Как установлено из представленных в судебном заседании доказательств и на что указано выше, жилое помещение принадлежащее истице на основании договора социального найма, признано аварийным, подлежащим сносу по результатам его обследования в 2012 году.
Пунктами 49, 50, 51 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 установлено, что орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.
В случаях признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.
На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Исследованными материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом, в котором расположена квартира истицы, не включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан Шалинского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах».
Пунктом 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма представляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном Порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ), что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Доводы представителя ответчика, что муж истицы имеет в собственности другое жилое помещение, не может быть принято во внимание, поскольку в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, указано, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, поскольку предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома носит компенсационный характер.
В отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 57 ЖК РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании статьи 89 ЖК РФ.
С учетом изложенного суд счел, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению М.Е.А. вне очереди жилого помещения, благоустроенного, равнозначного по общей площади ранее занимаемому помещению по адресу: квартира <адрес>, признанному непригодным для проживания (аварийному, подлежащему сносу) - на территории <адрес>, отвечающего установленным требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск М.Е.А. к Администрации Шалинского городского округа об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому помещению, признанному непригодным для постоянного проживания (аварийного, подлежащего сносу) - не менее 27,9 кв.м., расположенное в пределах <адрес>, отвечающего установленным требованиям, удовлетворить.
Обязать Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области предоставить М.Е.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому помещению по адресу: <адрес>, признанному непригодным для постоянного проживания (аварийного, подлежащего сносу) - не менее 27,9 кв.м., расположенное в пределах <адрес>, отвечающее установленным требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 20.06.2018.
Судья В.Е. Ярославцев