РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2016 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Глазуновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах Елисеева ФИО12 к мэрии г.о. Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Елисееву А.С. на состав семьи один человек жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указал, что Елисеев А.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Родители Елисеев С.А. и Елисеева О.Я. судебным решением лишены родительских прав. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 Елисеев А.С. принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда с составом семьи один человек с ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора Автозаводского района г. Тольятти Петров М.Б., действующий по удостоверению, заявленные требования поддержал по всем основаниям, изложенным в иске.
Истец Елисеев А.С. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что закончил 9 классов, проживает с бабушкой по Цветному бульвару, 16а-40, учился в Тольяттинском колледже, однако не закончил, продолжает числиться. Зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, ул. Автостроителей, 98-308, но в этой квартире не проживает, поскольку в квартире отключен свет, вода, перекрыта канализация за неуплату коммунальных платежей. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель мэрии г.о. Тольятти Зыков В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Право на внеочередное обеспечение жильем у указанной категории лиц отсутствует. Действующее законодательство предусматривает одинаковые гарантии прав на жилые помещения, без наделения преимуществами одних лиц из единой категории перед другими лицами. Поэтому в случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права сирот, включенных в список очередности ранее Елесеева А.С. Кроме того, жилье для указанной категории граждан приобретается после выделения субвенций из бюджета в порядке очередности. Денежных средств недостаточно для обеспечения единовременно всех нуждающихся граждан указанной категории. Считает, что права Елисеева А.С. мэрией г.о. Тольятти в данном случае не нарушены, поскольку он поставлен в очередь на обеспечение жильем, по мере поступления денежных средств и продвижения очереди истцу будет приобретено благоустроенное жилье. В удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с положениями ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (ч. 1). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9).
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый год.
Судом установлено, что Елисеев ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать Елисеева О.Я., отец Елисеев С.А. решением Автозаводского райсуда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении Елисеева А.С. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Елисеева О.Я., Елисеев С.А. в родительских правах не восстановлены. ДД.ММ.ГГГГ Елисеев С.А. умер. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении, копией решения, свидетельством о смерти.
На основании постановления администрации Автозаводского района г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № над Елисеевым А.С. установлена опека, опекуном назначена бабушка Ибрагимова Л.Е.
Постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ за Елисеевым А.С. сохранено право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: <адрес>
Постановлением мэра г.о. г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №/П опека над Елисеевым А.С. отменена, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Елисеев А.С. находился в ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКОУ для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский <адрес> «Ласточка», с ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, детский дом-школа «Единство».
Елисеев А.С. на основании приказа о зачислении № от ДД.ММ.ГГГГ обучался на бюджетной форме обучения по профессии 262023.01 Мастер столярного и мебельного производства в ГАОУ СПО ТКСТП. Данные обстоятельства подтверждаются справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из карточки регистрации видно, что ДД.ММ.ГГГГ Елисеев А.С. был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из уведомления Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Елисеев А.С. в реестре собственников не значится, зарегистрированных прав на недвижимое имущество не имеет.
Из выписки из распоряжения мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 «О включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» видно, что Елисеев А.С. включен в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на основании п.3 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку право Елисеев А.С. на обеспечение жилым помещением не было реализовано, прокурор Автозаводского района г. Тольятти обратился в Центральный районный суд г. Тольятти с данным иском.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет в числе иных целей, определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведенные положения ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда истцу, будут нарушены права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в список до Елисеева А.С., поскольку исходя из содержания положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возникновение такого права незамедлительно после его возникновения.
Таким образом, принимая во внимание, что Елисеев А.С. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, с ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поэтому суд приходит к выводу о том, Елисеев А.С. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде и должен быть обеспечен жильем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Иск Прокурора Автозаводского района г.Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Елисееву ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи один человек жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано, на него может быть подано апелляционное представление в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Соболева Ж.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ