Дело № 2-1849/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2017 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
Председательствующего судьи Сергеевой Н.Н.
При секретаре Сухановой А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агентства по имуществу Калининградской области к СЮА об изъятии земельного участка для государственных нужд,
У С Т А Н О В И Л:
Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, в которым просило изъять в собственность Калининградской области для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1080 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для ведения садоводства, расположенный по адресу: < адрес > с/т «Энергетик», принадлежащий на праве собственности ответчику СЮА, определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости, который составляет 1 142 100 рублей, прекратить право собственности СЮА на указанный выше земельный участок, обратить к немедленному исполнению принятое по настоящему гражданскому делу судебное решение.
В обоснование заявленных требований указано, что Правительством Калининградской области принято решение о проведении реконструкции второй очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом) первого этапа строительства - от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда к городу Гурьевску), утверждена документация по планировке территории с проектом межевания в его составе для размещения соответствующего линейного объекта. В состав территории, спроектированной для проведения указанных выше работ, входит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1080 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для ведения садоводства, расположенный по адресу: < адрес > с/т «Энергетик», принадлежащий на праве собственности ответчику СЮА < Дата > издано постановление № 381 «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд Калининградской области» согласно которому подлежит изъятию у ответчика путем выкупа земельный участок с кадастровым номером № площадью 1080 кв.м.
В этой связи 30.09.2016 года ответчику был направлен проект соглашения об изъятии с отчетом об оценке для ознакомления и подписания. Согласно отчету, подготовленному ООО «НЦ «Балтэкспертиза», стоимость возмещения в связи с изъятием указанного выше земельного участка складывается из суммы рыночной стоимости указанного объекта и размера убытков, причиненных изъятием, и составляет 1 142 100 рублей. Однако, до настоящего времени соглашение с ответчиком не подписано. Данное обстоятельство препятствует проведению работ по реконструкции линейного объекта и исполнению указанных выше правовых актов.
Ссылаясь положения статей 239.2,279, 281, 282 Гражданского кодекса РФ, 56.2, 56.3, 56.6 - 56.10 Земельного кодекса РФ Агентство по имуществу Калининградской области просило суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Агентства по имуществу Калининградской области Андгуладзе Д.З. исковые требования поддержала по указанным выше доводам и основаниям.
Ответчик СЮА в судебное заседание не явился, о существе спора, дате, времени и месте судебного заседания извещена судом по адресу указанному истцом. От получения заказной корреспонденции суда уклонился.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, и оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Агентства по имуществу Калининградской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII. 1. Земельного кодекса РФ, статьями 56.2 - 56.11.
В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи" заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для: направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно статье 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Как установлено судом, Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года № 65 утверждена Государственная, программа Калининградской области «Развитие транспортной системы».
15 мая 2014 года постановлением Правительства Калининградской области от № 286 утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе для размещения линейного объекта «Реконструкция второй очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах первого этапа строительства - «От транспортной развязки на Московском проспекте, с учетом ее реконструкции, до транспортной развязки на Зеленоградск включительно» (от мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя на Южном обходе города Калининграда до км 11+680 существующего километража автомобильной дороги Северный обход города Калининграда).
29 сентября 2015 года Правительством Калининградской области для государственных нужд Калининградской области, а именно для реконструкции второй очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом) первого этапа строительства - от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда к городу Гурьевску, было принято постановление № 381, согласно которому, подлежит изъятию для государственных нужд Калининградской области земельный участок с кадастровым номером № площадью 1080 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для ведения садоводства, расположенный по адресу: < адрес > с/т «Энергетик», принадлежащий на праве собственности ответчику СЮА
30 сентября 2016 года Агентством по имуществу Калининградской области собственнику СЮА было направлено уведомление об изъятии для государственных нужд принадлежащего ему земельного участка с проектом соответствующего соглашения об изъятии за 1 142 100 рублей и копией отчета об оценке размера возмещения, до настоящего времени соглашение не подписано.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Агентство по имуществу Калининградской области указывает на истечение установленного девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и фактический отказ СЮА заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на предлагаемых Агентством условиях.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что основанием к принятию Правительством Калининградской области решения об изъятии исходного земельного участка с кадастровым номером № площадью 1080 кв.м., явилась необходимость использования такого земельного участка для реконструкции транспортной развязки в Калининградской области, то есть для нужд Калининградской области.
Необходимость и обоснованность изъятия принадлежащего ответчику СЮА земельного участка, для государственных нужд Калининградской области при разрешении настоящего спора ответчиком не оспаривалась.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно статье 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.
В случае если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
При обращении в суд Агентством по имуществу Калининградской области был представлен отчет № № от < Дата >, выполненный ООО «НЦ Балтэкспертиза», согласно которому размер возмещения за изымаемый у СЮА земельный участок составляет 1 142 100 рублей.
Выводы специалистов относительно рыночной стоимости изымаемого земельного участка ответчиком не оспорен и может быть приняты судом для определения стоимости возмещения за изъятие участка для государственных нужд.
В соответствии со статьей 56.11. Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности. В результате изъятия земельного участка, принадлежащих гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.
При таких обстоятельствах, учитывая, что между сторонами в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере возмещения в связи с изъятием земельных участков, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований истца в части изъятия принадлежащего СЮА земельного участка, определения стоимости возмещения в связи с изъятием, равной 1 142 100 рублей, прекращения права собственности на изымаемые объекты недвижимости.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о земельном участке и его правообладателях.
В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой Агентство по имуществу Калининградской области было освобождено в силу закона, подлежат взысканию с ответчика СЮА
Разрешая ходатайство истца об обращении решения суда по настоящему гражданскому спору к немедленному исполнению, суд не усматривает оснований для его удовлетворения.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным.
Каких-либо доказательств возможности наступления значительного ущерба в случае замедления исполнения- решения, суду не представлено. Также не установлены обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда по настоящему гражданскому спору.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Агентства по имуществу Калининградской области к СЮА об изъятии земельного участка для государственных нужд – удовлетворить.
Изъять у СЮА в собственность Калининградской области для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью 1080 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для ведения садоводства, расположенный по адресу: < адрес >, с/т «Энергетик».
Определить размер возмещения в связи с изъятием указанных выше объектов недвижимости – 1 142 100 (один миллион сто сорок две тысячи сто) рублей, подлежащие уплате СЮА, в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Прекратить право собственности СЮА на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1080 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для ведения садоводства, расположенный по адресу: < адрес > с/т «Энергетик».
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о земельном участке и его правообладателях.
Взыскать с СЮА в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2017 года.
Судья: подпись